В списках кандидатов в депутаты Законодательного Собрания прослеживаются определённые тенденции. Мнение независимого эксперта.
Первое, что бросается в глаза при рассмотрении списков внепарламентских партий, - это отсутствие региональных партийных структур. О чём, например, говорит тот факт, что среди 62 кандидатов областного списка партии «Народный альянс» нет ни одного члена этой партии. По какому принципу составлялся этот список? Более трети списка - бюджетники, вторая по численности группа – работники ЖКХ. Показательно, что партия «Народный альянс» на выборах в Донской парламент выступает под лозунгом смены власти. Стоит задуматься, как работники бюджетной сферы, зависящие от этой власти, объединённые в список случайным образом, а не на партийной основе, могут поспособствовать смене власти?
Сразу вспоминается история происхождения «Народного альянса» - в своё время этот политтехнологический проект был создан специально для того, чтобы не дать оппозиционеру А.Навальному зарегистрировать свою партию под этим названием.
В «Партии пенсионеров России» ситуация с членством получше: из 57 кандидатов членов партии аж 4 человека,- трое вошли в общеобластную часть списка и один возглавил Шахтинскую региональную группу. По формальным признакам партия оправдывает своё название – в списке кандидатов есть пенсионеры, правда их меньше половины – 23 человека. Вторая половина списка опять таки преимущественно бюджетники. Ситуация повторяется и с третьей внепарламентской партией, участвующей в избирательной кампании, - это «Коммунисты России». Из 62 кандидатов, представленных в списке, членами партии являются только двое (собственно, они и возглавляют список). Третью часть списка составляют бюджетники.
Ни для кого не секрет, что работники бюджетной сферы в нашем регионе, как и по всей России, часто оказываются вовлечены в избирательный процесс не по своей воле, а по указке начальства. И термин «партии-спойлеры» давно уже знают не только политологи, но и рядовые избиратели.
Партии – спойлеры – политические проекты, которые создаются для того, чтобы оттянуть на себя голоса избирателей, отвлечь людей от реальной политической борьбы. С помощью таких спойлеров Администрация президента пытается размыть социальный протест, уменьшить электоральную базу реальной оппозиции.
Усиленная активность таких партий – примета нынешней избирательной кампании (например, каждая из вышеназванных партий в своей политической рекламе использует довольно дорогие в производстве видеоролики). Что вполне объяснимо: власти всерьёз опасаются протестного голосования 9 сентября в связи с крайне негативной реакцией большинства населения на повышение пенсионного возраста.
Реальная борьба за голоса избирателей разворачивается между парламентскими партиями – ЕР, КПРФ, ЛДПР и СР. (В ЗС Ростовской области представлены три из них, без ЛДПР). У этих партий всё в порядке и с наличием партийных структур, и с членами партий – большинство кандидатов в списках ими является. Но вот цели, задачи, и, соответственно, состав кандидатов сильно различаются.
Во главе областных списков кандидатов всех четырёх партий известные политики.
Оппозиционные партии на выборах в Донской парламент возглавляют депутаты Государственной Думы: первый заместитель руководителя фракции КПРФ в Госдуме, первый секретарь Ростовского ОК КПРФ Николай Коломейцев; первый заместитель руководителя фракции партии СР, председатель регионального отделения СР Михаил Емельянов; председатель ЛДПР, руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Владимир Жириновский.
Н.Коломейцев и М.Емельянов полностью укоренены в регионе – оба родились в Ростовской области, политическую карьеру строили здесь. Николай Коломейцев последователен в своих убеждениях: с момента вступления в КПРФ, членства в партии никогда не прерывал.
Михаил Емельянов, напротив, в разные годы своей карьеры менял политическую ориентацию: из партии «Яблоко» в «Единую Россию», а затем из ЕР в СР. Может быть именно памятуя своё прошлое «единоросса» М.Емельянов поспешил поддержать пенсионное послание В.Путина, в отличие от лидера собственной партии СР Сергея Миронова.
Владимир Жириновский никакой прямой связи с Ростовской областью не имеет: он здесь не родился, не учился, не работал. Избирателям будет полезно узнать: то, что Владимир Вольфович возглавил областной список кандидатов, вовсе не означает какого-то особого отношения к нашему региону. Точно так же лидер ЛДПР возглавляет списки кандидатов и в других регионах. Это своего рода технологический приём, позволяющий В.Жириновскому участвовать в агитационной кампании, в частности, сниматься в предвыборных роликах. Вот только будет ли такая реклама эффективна на фоне снижения рейтинга Жириновского, что показали результаты президентских выборов в марте 2018 года.
Ещё один негативный фактор для ЛДПР – постоянная кадровая чехарда в Ростовском региональном отделении, где координаторы меняются настолько часто, что избиратели не успевают их запомнить.
Вот и сейчас у ЛДПР очередной исполняющий обязанности координатора (в общеобластной части списка кандидатов значится под номером 3).
Список кандидатов от партии «Единая Россия» возглавляет губернатор Ростовской области Василий Голубев. Многие избиратели недоумевают: почему глава исполнительной ветви власти возглавляет список кандидатов во власть законодательную. Такая уж у нас в стране сложилась политическая традиция. Парламентское большинство ЕР делает законодательную власть несамостоятельной, подчинённой. Как следствие, возможность провести даже самый одиозный законопроект, это происходит сейчас с пенсионной реформой. В Ростовской области «Единая Россия», как и на федеральном уровне, поддержала повышение пенсионного возраста.
Участие губернатора Голубева во многом определило стиль предвыборной агитации ЕР: пожалуй, главной технологией этой партии стали «инспекционные» поездки губернатора по городам и районам области, где он выслушивает просьбы и распределяет бюджетные деньги.
Несмотря на продекларированный курс обновления партии, список кандидатов–единороссов традиционный для ЕР: чиновники, депутаты, крупные руководители и бизнесмены. Чиновники и действующие депутаты ЗСРО составляют около трети списка кандидатов, включающего 90 человек.
Показателен состав чиновников: помимо губернатора здесь есть и его заместитель, и советник, а ещё заместители главы администрации Ростова-на-Дону, главы городов, работники аппарата. И ещё один очень наглядный показатель. Посчитайте из интереса сколько раз в списке кандидатов от ЕР встречается должность «директор» или «заместитель директора».
Вывод напрашивается сам собой: список кандидатов от правящей партии -партии ЕР на выборах в донской парламент полностью состоит из представителей региональной элиты. Чьи интересы в Законодательном Собрании они будут представлять? Прежде всего, интересы действующей власти и региональной политической элиты.
Своеобразный антирекорд установила партия «Справедливая Россия»: в её областном списке кандидатов больше всего людей с судимостями (5 человек). Причём у одного из кандидатов имелась судимость по четырём статьям, в том числе ст.158 УК РФ «Кража», ст.161 УК РФ «Грабёж». С точки зрения закона все эти люди имеют право баллотироваться в депутаты, но вот к кадровой политике донских эсеров возникают вопросы.
Таким образом, тезис о том, что делать выбор необходимо осознанно, в условиях нынешней избирательной кампании абсолютно актуален.
Анализ списков кандидатов, технологических приёмов и хода избирательной кампании в целом даёт нам важную информацию к размышлению.