Город Шахты в Донском регионе третий по численности населения. Партийная организация в разделе «рост рядов» занимает четвертое место. Но по боевитости она, пожалуй, заметно уступает и областному центру, и казачьей столице - Новочеркасску, и культурной столице - Таганрогу, и даже некоторым сельским районам. Правда, такое положение было не всегда. Более пяти лет – с десятого по пятнадцатый год - коммунисты шахтерского города были, можно сказать, наиболее организованным отрядом в Ростовском областном отделении КПРФ. А на выборах мэра в 2011 году кандидатура первого секретаря горкома КПРФ Геннадия Ильина получила всенародную поддержку. И только «необъяснимая» задержка выдачи итоговых протоколов на десяти избирательных участках позволила ТИКу «нарисовать» кандидату от партии власти преимущество в один процент.
Внеочередные выборы мэра состоялись после убийства градоначальника, «коррупционера и новатора» Сергея Пономаренко, не вошедшего в команду нового губернатора Василия Голубева. Так уж получилось, что избирательная кампания в городе Шахты стала «пробным шаром» перед грядущими в декабре 2011 года выборами депутатов Государственной думы. И на шахтерской территории отрабатывались технологии по фальсификации народного волеизъявления. В город зачастили губернатор со своими заместителями и министрами. Чиновники, совместно с кандидатом от партии власти, на встречах с бюджетниками в рабочее время и в лучших залах «намекали»: финансовая поддержка будет только после «правильного» голосования. Против кандидата от КПРФ были брошены все сила партии власти. Для встречи Г.А. Зюганова с избирателями свободного зала не нашлось, а площадь Победы, из-за «аварии» на водопроводе», была превращена в болото.
- В типографии, где печатались «красные» агитматериалы, отключалось электричество. Листовки, изготовленные в другом районе, задерживала милиция. В день выборов наблюдателям и доверенным лицам кандидата-коммуниста чинились препятствия, - вспоминает член Тик с совещательным голосом, ныне заведующая орготделом обкома КПРФ Инна Куцаева. – Председатели избирательных комиссий заявления о нарушении выборного законодательства не принимали, а суд – откладывал их рассмотрение «на потом». Не усмотрел нарушений закона и городской прокурор, что позволило городскому терризбиркому констатировать: выборы прошли без нарушений.
Геннадий Ильин после этих «проигранных» выборов стал самым популярным политиком в городе Шахты. Во время выборов областного Заксобрания в 2013 г. «нейтрализовать» влияние коммунистов удалось с помощью вбросов и «каруселей. А в 2014-м, перед выборами в городскую думу, отделения трех политических партий - КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» - разделили ответственность за проведение агитационных мероприятий, согласовали списки наблюдателей и членов УИК. Согласованные действия объединенной оппозиции власть перепугал. И в автомобили красных кандидатов полетели взрывпакеты. Но и в этих условиях запланированный результат властью не был достигнут. Городская организация КПРФ набирала силы и могла бы преподнести не один сюрприз, но…
В 2015 году партийная организация города Шахты понесла тяжелую потерю: признанного лидера городских коммунистов Геннадия Ильина не стало. А соратники, как это иногда случается, не пришли к согласию по кандидатуре нового лидера. Часть членов организации настаивала на кандидатуре Ильина-младшего: Андрей Геннадьевич успел уже себя проявить в протестной работе, баллотировался на выборах в городскую думу и при жестком давлении административного ресурса получил хороший результат. Другая часть встретила это предложение «в штыки»: что мы, как единороссы, будем назначать преемника?
- Мнения разделились, слаженность действий первичных организаций в городе, составленном из шахтерских поселков, нарушилась, - говорит председатель областной контрольно-ревизионной комиссии Вячеслав Антохин. - Коммунисты стали действовать вразнобой. И хоть численность организации не упала, ее боевитость и авторитет заметно снизились.
Три года шли споры, доходящие до «перетягивания каната». Но работа, несмотря на усилия обкома КПРФ, не налаживалась. Такого лидера, как Геннадий Ильин, на дороге не найти. И при коренном шахтинце Сергее Дементьеве, и при командированном из Новочеркасска Владимире Асвадурове численность не упала, список членов КПРФ оставался внушительным. Но не было прежнего задора, уверенности в своих силах. Подросли пионеры и… комсомольцами не стали. Возмужали комсомольцы – и не сменили комсомольские билеты на партийные. Два года работа велась «ни шатко, ни валко». Встрепенулась организация шахтинских коммунистов во время президентской выборной кампании.
- Как в недавнее время горком превратился в боевой штаб, в дом с красным флагом шли не только члены партии, но и союзники из НПСР, - говорит беспартийная наблюдатель на избирательном участке Ольга Шевцова, 20 лет проработавшая на шахте Октябрьская-Южная. – И хоть показатель «За Грудинина» не намного превысил средний по области, все же без сюрприза для власти не обошлось: явка оказалась самой низкой в Донском регионе, на избирательные участки пришло всего 51,14% горожан.
Отчетно-выборная кампания в партийных организациях проводилась параллельно выборной президентской. И это, можно сказать, помогло в консолидации сил. Тех коммунистов, кого итоги выборов обескуражили, было мало. А вот большинство членов партии вновь почувствовали интерес к работе, к борьбе. Тема усиления протестной работы, привлечения молодежи была главной на отчетных собраниях в первичках. А на городской конференции состав городского комитета был обновлен. Организационный пленум избрал первым секретарем Ильина-младшего. Андрей Геннадьевич – уже закаленный боец, участвовал в избирательных кампаниях – как агитатор и как кандидат. И хоть нет в него в характере отцовской жесткости (подполковник Ильин-старший прошел суровую армейскую жизнь), все же твердость, настойчивость и новаторство есть и в числе его талантов.
Вторым секретарем стал Владимир Калинин, успевший в неполных 30 лет заслужить славу правозащитника, «понюхать пороху» в выборной кампании и даже подвергнуться нападению наемных «шестерок». Роман Бабкин, секретарь по идеологии, тоже хорошо известен в Шахтах. И своими делами, и ораторским мастерством: его голос не может заглушить даже специально включенные звукоусиливающие устройства единороссов. Секретарем по протестной работе стал недавно переехавший в Шахты из областного центра Владимир Олейник. Он тоже проявил себя во время президентской выборной кампании. И не только потому, что, благодыря высокому росту, его красный флаг на митингах и демонстрациях оказывается выше всех. Опыт работы он приобрел в Пролетарском райкоме КПРФ г. Ростова-на-Дону.
Грандиозные планы наметил новый горком и его секретари. Во главу угла поставлена задача по выполнению пяти главных дел. А также – восстановление комсомольской и пионерской организаций. Уже от слов перешли к делу: в создании пионерии взят за основу опыт работы семейных детских домов, кружков по интересам. Где, как говорится, карты в руки индивидуальному предпринимателю Роману Бабкину, мастеру по изготовлению художественной керамики. Владимир Калинин готовится к нелегкой борьбе за мандат депутата областного Законодательного собрания. Первый секретарь, как и Ильин-старший, как и его отец, взял на себя труд организатора, координатора. И есть уверенность, что каждый из квартета секретарей сыграет четко свою партию в борьбе за восстановление народной власти.
Шахты уже давно перестал быть шахтерским городом. Добыча угля ведется только на шахте Октябрьская-Южная, расположенной в Октябрьском районе. Все остальные – законсервированы, затоплены, брошены. И здесь в последнее время возникли проблемы с выдачей зарплаты. Возмущенные шахтеры обратились за помощью в городской комитет КПРФ. Рассказали о своих проблемах, наметили совместный план протестных действий. Этого для владельцев предприятия и администрации района оказалось вполне достаточно, чтобы пригласить инициативную группу и сладким голосом пообещать: все ваши требования выполним, только не поднимайте шум. Поверили шахтеры – на первый раз. Если же власть и собственники забудут о данном слове, шахтеры Октябрьской-Южной знают, что делать. Дорогу в горкома КПРФ не забыли, а уж коммунисты – не подведут.