Четыре с половиной года назад коммунист Александр Золотовский, не дожидаясь заседания Собрания депутатов с повесткой дня «о развале экономики района», подал заявление о сложении с себя обязанностей главы Обливского района Ростовской области. Его преемник единоросс Владимир Черногоров, также пришедший в управу с поста председателя колхоза, пересел теперь в кресло районного сити-менеджера. Судя по тому, что метаморфоза эта прошла гладко, его вахта «раба на местной галере» не получила отрицательной оценки депутатского корпуса. Станичники и хуторяне, правда, высказывали очень много претензий к муниципальной власти. Но кто их голоса услышал в столице Донского края, находящейся на удалении почти в 400 километров?
Обливский «дуршлаг»
За три века существования хутора Облива, а потом станицы Обливской, местные казаки не оставили привычки купаться и обливаться в любую пору. Но принимая душ, холодный и горячий, они не всегда кричат «любо!», ибо водные ванны они принимают не по собственному желанию. За последние два месяца уходящего года искусственная купель случалась шесть раз.
- 12 лет на изношенных на 90% системах отопления, водоснабжения и канализации не проводилось капитального ремонта, - объясняет директор МУП «Транс-Сервис» Валерий Карнаухов. - Так что в любой момент можно ожидать сюрприза.
В 2003 году теплосети и водоканал были переданы из муниципальной в частную собственность. Эффективный собственник за 12 лет эксплуатации не вложил ни рубля инвестиций в хозяйство и довел его до ручки. А потом, выжав из имущества все, что можно, согласился вернуть ржавый «дуршлаг» муниципалитету - за сумму, в шесть раз превосходящую уплаченную стоимость. Но еще долго в местах былых порывов ремонтные бригады будут обнаруживать вместо положенных «хомутов», заколоченные в трубы деревянные чопики. Хоть областное правительство и обещало софинансирование капремонта сетей, до выполнения обещаний - дистанция огромного размера.
Сейчас, по словам зам. главы администрации района по строительству и муниципальному хозяйству Александра Герасимова, ведется подготовка инвестиционной программы, разрабатывается проектно-сметная документация. Вот только средства на софинансирование будут выделены при наличии инвестора. А бизнесменов, рискнувших вложить свои средства в ржавую систему с деревянными чопиками, может и не найтись. Вся надежда так и останется на то, что на 12 часов, отпущенных на ликвидацию аварии, запас в 230 кубометров питьевой воды не будет израсходован. Иначе, по старинке, придется, взяв ведра и коромысло, идти на поросшие осокой озерца.
Льгота есть, но нет автобуса
И в казачьей Донской области станица Обливская была на периферии. Теперь же вообще оказалась на обочине. На обочине железнодорожной ветки Каменск-Шахтинский - Волгоград и федеральной автотрассы, связывающей Ростов-на-Дону с городом на Волге.
- Обвального оттока населения в промышленные центры не произошло, говорит председатель районного совета «Детей войны» Олег Сергеевич Нерсесян. - Наверное, потому, что уехать из Обливской в Донскую столицу или в другие регионы - большая проблема.
Особенно для ветеранов труда, имеющих право на льготный проезд в муниципальном транспорте. Давно уже не ходят электрички в Ростов-на-Дону и в Волгоград. Нерентабельными признаны пассажирские перевозки и на автобусах, совершающих регулярные междугородные рейсы. В станицу Обливскую из областной столицы ходят теперь дважды в день рейсы коммерческие. Стоимость билета - 800 рублей - для пенсионеров, можно сказать, непосильна. Но есть и еще одна беда: график рейсов выдерживается далеко не всегда. Потому выезжающие в Ростов-на-Дону хуторяне берут с собой, на всякий пожарный случай, недельный запас терпения и продуктов питания.
От Обливской до Ростова не так уж и много - 360 км. Но автобусы, имеющиеся в МУП «Транс-сервис» давно превысили предельный срок эксплуатации и годны только для применения на внутрирайонных рейсах. Ожидался приход новой машины, но ее, по каким-то неведомым причинам, направили в Волгодонск. А право обслуживать междугородные рейсы из Обливской было предоставлено автопредприятию из г. Зернограда. Результаты конкурса потом были отменены, состоялись новые электронные торги. И в январе наступающего года, говорят, ветеранам войны и труда степного района вернут их конституционное право на льготный проезд по дорогам региона.
Сиротская «Рублевка»
В Обливском районе выполнение муниципальных заказов на обслуживание ЖКХ, транспортных перевозок и строительства возложены на ООО «Транс-Сервис». Вот только заказ на возведение домов для детей за федеральные и региональные деньги были отданы другим застройщикам. Первые два дома были заселены по графику. А потом начались странности: одни объекты оставались недостроенными, а на возведение других финансовый поток не иссякал. 10 млн. рублей было выделено застройщику Павлу Китаеву, генеральному директору ООО «Югстрой» . Но попали они на банковские карты на банковские карты частника и были израсходованы на собственные нужды.
Потом сообщения о хищениях «сиротских» денег посыпались как из рога изобилия. С апреля по июль 2015 года застройщик получил на расчетный счет свыше 5 млн. рублей, дома не построил, а деньги присвоил. При строительстве квартир для детей-сирот в станице Обливской раскрыта афера на сумму более 2 млн. рублей. Обливскому району выделены средства резервного фонда правительства на приведение домов для детей-сирот в надлежащее техническое состояние. Первые «сиротские» двухквартирные дома возводились стоимостью 1,5 млн. рублей. Затем стоимость работ снизилась до «смешных» 758 тысяч, сейчас строители укладываются в смету 850 тыс. руб.
Строятся они без фундаментов, потому строения «гуляют», отсюда стены с пенопластовым наполнением дают трещины, окна и двери перекошены. А о выполнении полного комплекса работ, включая благоустройство и речи не идет. Потому, наверное, даже достроенные коттеджи стоят незаселенными. А фамилии и местонахождение их потенциальных владельцев, порой, не знают даже специалисты районной администрации. Одни из них оказались «на улице» и сняты с регистрации по достижению 23 лет. Другие, не желая вселяться в дома без окон и дверей, подались на заработки за пределы области. Несколько громких историй были освещены в СМИ и стали предметом проверки прокуратуры.
Преступление и наказание
А в начале декабря проблемы «проблемного» района оказались в фокусе внимания губернатора области Василия Голубева. Приехал он в район без оповещения чиновников. И предложил им поменяться с детьми-сиротами - въехать в любой из 28 построенных то ли домов, то ли коробок без коммуникаций. Потребовал он исправить ситуацию в ближайшее время. И пообещал наказать виновных: именно здесь должен начинать рабочий день глава района. Так или не так поняли губернатора муниципальные чиновники, но и в последующие дни на заросшей чертополохом обширной территории «Сиротской Рублевки» стояла тишина. И только ветер качал сухую траву.
Четыре с половиной года виновного «в развале экономики района» нашли быстро, через полгода как Александр Золотовский принял присягу. Виновных в хищении государственных, региональных и муниципальных средств найти труднее. Здесь в наши дни бессильны сыщики и прокуроры. Хотя ни для кого уже не тайна, что, скажем, застройщики не все выделенные деньги, бюджетные и собранные с граждан, тратят по назначению. Немалые суммы идут на откаты чиновникам. А после вычета положенной «мзды» в распоряжении застройщика «сиротских» домов остаются крохи. На которые можно возвести… строения снаружи вроде бы приятные, но ужасные внутри.
В 2013 году, когда сочиняли список претензий в главе района-коммунисту, а района действительно был глава. В нынешней реальности в Обливском районе главы, как такового, нет. Есть, как и в других муниципальных образованиях, председатель собрания, который, практически, ни за что не отвечает, да и наказать его губернатор может только по партийной линии. Не при делах окажется и бывший глава, а ныне мини-менеджер района Владимир Черногоров, на защиту которого - своих не сдаем! - тут же бросится вся единороссовская рать. Да и в областном руководстве семь раз примерят: как же дестабилизировать район в преддверии президентских выборов? И останется все так, как было.