Шахтеры «Гуковского треугольника» дошли до Ростова-на-Дону. «Пеший ход» от г. Гуково до донской столицы, стартовавший 4 сентября, завершился через 17 дней на проспекте Шолохова.
Лимит времени был превышен, хотя горняки, отстаивающие свое право на получение платы за труд, вышли в путь раньше намеченного срока и не с мостовой развязки через автотрассу М-4 «Дон» у города Зверево.
Инициативной группе горняков «Кингкоула» стало известно о намерениях чиновников «тормознуть» протестантов на мосту. Для чего переход через автотрассу был заблокирован. Но шахтеры - народ находчивый, они придумали как обвести вокруг пальца своих «сторожей». В 11 часов 4 сентября участники бессрочного пикета по традиции выстроились в шеренгу около здания шахтоуправления. И вдруг… от общей шеренги отделились два шахтера и вышли на дорогу, ведущую в сторону города Зверево, поставив в неудобное положение силовиков, своих и прибывших из Ростова-на-Дону.
Шахтеры вынуждены были пойти на хитрость. Разрешение на проведение бессрочного пикета, который проводится уже полтора года, власти согласовали с четвертого захода. А проведение марша протеста от Гуковского треугольника до донской столицы чиновники не согласовывали, читая закон о проведении массовых мероприятий в собственной интерпретации. Чтобы поместиться в выстроенное чиновниками и силовиками «прокрустово ложе», было решено проводить на марш, а «пеший ход», выходить на маршрут не группой, а меняющимися каждый день парами. Чиновники на такой вариант не нашли предлога для запрета выхода на автотрассу, но прибегли к другой тактике - «не пущать». Руководителя инициативной группы пригласили в отдел полиции г. Красный Сулин (по месту жительства), а с шахтерами, изъявившими желание участвовать в марше (таких набралось 44 человека) проводили профилактические беседы по домам, предлагая подписать некий документ.
И вот планы силовиков были нарушены преждевременным стартом. Полицейские и нацгвардейцы бросились вдогонку за двумя ходоками, и, не зная маршрута, сбивались с пути. И только на шоссе между Гуково и Зверево привели свои ряды в порядок. Впереди и сзади ходоков сновали, меняясь местами, машины сопровождения, якобы в рамках операции «Анаконда». Возможно, анаконда бы могла и задушить пеший ход, да протестантов сопровождали и журналисты - Общественного телевидения России» (ОТР), «Правды», «Красной линии», «Донской искры», «Кавказского узла». Журналисты сопровождали ходоков и в следующие дни. Особенно пригодилось их присутствие на третий день. На выходе из г. Зверево сотрудники полиции останавливали для проверки весь легковой автотранспорт, даже маршрутки, идущие в Ростов. Автомобиль с ходоками они проворонили, а вот на журналистах отыгрались - оштрафовали шофера на 500 рублей. На заблокированной развязке через трассу М-4 все еще велись «ремонтные работы», рабочих не было видно, а вот бетонные плиты и красные флажки, выставленные как на облаве на волков, были очень даже заметны.
Пеший ход пришлось прервать: не было никаких шансов перейти - на глазах у сотрудников ГИБДД - через металлическое разделение полос на автотрассе, чтобы продолжать движение по левой обочине, навстречу транспорту. Продолжено движение ходоков было на следующий день - в километре от развязки. Дальнейшее продвижение по трассе проходило в спокойной обстановке. Сотрудники полиции бдительно несли свою трудную вахту: сопровождали ходоков, предварительно переписав данные их паспортов, желали им удачи.
Ходоков силовики оставили в покое, зато покоя лишились другие протестанты, собирающиеся каждый день на площадке перед шахтоуправлением. А перед зданием городской администрации и перед зданием прокуратуры выставили шахтеры два одиночных пикета.
Выставление одиночных пикетов, как известно, не нужно согласовывать с администрацией. Но чиновники администрации и должностные лица силовиков считают иначе. Оба участника были задержаны, препровождены в полицию, а один из них дополнительно - на алкоэкспертизу. А потом оба были приговорены к штрафу по 20 тысяч рублей. Попытавшаяся протестовать против вопиющего беззакония Татьяна Авачева тоже была задержана и оштрафована на 10 тысяч рублей. А на следующий день грянул очередной акт.
Находящийся практически под домашним арестом доверенное лицо шахтеров первый секретарь Зверевского горкома КПРФ, помощник депутата Государственной думы Валерий Дьяконов был дважды задержан, доставлен из г. Зверево в гуковскую полицию и дважды препровожден в суд - за организацию несанкционированных одиночных пикетов. Судим он был по одному эпизоду, но по разным протоколам. По одному протоколу Валерий Дьяконов был оштрафован на 20 тысяч рублей, по другому - … оправдан.
Теперь, вполне вероятно, в юридической практике появится новый термин «гуковский казус». О действиях по отношению к руководителям протеста шахтеров «Гуковского треугольника» были извещены депутаты фракции КПРФ Госдумы. Валерий Рашкин направил телеграмму начальнику ГУ МВД по Ростовской области генерал-майору полиции О.П. Огаркову. Но надежды на заступничество «новой метлы» мало. Придется обобранным в очередной раз шахтерам самим - через суды - добиваться отмены несправедливых и незаконных приговоров.
Теперь, после финиша «пешего хода» на очередном собрании участников бессрочного пикета будет проголосовано решение о проведении одиночных пикетов у губернаторской резиденции, где главе региона будут предъявлены требования по полной оплате задолженности по заработной плате шахтерам ООО «Кингкоул», шахты «Восточная». Список требований может быть расширен, так как предполагается участие в одиночных пикетах и представителей птицефабрик и мясокомбинатов компании «Оптифуд-центр» из Белокалитвинского, Семикаракорского и других районов области. Ожидается появление шахтерских пикетов и в первопрестольной - на Крымском мосту, у Центрального дома художника. Здесь с 9 сентября проводится выставка «Гордость России - шахтеры». И протестанты из городов Гуково, Зверево и Красный Сулин наглядно продемонстрируют всему миру как разваливается - под руководством «эффективных менеджеров» - угольная отрасль на Дону. И обобранным шахтерам запрещается даже протестовать.