Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » Даёшь Союз рабочей молодёжи!
Понедельник, 25 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Даёшь Союз рабочей молодёжи!

Печать

До создания «Правды» оставалось ещё пять с половиной лет, до образования РКСМ — чуть меньше двенадцати. Осенью 1906 года нелегальным органом большевиков был «Пролетарий». В статье под примечательным названием «Кризис меньшевизма» В.И. Ленин писал: «Мы партия будущего, а будущее принадлежит молодёжи. Мы партия новаторов, а за новаторами всегда охотнее идёт молодёжь. Мы партия самоотверженной борьбы со старым гнильём… Мы всегда будем партией молодёжи передового класса!»

 


Но при чём тут «Правда» и комсомол? Дело в том, что «Правда» сыграла исключительно большую роль в становлении Российского Коммунистического Союза Молодёжи. Уже в конце марта 1917 года в Петрограде, Москве и ряде городов Центрального промышленного района, где инициативно, где по подсказке райкомов партии, начали появляться организованные группы молодой смены рабочего класса, того самого класса, который Ленин вслед за Марксом назвал передовым. «Правда» не только заметила это новое явление, но и выступила в роли организатора.

17 (30) мая Н.К. Крупская писала в «Правде», что от первых шагов новых организаций зависит, «по какому пути пойдёт всё движение, будет ли организация молодёжи в России пролетарской, пойдёт ли она об руку с рабочей организацией своей страны и с Интернационалом молодёжи и будет ли издавать свой пролетарский орган… или же организация молодёжи оторвётся на время от рабочего движения, станет издавать орган культурно-просветительного характера с сильно выраженным буржуазным влиянием».

Самое серьёзное влияние на процесс политической организации рабочей молодёжи оказала следующая статья Надежды Константиновны в «Правде» — «Как организоваться молодёжи?». Она была опубликована 7 (20) июня. Это были конкретные рекомендации серьёзного, доброжелательного политического деятеля младшим товарищам:

«Со всех концов России в «Правду» обращаются с запросами, как организоваться рабочей молодёжи. Желание организоваться у молодёжи горячее, но так как дело это новое, то молодёжь не знает, как за него взяться… Для того, чтобы организация пошла по правильному пути, надо выработать общий устав, обсудить его сообща на делегатских и других собраниях молодёжи и потом дружно проводить его в жизнь».

Короткое газетное выступление Крупской замечательно завершалось: «Чтобы помочь рабочей молодёжи выработать общий устав, предлагаю обсудить такой проект его». И далее газета опубликовала для обсуждения текст примерного главного документа молодёжной организации. В нём прежде всего чётко указывалось, кого призван объединить Союз молодёжи. Читаем §1 примерного устава:

«Рабочая молодёжь всей России, все мальчики и девочки, все юноши и девушки, живущие продажей своей рабочей силы, какой бы веры они ни были, на каком бы языке ни говорили, организуются в один «Союз рабочей молодёжи России».

§2 раскрывал смысл существования Союза: «Союз рабочей молодёжи России» ставит перед собой целью подготовить своих членов свободных, сознательных граждан, достойных участников той великой борьбы, которую им предстоит вести в рядах пролетариата за освобождение всех угнетённых и эксплуатируемых от ига капитала».

Эта цель конкретно раскрыта в §4 предложенного Крупской документа:

«Чтобы быть полезными борцами за рабочее дело, рабочей молодёжи нужны силы, здоровье.

С этой целью рабочая молодёжь должна: а) вести уже теперь борьбу за охрану детского труда, требовать 6-часового рабочего дня, здоровых условий труда, отмены ночной работы подростков, медицинской помощи и пр., б) вести борьбу за повышение заработной платы, где она недостаточна, для того, чтобы дать молодому рабочему или работнице возможность есть сытную, здоровую пищу, жить в чистом, тёплом, сухом помещении и пр., в) так как эту борьбу подростки могут вести только при поддержке взрослых рабочих, а с другой стороны, и взрослые нуждаются в их поддержке, то подростки должны посылать своих выборных в советы старост (на современном языке это — бригадиры и мастера. — В.Т.), вступать в профессиональные союзы и вообще идти рука об руку со взрослыми рабочими в борьбе за улучшение своего экономического положения».

Итак, на вопрос, какой быть молодёжной организации России, Н.К. Крупская однозначно отвечает: необходима массовая классовая организация рабочей молодёжи.

Замечательное качество предложенного Н.К. Крупской устава состоит в том, что в деятельности Союзов рабочей молодёжи предусматриваются совершенно конкретные дела, в ней не должно быть лазеек для пустозвонства. А у предлагаемых дел тоже есть важная особенность: своей конкретикой деятельность Союза рабочей молодёжи нацелена на постоянное деловое доказательство всем окружающим, что Союз защищает коренные, каждодневные интересы рабочей молодёжи.

Опубликованный в «Правде» проект устава Союза рабочей молодёжи существенно ускорил процесс формирования организаций юных коммунистов. В то же время архивные документы показывают, что молодёжные вожаки, опираясь на предложенный Крупской проект устава, расширяли его и даже порой углубляли. В этом убеждают, например, «Программа и устав» Социалистического союза рабочей молодёжи (ССРМ). Документ юных петроградцев, принятый в августе 1917 года, развивал цели и задачи проекта устава Союза рабочей молодёжи, предложенного Крупской. И это понятно: за плечами у его организаторов и членов был опыт работы в суровых условиях острой классовой борьбы в течение нескольких месяцев:

«Социалистический союз рабочей молодёжи ставит своей целью:

1. Развивать классовое самосознание своих членов, поднимать их культурный уровень и тем самым подготовлять их к борьбе за социализм.

2. Защищать экономические и политически-правовые интересы рабочей молодёжи».

В этом документе дана подробная расшифровка задач, поставленных вторым пунктом:

«а) Создаёт специальные комиссии по обследованию труда малолетних.

б) Разрабатывает проекты законов, направленных к улучшению экономического и политически-правового положения рабочей молодёжи, как то:

1. Запрещение труда малолетних до 16 лет.

2. Введение за счёт государства всеобщего обязательного обучения и содержания до 16 лет.

3. Сокращение рабочего дня подростков до 18 лет до 6 часов.

4. Запрещение труда до 18 лет там, где это будет признано профессиональными врачами вредным для здоровья молодого организма.

5. Полная отмена ночной смены для подростков до 18 лет.

6. Установление минимума заработной платы и страхование на случай болезни, безработицы и т.д.

7. Законы по охране детского труда вплоть до полного его запрещения.

8. Признание за 18-летними всех политических и гражданских прав.

Эти проекты вносятся в соответствующие учреждения».

Документ предусматривал, что ССРМ для достижения своих целей:

«в) Добивается создания при профессиональных союзах особых комиссий с представителями Социалистического союза рабочей молодёжи для разбора конфликтов между рабочей молодёжью и работодателями, для руководства стачечной борьбой и обеспечения рабочей молодёжи на случай болезни, безработицы и т.д.

г) организует демонстрации и другие выступления рабочей молодёжи».

С этими целями и задачами Социалистический союз рабочей молодёжи, союз рабочей молодёжи «III Интернационал» и другие союзы трудящейся молодёжи образовали РКСМ. Понятно, что ведущей силой комсомола, ядром его состава, основой актива была рабочая молодёжь. Если бы у создателей Российского Коммунистического Союза Молодёжи кто-то в шутку поинтересовался, возможен ли комсомол без рабочего ядра, то они бы несказанно удивились и с большевистской прямотой сказали, что без рабочих комсомол — недоразумение.

Постепенно Союз рабочей молодёжи пополнялся устремлёнными в социализм молодыми крестьянами и учащимися, но в нём всегда ведущую роль играла рабочая молодёжь.

Александр Мильчаков, один из организаторов комсомола, в начале 1920-х секретарь Сибирского бюро РКСМ, а в 1927—1928 годах генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ, в своих мемуарах «Первое десятилетие» вспоминал:

«В комсомоле в ту пору были специальные экономработники — центральная, можно сказать, фигура в ячейке. Они обследовали заводы, фабрики, следили за тем, чтобы соблюдались законы о юношеском труде, об охране здоровья подростков. Особенно решительную борьбу приходилось вести с частными арендаторами, эксплуатировавшими труд малолетних. Воюя за сохранность кадров молодёжи на производстве, за охрану их труда, за сокращённый и правильно оплачиваемый рабочий день, комсомол уже практически занялся и вопросами образования рабочей молодёжи. Дело это было трудное.

Сиббюро РКСМ посоветовало комсомольским комитетам провести совместно с профсоюзами обследование фабрик и заводов.

— Вы прежде всего выясните число молодых рабочих, условия их труда. А потом решим, что делать дальше, — говорили мы секретарям ячеек и комитетов…

В августе 1921 года мы сделали первую попытку наладить учёт активистов.

Мы провели анкету среди 310 активистов губернских и уездных комитетов. Оказалось, что по социальному положению 115 человек были рабочими, 77 — крестьяне, 80 — служащие, 38 — учащиеся. Больше половины наших активистов являлись членами и кандидатами партии». Кстати, большинство членов РКП(б) тогда тоже составляли представители рабочего класса.

В год 100-летия Ленинского комсомола мы по праву гордимся его историческими свершениями. Но нам не надо забывать: не имей комсомол надёжное пролетарское ядро, не будь он рабоче-крестьянским, этих достижений было бы куда меньше.



Rambler's Top100