В эпицентре гражданской войны Сталин оказался в июне 1918 года. ВЦИК, направив его на Юг России, наделил чрезвычайными правами по доставке хлеба в Москву, Петроград и другие голодающие промышленные центры. Исполнять распоряжения тов. Сталина, гласил правительственный мандат, обязывались все комиссары, местные и областные совнаркомы, совдепы, ревкомы, штабы и начальники отрядов, железнодорожные организации и начальники станций, организации торгового флота, речного и морского, почтово-телеграфные и продовольственные организации.
В Царицыне, куда прибыл его спецпоезд, местные руководители неисполнение приказов объясняли полной неразберихой и разрухой транспорта. Сталин быстро разобрался в ситуации: было объявлено военное положение, введен комендантский час, найдены паровозы и вагоны. С введением карточной системы и твердой цены на хлеб ощутили железную руку советской власти и спекулянты, и белое подполье, ожидавшие прихода белогвардейцев. И уже через неделю в Наркомпрод ушла первая телеграмма: послано водой полмиллиона пудов хлеба,190 тыс. пудов жмыха, 400 голов скота; железной дорогой сто вагонов хлеба, 200 голов скота...
Может быть царицынский период биографии Сталина на этом бы закончился. Но в Новороссийск и другие пункты назначения дорога была отрезана. Свой второй поход на Кубань начала белая Добровольческая армия, а Донская армия генерала Краснова стремилась выйти на Волгу и соединиться с антисоветскими силами Поволжья и Урала. И Сталин телеграфировал в Москву: выполнение «хлебной миссии» становится невыполнимой, ибо военные специалисты «чувствуют себя как посторонние люди, гости». Хлеб в центр шел, в основном, из Ставрополья, потому чрезвычайный комиссар выехал на передовую.
И 18 июля Сталин, ставший председателем военного совета СКВО, вместе с командующим Царицынским фронтом Ворошиловым прибыл на станцию Зимовники. Здесь, в районе станций Зимовники, Гашун, Ремонтная и Семичный, из разрозненных красных отрядов, практически не выходящих из боя, шло формирование частей регулярной армии. Одними из первых появились тогда Советский крестьянский кавалерийский полк Бориса Думенко (заместитель — Семен Буденный), Отдельный первый кавалерийский полк Оки Городовикова. Вскоре вошли в состав конной бригады, дивизии, корпуса, а потом превратились в легендарную Первую Конную армию.
А Первая Конная в песнях неотделима от тачанки, на которой «мчался степью золотой загорелый, запыленный пулеметчик молодой». Именно здесь, что подтверждено документально, родился приказ «выделить несколько тачанок, поставить на них пулеметы «Максим», выбрать порезвее коней, опытных ездовых, обучить их правильной установке пулеметов, ведению огня на большой скорости». Появление на театре военных действий крупных кавалерийских соединений с маневренными тачанками позволили Красной Армии переломить ход сражений и добиться безоговорочной победы.
Сталин, несомненно, не мог обойти вниманием появление нового «орудия», незаменимого в данной местности, где от горизонта до горизонта лежит ровная, как стол, степь и основу успеха составляет быстрое передвижение вооруженных саблями конников в сочетании с сильным пулеметным огнем. И когда, 18 августа Донская армия генерала-атамана Краснова начала первый (из четырех) штурм Царицына, то ей до этого практически беззащитный Царицын оказался не по зубам. К тому же наступающие не получили поддержку от «пятой колонны» местного белого подполья: заговорщики были предварительно нейтрализованы.
Донская армия откатилась за Дон. Не достигли цели вторая и третья попытки. И вот на конец октября был назначен генеральный штурм. Но разведка добыла сведения о маршруте наступления. И белым был приготовлен сюрприз: вся красная артиллерия была сосредоточена на этом участке. И по походным колоннам подошедших к городу казаков был открыт уничтожающий огонь. Не давая опомниться, в ряды белоказаков ворвались грузовики с пулеметами. А потом, когда сражение вылилось на степной простор, хлынула конница с пулеметными тачанками. Донское войско дрогнуло, а потом и побежало.
Была одержана полная победа. Сталин уехал в Москву 19 октября 1918 года. Впереди его ждала работа. Теперь уже нарком по делам национальностей стал признанным специалистом и в военном деле. Вместе с Дзержинским он анализирует причины поражения Красной Армии под Пермью, и выводы комиссии способствуют достижению окончательной победы над «Верховным правителем России» адмиралом Колчаком, участвует в обороне Петрограда, выезжает на Западный фронт для организации отпора белополякам. Царицынский опыт военно-политического руководства крупными массами войск был приумножен.
Возрос и авторитет Сталина в партии. Жесткость решений, огромная работоспособность и умелое сочетание деятельности военной с политической, отмечают историки, позволили Сталину приобрести многих сторонников. Не случайно он был назначен генеральным секретарем ЦК РСДРП, а после смерти Ленина стал претендентом № 1 на пост руководителя и вождя советского народа. Верность выбора проверила история: только Сталин мог вынести тяжелую ношу наркома обороны, председателя Совнаркома и верховного главнокомандующего.
… В Ростове-на-Дону, недалеко от нового стадиона, где пройдут игры чемпионата мира по футболу, установлен памятник тачанке-ростовчанке. В песне о пулеметной тачанке упоминаются также тачанка-киевлянка и тачанка-полтавчанка. Обделены славой только места ее рождения. Названия станиц и хуторов из задонских степей не «вплетаются» в песенную строку: село Дубовское, поселки Зимовники и Гашун, станицы Платовская, Великокняжеская, хутора Веселая Семиизбянка, Казачий Хомутец. Но из песни слова не выкинешь: именно Сталин организовал оборону на рубеже степной реки Сал, где родилась легендарная пулеметная тачанка. Благодаря которой стала «от тайги до Британских морей Красная Армия — всех сильней».
На снимке: Коммунисты Зимовниковского района не забывают о приезде в Сальскую степь Иосифа Виссарионовича Сталина.