Остались считанные дни до того момента, когда, придя на приём в поликлинику, вы встретитесь со вчерашними выпускниками медицинских вузов, которые не рассчитывали так рано приступить к лечению граждан.
В результате блицкрига, предпринятого Минздравом России, подавляющее большинство выпускников медицинских высших учебных заведений отправятся на рабочие места в первичное звено здравоохранения, т. е. в поликлиники. Сказать, что сами выпускники в шоке, — не сказать ничего. Ибо поступали и учились они по программе, которая обязывала их по окончании учебного заведения получить врачебную специализацию, либо годичную, либо двухгодичную, а уж потом приниматься за лечение больных. Что именно произошло в Рахмановском переулке в недрах министерства, сказать трудно, но три месяца назад его обитатели приняли решение, претендующее, на мой взгляд, на статус судьбоносного для граждан всей страны. И мы, жители донского региона, конечно же, не являемся исключением.
В нашей стране начиная с 1967 года программа обучения будущих врачей представляла собой двухэтапный процесс. Этот принцип является основополагающим во всех странах мира, а в некоторых присутствует ещё и третий этап. Между получением базового медицинского образования и началом самостоятельной медицинской практики обязательно присутствует специализация, дополнительное образование под руководством профессорско-преподавательского состава и старших коллег. Такая специализация в некоторых странах длится не меньше, а порой и дольше, чем основной курс обучения.
В России в первые шесть лет обучения будущие врачи получают теоретическую подготовку. По окончании обучения выпускникам вручают диплом, но он не даёт им права самостоятельно лечить пациентов. Чтобы лечить людей, необходим ещё и сертификат, для получения которого врачи учатся дальше — от года до трёх лет. Только после этого врач юридически допускался, что называется, к постели больного.
С этого же года Минздрав России решил, что обучения в течение шести лет достаточно, чтобы вчерашние выпускники приступили к самостоятельной деятельности. И неважно, что учебная программа не была на это рассчитана. Зато абитуриенты будут обучаться уже по новым стандартам… которых ещё никто не видел, зато обещают, что они будут. Сегодня же 80% выпускников медвузов должны будут на три года пойти работать терапевтами и педиатрами в поликлиники и только после этого получат шанс поступить в ординатуру для освоения выбранной специальности.
Фактически выпускникам прописали три года подневольной низкооплачиваемой работы. Про условия труда в поликлиниках я промолчу. Проще говоря, молодых выпускников в приказном порядке «забрили» в поликлиники. А ведь ещё Антон Павлович Чехов писал, что «амбулаторный приём не поддаётся описанию». Чем же вызвана была необходимость принятия такого решения? По-видимому, хроническая нехватка врачей первичного звена, будучи извечной головной болью руководства страны и области (а в России не хватает 34 тысяч врачей — участковых терапевтов и педиатров), достала окончательно. При этом число врачей за последнее десятилетие неуклонно сокращается, и признаков того, что оно начнёт расти, совсем не наблюдается. Совсем.
Формально придраться не к чему. Диплом есть? Есть. Аккредитация есть? Есть. По итогам же года министерство области планирует таким образом укомплектовать лечебные учреждения врачами на 87%. Но «цыплят» посчитаем уже в следующем году, и возможно, что часть из них вообще решит не продолжать путь врачевания, а попробует найти себя на другом поприще.
Данный вопрос оказался столь серьёзен, что им озаботился и наш губернатор, заверив, что на Дону будет создан институт наставничества молодых врачей. Это, конечно, воодушевляет. Однако: когда, как, кем он будет создан, как он будет работать, и за какие, собственно говоря, деньги?
Вчерашним же выпускникам хочется пожелать не стать «диспетчерами», перефутболивающими пациентов к коллегам.
Главным врачам поликлиник — терпения и побольше волос на голове.
Ну а нам всем, конечно же, здоровья и по возможности не болеть.