Донское правительство призывает в основу использования земли взять опыт тружеников, успешных казаков-фермеров, а не декларации велеречивых атаманов. Но от слов к реальным делам перейти не торопится.
О государственной поддержке казачества говорится в Законах Российской Федерации, Указах Президента РФ, Постановлениях федерального правительства, Рекомендациях Главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройств, законодательных актах регионов. И практически в каждом из них – есть слова о формировании целевого земельного фонда. И все же возрождения традиционного уклада жизни так и не произошло: казаки у семи нянек оказались без глазу. А главный вопрос – земельный – до сих пор так и не решен. В Ростовской области дважды, в 1998 и в 2015 году утверждались Постановления об образовании целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, входящим в общества «Всевеликое войско Донское». Однако, с каждым годом вопросов становится больше, чем ответов. От слов к делу перешли недавно казаки городского казачьего общества «Зерноградское».
Казачье общество стало «сектой Пустоветова»?
В 2016 году областное правительство еще раз напомнило казакам и чиновникам поселенческих администраций, что земли сельхозназначения, передаваемые в бессрочную и бесплатную аренду обществам реестровых казаков «для развития традиционного казачьего образа жизни, либо для занятий сельским хозяйством», не подлежат ни дроблению, ни продаже. И тут же, как в насмешку над документом, атаман Мечётинского казачьего юрта есаул Александр Пустоветов без бюрократических проволочек, заключил с администрацией Россошинского сельского поселения договор о купле-продаже 112,2 гектаров пахотной земли у хутора Революционный. А потом передал земельный участок целевого фонда в ипотеку ООО «Холдинг-Урал-Дон». Выручка в 13 раз превышала сумму понесенных расходов.
Земельный участок в бессрочное пользование Зерноградского казачьего общества был выделен на основании постановления Малого совета народных депутатов. Наделены пахотной землей были и другие семь хуторских и станичных обществ. Придя к руководству, есаул Пустоветов «аккумулировал» земельные наделы в юрте, а вырученные за продажу урожая финансовые средства, расходовал по собственному усмотрению. А чтоб не было вопросов, провел перерегистрацию казачьих обществ. После обряда «обрезания» в юрте из восьми обществ осталось три: Зерноградское городское да хуторские, Клюевское и Гуляй-Борисовское. Списочный состав казаков сократился, но площадь земли – не уменьшилась. Часть пахотного клина есаул сдавал в субаренду своим сыновьям, другую – сбыл с рук некоей гражданке Задорожной. Казаки об этом – ни сном, ни духом.
В свое время бывший глава района Виктор Кучеров, чтобы земля не ушла «на сторону», дополнил проект устава двумя пунктами: земли казачьих обществ не подлежат приватизации и продаже, а руководство юрта должно отчитываться перед администрацией района об их использовании. Но при утверждении устава в отделе юстиции эти строки исчезли. «Усеченный» устав не признали атаман Мечетинского станичного общества Владимир Гусев и его односумы, они вышли из юрта, который стали называть «сектой Пустоветова». В том, что «перерегистрация» была «срежиссирована» атаманом, не сомневался и заместитель атамана по идеологии сотник Дмитрий Смолянинов. Но на его вопросы о расходовании финансовых средств атаман-есаул ответил коротко: не лезь не в свои дела! Но сколько веревочке не виться, придет конец.
У семи «нянек» казак – без глазу
В августе 2017 года вопрос об пропавших земельных участках и исчезающей прибыли, который сотник Смолянинов не раз задавал есаулу Пустоветову наедине, был поднят на отчетно-выборном Круге городского общества. Ответ казаки не получили, но единогласно избрали «возмутителя спокойствия» своим атаманом. Есаул Пустоветов нового атамана не признал, а полковник Иван Капустин, атаман Черкасского округа, в своем приказе Зерноградский отчетно-выборный Круг признал недействительным. Однако, казаки городского общества, составляющие почти половину численности юрта, проявили упорство. И тайны Мечетинского юрта, хорошо известные казакам, стали достоянием гласности. И дошли аж до районной прокуратуры. Тут уж «прозреть» пришлось и чиновникам районной управы.
Прокуратура области обратилась в суд с требованием о признании договора о купле-продажи 112,2 га земли недействительным. Арбитражный суд, хоть не с первого, а только со второго захода, встал на сторону закона. Закон восторжествовал, но казаки-донцы – не очень. Ведь никто из участников махинаций с землей не понес ответственности. Ни глава администрации Россошинского сельского поселения Михаил Чичун и глава поселения - председатель собрания депутатов Юрий Подмолода. Ни казачьи атаманы – Черкассогого округа «Всевеликого Войска Донского» Иван Капустин и Мечетинского юрта – Александр Пустоветов. Рядовые казаки все же наказали главного казнокрада, не доверили ему в очередной раз атаманский «пернач». В управленческих верхах о взыскании убытков, нанесенных казачьей казне, не последовало.
Новому юртовому атаману Виктору Кармалову, как и атаману Зерноградского городского общества Дмитрию Смолянинову, пришлось работу начинать, как говорится, с нуля. Тут бы взять, по совету областных чиновников, за основу опыт успешных казаков-фермеров. Да… где их взять? В селе Святоречье несколько лет назад в успешного фермера была брошена граната. А в хуторе Гуляй-Борисовка между соперничающими фермерами – из-за раздела земли - даже произошла перестрелка. За один участок фермеры дерутся, а другой – зарастает бурьяном. Зато у есаула Пустоветова последователи нашлись. В Белокалитвинском районе казачьи земли были незаконно проданы агрохолдингу ООО «АСБ-Калитва», а в Каменском районе – участок пахотной земли попал в собственность владельца каменного карьера.
Инициаторы и последователи
Бывший юртовой атаман бахвалился, что первым на юге России сумел купить и продать участок пахотной земли из неприкосновенного целевого фонда. Но он был далеко не первым махинатором среди юртовых «владык». «Приписной» казак Юрий Лопатько, став главой Орловского района и получив звание казачьего полковника, в атаманы не стремился. Атаманом Сальского округа был его заместитель, тоже казачий полковник Александр Коротков. В дополнение к действующим хуторским обществом было создано, вернее, слеплено еще одно, Каргальское, получившее 333,8 га земли. Гектары эти, после многочисленных «операций», оказались в собственности сына главы района, округлившего свою агрофирму до 5 тысяч гектаров земли. Но однажды главу района вывели из кабинета за белы рученьки…
Главу соседнего Зимовниковского района Виктора Грянникова за белы рученьки из кабинета не выводили. А ведь он сумел за 5 лет рабского труда на муниципальной галере «прихватизировать» 32 тысячи гектаров земли. 7 февраля нынешнего года «Правда» в публикации «На хуторе Трудовом» остановится время» поведала грустную историю о ликвидации семейной молочной фермы Пашаевых. 90 гектаров пастбищ приглянулись атаману казачьего общества двух станиц и трех хуторов Валерию Нестеренко, владеющему 10 000 га пахотных угодий и 3 500 га угодий охотничьих. Не для развития традиционного казачьего образа жизни понадобились пастбища, не для развития животноводства. В области сейчас не найти пустующей земли, только урожай подсолнечника и озимой пшеницы после уборки тут же отправляется за рубеж.
В хуторах и станицах области почти повсеместно перепаханы общественные пастбища, что привело к снижению поголовья крупного рогатого скота на частных подворьях. В отчетах чиновников – надои молока растут. А в глубинке крестьяне с коров переходят на коз. Растет и численность безземельных крестьян, кормящихся только с огородов. Во время реформирования сельхозпредприятий акционированию не подлежали конезаводы и хозяйства по разведению племенного скота, машинно-испытательные станции и опытные лаборатории. Они до 2012 года оставались в государственной собственности, а потом волею реформаторов были «сброшены» на регионы. В Ростовской области власть крестьянам оказала медвежью услугу: запретила делить земли на паи, и их новыми собственниками оказались олигархи. А ведь казаки предполагали, что землей будут владеть те, кто ее обрабатывает.
В Зерноградском районе за землю борются не только обделенные казаки, но и безземельные работники бывших благополучные госпредприятий. Наверное, потому среди хуторян и станичников растет число сторонников социалистических принципов хозяйствования, возврата советского уклада жизни. И в хуторах появляются «красные казаки».
На снимке: заместитель атамана Валерий Музычко, председатель совета стариков Василий Михайлович Рокачев, атаман городского казачьего общества «Зерноградское» сотник Дмитрий Смолянинов.