Госдума принимая главный финансовый документ, думала не о нас с вами.
Госдума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2019−2021 годы. На фоне падения цен на нефть проблемы с наполнением казны возникли уже сейчас, а прогнозы и вовсе туманные. Эксперты предрекают: «резать» в первую очередь правительство будет расходы на «социалку», а вовсе не на военных или чиновников.
Пухнут от денег. Кризис прошел?
14 ноября Госдума во втором чтении приняла проекты федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) на ближайшие три года. Как заявил председатель профильного Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров (тот самый, который предлагал штрафовать самозанятых граждан на полную сумму их дохода), работа над проектом была очень плотной: в Госдуму, мол, поступило 676 поправок к документу, из которых 426 внесены правительством, а 214 — федеральными депутатами.
Доходы федерального бюджета, судя по законопроекту, будут неуклонно расти — в 2019 году они составят 19 трлн. 969 млрд. рублей, а два года спустя — уже 20 трлн. 978 млрд. рублей. Причем доходы будут значительно превышать расходы: профицит за три года должен превысить более 4 триллионов.
Сложится он, естественно, в первую очередь за счет ожидаемо высокой цены на нефть. Делая такие радужные прогнозы, правительство опирается на текущую ситуацию. Министр финансов России Антон Силуанов сообщил, что по итогам января-октября 2018 года федеральный бюджет исполнен с профитом в 3 трлн. 22 млрд. рублей. В прошлом году за тот же период был, напротив, дефицит — то есть расходы бюджета оказались выше доходов на 294 миллиарда. Поэтому и в 2018 году Минфин изначально планировал дефицит в размере 1,3% ВВП — но вышло все намного удачнее! К слову, последний раз бюджетный профит в России был в сытом 2011 году…
Соответственно, Госдума утвердила и поправки к бюджету-2018, в соответствие с которыми увеличиваются текущие доходы и расходы. Впрочем, эра дорогой нефти не может продлиться вечно: уже в ноябре «черное золото» существенно подорожало — причем темпы падения обновили двухлетний максимум.
Впрочем, пополняться бюджет в 2019 году будет не только за счет дорогой нефти, но также и за счет резко возрастающих налогов: напомним, что с первого января повышается базовая ставка НДС и акцизов на топливо. Также в будущем году появится налог на самозанятых (Госдума уже приняла соответствующий законопроект в первом чтении), а также расширится география курортного сбора.
Правительство обещает откладывать «излишки» в Фонд национального благосостояния, который к 2021 году распухнет до 11 трлн. 476 млрд. рублей (почти 10% национальной экономики). Также в будущем году в России появится Фонд развития, в котором за три года планируют накопить 1,6 трлн. рублей — из него напрямую будут финансировать инвестиционные расходы (в том числе на нацпроекты).
Нацпроектов, кстати, в будущем году стартует ровно дюжина, на них за три года потратят 5 трлн. 693 млрд. рублей. Также по-прежнему правительство намерено не снижать межбюджетные трансферты регионам: ежегодно они будут превышать 2 трлн. рублей.
Жаворонков: рост расходов на «социалку» — фикция!
Разумеется, рядового россиянина волнуют вовсе не «стройки века» и аморфные нацпроекты, о которых большинство жителей никогда и не узнает. Самое главное — это сколько денег государство потратит на социалку. Об этом «Свободная пресса» по итогам второго чтения проекта бюджета в Госдуме поговорила со старшим научным сотрудником Института экономической политики, членом совета фонда «Либеральная миссия» Сергеем Жаворонковым.
«СП»: — Сергей Владимирович, федеральные политики в преддверии рассмотрения проекта бюджета сделали массу громких заявлений: о том, что объем расходов на социалку составит 6,6 трлн. рублей, аж на 7,1% больше, чем в нынешнем году (то есть выше уровня инфляции). И это, мол, значительно больше, чем было в предыдущие годы. Что из этих заявлений правда?
— В 2019 году расходы федерального бюджета на социальную политику составят 4,9 трлн. рублей, а не 6,6 трлн. (эту цифру, видимо, чиновники берут, добавляя расходы на образование, здравоохранение, культуру и прочее). В 2018 г. расходы на социальную политику были предусмотрены в размере 4,7 трлн. рублей. То есть мы наблюдаем рост на 4% при плановой инфляции в 3,5%.
И это при этом, что к 2021 году расходы планируется снизить вновь до 2,7 трлн. рублей (плановая инфляция за три года составит 12%).
В абсолютных цифрах расходы федерального бюджета, например, на образование и здравоохранение планируется повысить к 2021 году: соответственно, в сравнении с 2019 годом с 0,83 до 0,9 трлн. рублей и с 0,65 до 0,85 трлн. рублей. Но это также ниже темпов трехлетней инфляции.
Зато стоит вспомнить, что, например, ранее расходы на здравоохранение, например, сокращались даже в абсолютных цифрах (494 млрд. рублей в 2013 году, 506 млрд. рублей в 2016 году, 452 млрд. рублей в 2017 году, 460 млрд. рублей в 2018 году), а на образование незначительно росли (2013 год — 607 млрд. рублей, 2016 год — 597 млрд. рублей, 2017 год — 630 млрд. рублей, а 2018 год — 653 млрд. рублей). В общем, не видно никакого пересмотра тенденции.
«СП»: — В социальной политике, как мы с вами знаем, традиционно велик уровень низовой коррупции. По вашим оценкам, какая доля из триллионных сумм не дойдет до конечного получателя?
— В бюджетной статье «Социальные расходы», где основное — это дотация Пенсионному фонду России на покрытие дефицита, особой коррупции нет. А вот что касается образования и здравоохранения, то тут сложно говорить в целом, ибо стоит помнить, что большую часть расходов несет по этим статьям вовсе не федеральный, а региональные бюджеты: в 2017 году, например, общие расходы на образование и здравоохранение составили 3,2 и 2,8 трлн. рублей соответственно, то есть на федеральный бюджет пришлась лишь шестая часть примерно.
Все это, заметим, при том, что деньги есть, но власть опять пытается экономить на населении, выжимая из него последние соки.