«Праймериз» «Единой России» посвящается.
Без всякого сомнения, уже практически любому россиянину заметно, как правящий в России класс, изначальную основу которого составляли и составляют бывшие высокопоставленные номенклатурщики из КПСС и ВЛКСМ, фарцовщики, валютчики, спекулянты, уголовники всех мастей, захвативший власть и собственность в 1991 году, стремится копировать буквально во всём свой морально-нравственный и политический ориентир - Соединённые Штаты Америки. Скопировано почти всё – от основ буржуазной политической системы, разумеется со своей, местной спецификой, приспособленной под нужды этого самого правящего класса, до модели телевидения, с преобладающим, дебилизирующим и разлагающим развлекательным сегментом. Куда ни глянь – везде вывески на английском языке, дублирующие названия улиц и проспектов в крупных городах, режущие глаз и коверкающие русский язык. Милиция переименована в полицию. Символика основных министерств и ведомств (иностранных дел, внутренних, обороны, правительства РФ, Госдумы) – будто под копирку «слизана» с американских. Это всё, впрочем, неудивительно. Ибо те самые основоположники российского правящего класса из бывших номенклатурщиков, фарцовщиков, валютчиков, спекулянтов всех мастей всегда мечтали о том, что бы «у нас» было так же как «у них» - двести сортов колбасы, джинсы, свобода валютных спекуляций и безнаказанного обогащения, доступные только им. Потому так легко и сдали СССР с его независимой внешней политикой, широкими социальными гарантиями, национальной культурой, качественным образованием. Сдали ради своей примитивной «американской мечты», обменяли свободу и независимость своей Родины на убогие мещанские идеалы. Как вожди индейских племён продали земли нынешнего штата Пенсильвания Уильяму Пенну за две нитки бус. Но процесс колонизации России ещё не завершён, а потому на российскую почву периодически «высаживаются» новые ростки из обоймы «как у них», с целью дальнейшего «приручения» туземного населения. Так, с 2007 года, по инициативе ВПП «Единая Россия», в российском политическом словаре появилось понятие «праймериз».
На родине «праймериз»
Праймериз - это предварительное голосование, как правило, в рамках одной партии. Праймериз проводится для того, чтобы выявить наиболее популярных у электората кандидатов от партии для основных выборов в какой-либо орган. Целью праймериз является выявление единственного кандидата и недопущение раскола голосов между членами партии на основных выборах. Праймериз были учреждены в США и проводятся там уже около 150 лет.
«Традиция проводить праймериз родилась в США в 1842 г. В начале 20-го века все штаты страны приняли закон «Об обязательном проведении праймериз». В США первые праймериз были проведены в 1842 году. Первым штатом, принявшим закон «Об обязательном проведении праймериз», стал Висконсин в 1903 г. К 1927 г. такие законы имели уже все штаты» (здесь и далее цит. по ст. «Сравнительный анализ праймериз в США и РФ» Мухаметов Р.С. – прим. авт.) «Появление и распространение праймериз в США было обусловлено необходимостью осуществления контроля рядовыми членами партии над партийной элитой…. До применения праймериз выдвижение кандидатов на выборах в США от партий проводилось путем внутрикулуарных переговоров и торгов. Реальное влияние на процесс выдвижения имели только партийная элита и частично делегаты съездов, но никак не рядовые члены партий. В начале 20 в. американское общество начало проявлять растущее недовольство закулисными политическими играми. Праймериз были призваны продолжить политику ограничения власти партаппаратчиков и политиканов. Другими словами, изначально претенденты от главных партий определялись так называемыми «политическими машинами» и партийными боссами, а американская сис- тема отбора кандидатов на публичные должности была крайне коррумпирована».
Т.е. мы видим, что само появление «праймериз» в США было всего лишь отвлекающим манёвром американской буржуазии, направленным на сглаживание противоречий внутри американского общества, на погашение растущего недовольства рядовых американцев результатами выборов. От этого «власть партаппаратчиков и политиканов», как известно, не особо пострадала за 150 лет американской демократии, но зато избирательный процесс превратился в затяжное и привлекательное публичное шоу, зрелище, создающее иллюзию у американского народа причастности к управлению государством.
«Первичные выборы в США – «политическое шоу», которое сопровождается яркой атрибутикой и красочными визуальными образами. Претенденты соревнуются в остроумии, нестандартности взглядов и чувстве юмора. Дебаты обычно представляют собой захватывающее зрелище. Словесные перепалки, ораторские приемы (ирония, сарказм и прочие) развлекают зрителей, сидящих у телевизоров».
Российская специфика
В России же всё, что привносится (насаждается) извне, с незапамятных времён приобретало свои, весьма специфические черты, обусловленные конкретным этапом исторического развития, менталитетом русского народа, целями правящего класса. Начиная от христианства византийского образца, превратившегося в ортодоксальное русское «православие» до классического марксизма, обретшего черты «ленинизма». Теперь подобную «эволюцию» проходят нормы американской буржуазной демократии.
Автор цитируемой статьи, между прочим – кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина – открытым текстом пишет, что в России, в отличие от США, «внедрение процедуры праймериз имеет целью: (1) повышение уровня легитимности политической системы за счет более широкого распространения демократических процедур и усиления обратной связи власти и общества; (2) отбор кандидатов для партийного списка «Единой России»; (3) расширение рамок фактической избирательной кампании и создание дополнительных информационных поводов; (4) мо- билизацию и поиск новых сторонников (активистов)».
Т.е. даже спустя 27 лет после уничтожения Советского Союза и 25 лет после «чёрного октября» 93-го, так называемые правящие российские «элиты» чувствуют, осознают, что их власть недостаточно легитимна, как и вся выстроенная ими политическая система. Что существует и является реальностью огромный разрыв между властью и обществом, почти отсутствует «обратная связь». А сами «праймериз» являются лишь искусной политической технологией для «расширения рамок фактической избирательной кампании и создания дополнительных информационных поводов». Т.е., проще говоря, трубить на каждом шагу о предстоящих выборах тогда, когда «в открытую» говорить об этом рано. Скрыто агитировать за партию или кандидата вне рамок агитационного периода, предписанного федеральным законодательством. «Мобилизовывать сторонников и активистов» - т.е. согнать на избирательные участки абсолютно подконтрольных «бюджетников», предпринимателей и работников других предприятий. Т.е. задействовать весь «административный ресурс». Прорепетировать работу всего административного механизма перед главными выборами, исход которых, как правило, уже практически предрешён ( как, впрочем, и «праймериз»).
Россиянский избиратель на «праймериз» даже лишён примитивной предвыборной «развлекухи» в виде пикировок кандидатов – «в отличие от американских праймериз, где стороны вступают в конфронтацию друг с другом, кандидатам в депутаты от «Единой России» запрещается критиковать оппонентов. Позволено лишь рассказывать о себе и своей программе. При проведении агитации участнику предварительного голосования запрещается проводить агитацию, побуждающую голосовать против другого участника. Выбранная форма проведения дебатов не предполагает дискуссии между участниками праймериз. В результате мероприятия теряют в зрелищности и остроте, не привлекают достаточного внимания общественности. Дебаты участников праймериз не носят острого дискуссионного характера. Они больше напоминают обмен точками зрения. Все вышеназванное делают праймериз малопривлекательными в глазах избирателей». И действительно, зачем этот цирк перед почти рабами? Согнал кого надо и сколько надо, а они отметку поставят, где надо. Заодно приучатся думать, что «всё уже без нас решили». Что, в общем-то, близко к истине.
Результаты различных «первичных выборов» «Единой России» демонстрируют и другую отличительную от США тенденцию – « в классическом (американском) понимании праймериз победитель внутрипартийного голосования автоматически становится кандидатом от партии на выборах. В России (в модели партии Единая Россия») никаких гарантий победителю праймериз никто не дает. В силу того, что внутрипартийное голосование в России является добровольной инициати- вой самой партии, учитывание результатов праймериз при выдвижении кандидатов является исключительно актом доброй воли. Предварительное голосование в России напоминает консультативную процедуру, итоги которого могут партией игнорироваться. Кандидаты по закону выдвигаются на съездах политических партий. В России итоги праймериз не носят юридически для съезда партии обязывающего характера. Победитель праймериз не может рассчитывать на однозначное попадание в предвыборный список на проходную позицию».
Оно нам надо?
Итак, подведём небольшие итоги. Привнесённые на российскую почву американские «праймериз» превратились в дело ещё более никчемное и лицемерное, чем в самих США. Да ещё и весьма затратное. Ведь даже в рамках одной, отдельно взятой области, проведение праймериз перед, скажем, выборами в областной парламент, предполагает голосование на «счётных участках» по всей области. Это те же самые избирательные участки, что и в период «настоящих» выборов. А значит, это те же самые избиркомы, работа которых должна быть оплачена. А за чей счёт банкет? За счёт партии «Единая Россия?» Но у нас «Единая Россия» уже давно ассоциируется с поздней КПСС, чья руководящая и направляющая роль только что в Конституции не записана. Как, говорится, «нет Путина – нет России», а путинское правительство кто? Единороссы. Значит, сдаётся мне, банкет за счёт наших налогов. Точнее, за счёт всех нас. Но, выходит, мы оплачиваем совершенно нам не нужное мероприятие, на которое нас ещё и «мобилизовывают»?! Оно нам надо?
С другой стороны – участвовать добровольно в подобных «праймериз» для любого, человека, считающего себя патриотом своей страны, в качестве избирателя, по меньшей мере - затея сомнительная. Это как выборы между плахой, виселицей и расстрелом. Всё одно – смерть. Потому как завтра, люди, которые попадут от «Единой России» благодаря процедуре «праймериз» в кресла Федерального или региональных парламентов будут принимать и утверждать те людоедские законы, от которых уже на стену лезть хочется – о повышении пенсионного возраста, о повышении акцизов, например, на топливо, о запрете импортных лекарств, об оптимизации здравоохранения и образования, о запрете интернет-каналов и пр. перлы «бешеного принтера». И участвовать в этом – значит добровольно приговорить себя к этому, согласиться с этим, стать соучастником принятия этих законов. Оно нам надо?
Это надо им. Это нужно им, что бы нашими же руками строить с виду зелёный фасад американской буржуазной демократии, что бы их «там» признавали за своих, а на деле – крепкую стену концентрационного лагеря, опутанную колючей проволокой. Где голосуют только по принуждению и только так, как прикажет начальник лагеря, сидящий под флагом «голубого медведя» в кабинете с телефоном и кондиционером, под образами и с видом на главную площадь.
А. Пономарёв
Первый секретарь
Комитета Белокалитвинского м/о
РОО ПП КПРФ