Госдума приняла во втором чтении законопроект о федеральном бюджете на 2018-2020 гг. большинством голосов (фракция КПРФ голосовала против). В пакете материалов к законопроекту находится документ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.», подготовленный Минфином России (далее – Документ).
В этом Документе отмечается низкая эффективность российских государственных компаний. При этом госкомпании являются крупнейшими потребителями дефицитных финансовых ресурсов. По данным Федеральной антимонопольной службы, госкомпании, их дочернии структуры, а также многочисленные бюджетные учреждения, суммарно контролируют 70% российской экономики.
Показателем недостаточной эффективности госкомпаний является «низкий уровень дивидендной доходности госкомпаний – что, по сути, является вменённой субсидией государства», говорится в Документе. Размер указанной субсидии только по 4-м крупнейшим публичным госкомпаниям (Роснефть, Газпром, Сбербанк, ВТБ) достиг по итогам их работы в 2016 году 350 млрд рублей (или 0,4% ВВП), а в среднем за последние 5 лет составлял около 300 млрд рублей. При этом подобные вмененные субсидии не являются объектом бюджетного контроля и учета, не осуществляется оценка их эффективности.
Кроме того, существует многолетняя практика, когда по ряду госкомпаний принимались Правительством РФ решения, снижающие норматив перечисления дивидендов в федеральный бюджет. Это ведет к прямым бюджетным потерям.
С 2018 года предусматривается, что минимальный норматив дивидендных выплат составит 50% от чистой прибыли по МСФО и будет распространяться на все публичные компании с государственным участием, включая Сбербанк. Однако, в Документе отмечается, что «строгое соблюдение норматива перечисления дивидендов в размере 50% чистой прибыли, лишь сократит вмененную дивидендную субсидию для группы из 4-х публичных госкомпаний» (стр.29 и стр.44 Документа). Такая формулировка свидетельствует об опасениях того, что и впредь могут приниматься решения о снижении норматива дивидендных выплат в госказну для отдельных госкомпаний.
Вместе с тем, госкомпании, госкорпорации не слишком стремятся сокращать и повышать эффективность своих расходов.
Так, выплаты Правлению Газпром (17 человек) за 2016 год составили 2,4 млрд рублей, т.е. средний доход каждого из членов Правления составил около 144 млн рублей, или около 12 млн рублей в месяц. За 9 месяцев 2017 года вознаграждение составило 2,137 млрд рублей. Если сравнить с 2016 годом, то заработок топ-менеджеров газовой монополии почти не изменился, однако, по сравнению с 2015 годом, он увеличился на 22% (397 млн рублей). Необходимо отметить, что вознаграждения выплачены, несмотря на то, что головная компания ПАО «Газпром» за 9 месяцев 2017 года получила 9,2 млрд рублей чистого убытка по российским стандартам (РСБУ) после прибыли в 75,4 млрд рублей за три квартала 2016 года.
Общий объем вознаграждений членов Правления Роснефть за 2016 г. тоже возрос и составил 3,697 млрд рублей, в то время как в 2015 г. он был равен 3,683 млрд рублей. В I полугодии 2017 года доходы членов правления «Роснефти» выросли в 4,1 раза по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. и составили 2,78 млрд рублей (в Правлении - 10 человек). При этом, премии топ-менеджеров «Роснефти» за отчетный период составили 321,4 млн рублей против 54,3 млн рублей за аналогичный период 2016 г.
Однако, чистая прибыль «Роснефти» по итогам первого полугодия 2017 года по сравнению с результатами аналогичного периода прошлого года снизилась на 19,8% и составила 81 млрд рублей против 101 млрд рублей в 2016 г. Долговая нагрузка компании за год увеличилась на 930 млрд рублей – до 3.85 трлн рублей.
У одного из монополистов банковского сектора тоже отмечается несоответствие успехов и уровня вознаграждения. Так, чистая прибыль банка ВТБ в III квартале 2017 г. снизилась в два раза по сравнению с предыдущим кварталом. Средняя рентабельность капитала (4,8%) одна из самых низких среди крупных банков (у Сбербанка — 24,7% за II кв. 2017). Однако ВТБ государством были даны огромные средства. Ещё в 2014 году ВТБ получил 240 млрд рублей через выкуп привилегированных акций ВТБ и Россельхозбанка. Затем ВТБ получил транш в размере 100 млрд рублей из Фонда Национального Благосостояния. В 2015 году группе ВТБ снова выделили средства из Фонда Национального Благосостояния: банку ВТБ — 193 млрд рублей, его розничной «дочке» ВТБ24 — 65,8 млрд рублей, «Банку Москвы» — 49 млрд рублей.
Сейчас в общей сложности чистый долг банка перед ЦБ и Минфином России составил 907 млрд рублей, из которых 296 млрд рублей были взяты лишь в III квартале 2017. По мнению экспертов, если бы не эти деньги, то ВТБ уже постигла бы участь банков «Открытие» и «Бинбанк».
Вместе с тем, по итогам 2016 года размер вознаграждения членам правления банка ВТБ сократился лишь на 9,33 % – до 361,805 млн рублей. А в 1 полугодии 2017 года выросли в 7 раз – до 1,21 млрд рублей (ежеквартальный отчет банка). Во втором квартале выплаты (заработная плата, премии) составили 1,093 млрд рублей. Вознаграждение независимым членам наблюдательного совета банка ВТБ за 6 месяцев 2017 года составило 47,948 млн рублей. Среднемесячный размер вознаграждения, приходящийся на одного члена правления ВТБ составил 15,5 млн рублей.
Сбербанк России за девять месяцев 2017 года также увеличил выплаты членам правления на 25,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, они составили 1,028 млрд рублей, а среднемесячный размер вознаграждения, приходящийся на одного члена правления составил 10,5 млн рублей.
Из приведенных данных видно, что вознаграждения топ-менеджеров госкомпаний не всегда взаимоувязаны с результатами.
Отсутствие контроля над ростом издержек госкомпаний - естественных монополий привели к опережающему росту тарифов естественных монополий, что отрицательным образом сказывается на доходах российских граждан, на российской экономике в целом, на состоянии промышленности.
По данным Росстата промышленность России во II квартале 2017 г. показала рост 3,8% (к II квартале 2016 г.), но в III квартале рост снизился до 1,4%, а в октябре (к октябрю 2016 г.) – 0,0%, то есть роста не было. С исключением сезонного и календарного факторов в октябре промышленность даже упала (к сентябрю) на 0,1%.
Причина - спроса в экономике нет, произведенную продукцию не продали, забили своей продукцией склады. Теперь приходится вновь сокращать объемы производства, ждать, когда повысится спрос.
Такая ситуация ведет к росту просрочки по кредитам, взятым промышленниками, или даже банкротству. Число банкротств в III квартале 2017 г. составило 3 227, что на 12,4% выше, чем в III квартале 2016 г. И лишь на 2,1% ниже исторического максимума октября 2009 г. (данные Центра макроэкономического анализа).
Банкротство предприятий влечет за собой потерю рабочих мест гражданами России. Отсутствие заработной платы толкает их в «долговую яму», задолженность граждан России перед банками превышает 11 трлн рублей В России возвращается практика, которая процветала в 90-е годы, практика оплаты части заработной платы работникам не деньгами, а товарами, продукцией. Даже разъяснение Роструд дал, что «всего 20% от заработной платы сотруднику может быть выдано не деньгами, а натурой».
В результате в России растет протестная активность.
Как отмечается в докладе Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР), в третьем квартале 2017 того года растет протестная активность, связанная с социальной сферой, снижением уровня жизни, нарушениями трудовых прав. Главная причина протестов – состояние российской экономики и проводимая Правительством РФ экономическая политика, защищающая интересы госкомпаний.