В начале января Россию ждет всплеск инфляции. Об этом 14 ноября заявил директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ Алексей Заботкин.
По его словам, из-за повышения НДС «в I квартале мы будем иметь значительный всплеск инфляции, скорее всего, мы его увидим уже в данных по январю». «Наверное, процесс подстройки под НДС (налог повысится с 18% до 20%) растянется на два-три месяца. По нашим оценкам, в I квартале годовая инфляция будет выше 5%», — отметил Заботкин.
Он добавил, что инфляция вернется к уровням «вблизи 4%» во втором полугодии 2019 года, а в среднем за год, по прогнозу ЦБ, составит 5−5,5%.
Глава департамента также сообщил, что на траекторию инфляции влияет несколько факторов. Один из основных — продовольственные рынки. Им приходится подстраиваться к изменениям баланса спроса и предложения — после серьезного увеличения именно предложения в предыдущие пару лет. Второй фактор — как раз вопрос о реализации подстройки цен под грядущее повышение НДС. «Какая-то часть повышения НДС будет отражена в конечных ценах уже до Нового года, какая-то произойдет после», — отметил он.
«Наш прогноз в 3,8−4,2% на текущий год пока сохраняется. Будет еще один доклад о денежно-кредитной политике 14 декабря, и в нем мы традиционно актуализируем все прогнозы, в том числе и прогноз на этот год», — добавил Заботкин. По его мнению, спокойствие ЦБ в отношении к инфляционным рискам обеспечивает договоренность правительства с нефтяниками о сдерживании цен на топливо.
Действительно, все десять крупнейших нефтяных компаний России подписали соглашение о заморозке цен на бензин и дизельное топливо с Министерством энергетики (Минэнерго) и Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Об этом 12 ноября отчитался вице-премьер Дмитрий Козак на совещании правительства с президентом Владимиром Путиным.
«Ситуация стабилизирована, цены заморожены, и они будут такими сохраняться — с учётом инфляции, с учётом изменений налогового законодательства — до конца марта», — сказал Козак.
Загвоздка только в одном — после марта все вернется на круги своя. И инфляция будет раскручиваться по сценарию, о котором в середине октября предупреждала Счетная палата.
В своем заключение на проект бюджета на 2019−2021 годов ведомство спрогнозировало новый скачок розничных цен на бензин в 2019 году. Причиной, по мнению аудиторов, может стать плановое повышение акцизов на топливо.
«Увеличение акциза в 1,5 раза может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер», — говорится в документе.
Не одобрила Счетная палата и заложенный в консервативный проект бюджета курс рубля, назвав его «слишком оптимистичным».
«Относительно оптимистичные» макроэкономические показатели российской экономики, заложенные в прогноз, основаны «на переоценке адаптивных возможностей российской экономики», отмечали аудиторы. «В целом представляется, что консервативный вариант прогноза недооценивает возможные последствия значительного ухудшения внешнеэкономических условий», — говорилось в отчете.
Как в реальности раскрутится инфляция? Особенно с учетом, что нефть на мировом рынке начинает дешеветь, США собираются вводить против РФ второй пакет санкций, а рубль в перспективе продолжит обесцениваться?
— Первое полугодие 2019 года действительно будет сложным, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Экономика начнет подстраиваться под НДС, и здесь наблюдается парадокс. Чем сильнее инфляция будет раскручивается в 2018 году, тем более плавно она начнет подниматься в следующем. Часть шока от повышения НДС станет отыгрываться производителями уже в декабре. Но, конечно, основная часть шока придется на первые месяцы следующего года.
Пока рабочий прогноз — в I квартале 2019 года инфляция в годовом выражении выйдет на уровень 5−5,5%. Причем, в отдельные месяцы она скорее всего превысит эту отметку — здесь сыграет свою роль разморозка соглашения правительства с нефтяниками.
Но в дальнейшем, считает ЦБ, при умеренно-жесткой кредитной политике денежным властям удастся стабилизировать ситуацию. Это значит, по мере привыкания экономики РФ к новому масштабу цен инфляция стабилизируется, и дальнейшего подорожания товаров уже не произойдет.
Тем не менее, по итогам 2019 года инфляция будет выше таргета — выше 4%. К этому значению инфляция вернется, я считаю, не раньше 2020 года.
«СП»: — Это базовый прогноз или оптимистический?
— Оптимистический. Единственное, в чем сегодня можно быть абсолютно уверенным — инфляция в любом случае не будет двузначной. Но отдельные сильные всплески могут иметь место.
«СП»: — Как выглядят проифляционные риски?
— Первый из них — перенос эффекта ослабления рубля. Рубль, как мы видим, довольно бодро вошел в новый торговый коридор 67−69 за доллар, и может, я считаю, в отдельные недели до Нового года доходить до 70 за доллар.
Напомню, Минфин собирается с 8 ноября по 6 декабря потратить 525 млрд. рублей ($ 8 млрд. по текущему курсу ЦБ) на приобретение иностранной валюты в рамках исполнения бюджетного правила и наполнения резервов. Это новый рекорд по закупкам валюты. Предыдущий был установлен месяц назад и составил 475 млрд. рублей. Пока не вполне понятно, как отреагирует на эти закупки рынок, но курс рубля уже пополз вверх.
Кроме того, остается в силе санкционный фактор. Да, агентство Bloomberg сообщило, что Конгресс США, вероятно, отложит рассмотрение новых санкций в отношении России до следующего года. По данным агентства, голосование по введению санкций, скорее всего, также пройдет в будущем году из-за высокой нагрузки в текущем.
Мы не знаем, какие именно опции войдут во второй пакет. Но если США все же введут ограничительные меры в отношении российских госбанков и российского госдолга, это негативно скажется и на курсе рубля, и на инфляции.
«СП»: — Что это означает для экономики?
— В перспективе рост цен создает макроэкономический риск — снижения вклада потребления в общеэкономический рост. В банковском секторе уже возникает перекос активов: со снятием вкладов и сокращением пассивов сокращается и база корпоративного кредитования. Это значит, даже если кабмин в 2019 году решит поддерживать промышленность, банкирам придется выбирать: кредитовать ли промышленников или население?
Население сейчас кредитовать выгоднее — там ставки выше. Но выше и риски. Сегодня банки активно кредитуют население, а завтра окажется, что значительная часть заемщиков не способна обслуживать свои долги.
Напомню, за последние четыре года объем вкладов со сроком свыше одного года — а это база для инвестиционного банковского кредитования — сократился в 1,7 раза. Именно этот тренд является ударом по экономике. Если у вас снижается удельный вес депозитов — снижается и удельный вес долгосрочных кредитов. А раз так — у российской экономики очень слабенький потенциал на перспективу, для реализации инвестпроектов.