Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » Экономист Татьяна Куликова: Понижение ставки страховых взносов – очередной удар по пенсионной системе
Понедельник, 25 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Экономист Татьяна Куликова: Понижение ставки страховых взносов – очередной удар по пенсионной системе

Печать

24 июля в третьем, окончательном, чтении Госдумой принят законопроект об увеличении налога на добавленную стоимость с 18 до 20%. Документ был внесен в Государственную Думу 16 июня. В соответствии с ним НДС повышается с 18% до 20%, а также устанавливается тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.


Результаты голосования за законопроект в третьем чтении:

За – 302 чел. (67,1%)

Против – 90 чел. (20%)

Воздержалось – 1 чел. (0,2%)

Голосовало – 393 чел. (87,3%)

Законопроект поддержали только депутаты от фракции «Единая Россия». Коммунисты голосовали против, так как повышение НДС на два процентных пункта существенно отразится на проценте инфляции, ухудшит положение народа, создаст достаточно тяжелые условия для экономического роста и работы предприятий. Рост реальной зарплаты замедлится с 6 до 1% уже в 2019 году.

Бюджет дополнительно получит 620-630 миллиардов рублей в год. Но реализация планов правительства и указа президента будет идти за счёт простых людей. В результате, по данным депутата фракции КПРФ А.В. Куринного, уже в 2019-м каждый россиянин в среднем потеряет четыре тысячи рублей в год.


О последствиях для пенсионной системы этого закона говорится в статье экономиста Татьяны Куликовой:

В опубликованной недавно статье «Фискальная подножка» (Правда, №72, 12.07.2018) я говорила о тяжелых последствиях повышения ставки НДС, законопроект о котором в начале июля был принят Государственной думой в первом чтении (№489169-7 в базе данных Госдумы). Однако в этом законопроекте есть еще одна существенная новация: сокращение ставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Правительство объединило эти две совершенно разные меры в один законопроект, поскольку сокращение страховых взносов задумано как частичная компенсация бизнесу дополнительных издержек от повышения НДС. Это еще раз показывает, что правительство рассматривает пенсионную систему с чисто бухгалтерских позиций, по сути трактуя страховые взносы как обычные налоги. При этом правительство полностью забывает (возможно, намеренно) о страховой природе пенсионной системы и даже не рассматривает последствия своего «налогового маневра» для нашей пенсионной системы как системы страховой. Все это очень похоже на подготовку почвы для постепенной ликвидации страховой пенсионной системы и замены ее на что-то типа «пособия по бедности в старости» в комбинации с обязательной или квази-обязательной накопительной пенсионной системой.

Итак, в законопроекте речь идет об отмене заложенного в текущее законодательство повышения ставки страховых взносов с 22 до 26%, которое должно было произойти с 2021 года. (Взносы по этой ставке платятся с зарплат в пределах установленной базы, которая в настоящее время составляет порядка 80 тыс. рублей в месяц; все, что свыше, облагается по ставке 10% и на формирование пенсионных прав не влияет.)

Точнее говоря, правительство предлагает бессрочно зафиксировать ставку страховых взносов на уровне 22% с зарплат. Такая ставка де-факто действует с 2012 года, но общеустановленной все равно является ставка 26%; именно такая ставка закреплена в законе, а пониженная ставка 22% вводилась как временная мера для поддержки бизнеса и стимулирования экономического роста и должна была действовать до 2020 года включительно. Соответственно, пенсионные права работников формировались в таком объеме, как если бы ставка взносов составляла 26%, а недостающие средства Пенсионному фонду России (ПФР) компенсировал федеральный бюджет.

Эта ситуация сохранилась и после перехода к балльной пенсионной системе в 2014 году. Сумма уплаченных взносов перестала присутствовать в пенсионной формуле в явном виде, однако в расчете изначальной стоимости пенсионного балла было заложено предположение, что взносы платятся по ставке 26%. При этом «недоплаченные» суммы взносов считались выпадающими доходами Пенсионного фонда, и их компенсировал целевой трансферт из федерального бюджета – трансферт «на компенсацию выпадающих доходов бюджету ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов» (Закон об обязательном пенсионном страховании, статья 17).

И вот теперь предлагается ставку страховых взносов закрепить на уровне 22% и считать это значение базовой, а не пониженной ставкой. Соответственно, не будет и целевого бюджетного трансферта на компенсацию пониженного тарифа: этот целевой трансферт растворится в общем бюджетном трансферте на покрытие дефицита бюджета ПФР.

Закрепление ставки страховых взносов на 22% – это хорошая новость для бизнеса, хотя эффект от этой меры проявится только через два-три года (то есть, начиная с 2021 года, когда планировавшейся ранее отмены пониженной ставки 22% не произойдет).

Однако для работников, то есть для будущих пенсионеров, это может оказаться либо плохой, либо очень плохой новостью. Дело в том, что, как уже сказано выше, в рамках действующей ныне балльной пенсионной системы величина тарифа не оказывает большого влияния на пенсионные права будущих пенсионеров, поскольку в пенсионной формуле суммы уплаченных взносов в явном виде нет. Поэтому в рамках нынешней системы понижение страховых взносов не приведет к автоматическому сокращению пенсионных прав работников. Однако оно окажет негативное влияние на величину дефицита ПФР и общего пенсионного трансферта, дав дополнительный аргумент сторонникам повышения пенсионного возраста и сторонникам сворачивания государственной страховой пенсионной системы и замены ее обязательной или квази-обязательной накопительной пенсионной системой – на благо финансовых спекулянтов, которые получат в свое распоряжение огромные суммы обязательных пенсионных накоплений.

Если же произойдет еще одна полномасштабная пенсионная реформа и балльная система будет отменена, как это предлагает вице-премьер Татьяна Голикова, то сокращение ставки страховых взносов будет уже напрямую влиять на формирование пенсионных прав граждан. Ведь в любой страховой системе пенсионный капитал напрямую зависит от общей суммы взносов, уплаченных в течение всего трудового стажа (подробное объяснение принципа устройства страховой пенсионной системы см. в моей статье «Власть взяла курс на социальный дефолт», Правда, №66, 28.06.2018). Поэтому понижение базовой ставки пенсионных взносов на 4 процентных пункта с 26 до 22% приведет к тому, что объем пенсионных прав, которые в среднем зарабатывают работники, станет еще ниже. А ведь этот объем и сейчас в среднем гораздо ниже, чем необходимо для формирования пенсионного капитала, достаточного для социально-приемлемого размера пенсии.

Таким образом, законодательная инициатива в отношении страховых взносов позволит несколько улучшить положение бизнеса, дав возможность работодателям немного сэкономить за счет будущих пенсий своих наемных работников. То есть в конечном счете от этой меры опять пострадает население.



Rambler's Top100