Бывают происшествия, в которых особенно броско и многозначно отражается характер того или иного времени. Недавнее зверское преступление в Петербурге именно таково.
Доцент здешнего университета Олег Соколов убил аспирантку Анастасию Ещенко и расчленил труп, чтобы удобнее избавиться от него. Страшные подробности не излагаю, поскольку они всем уже известны. Ведь страсти вокруг этого ужаса больше недели кипят в информационном пространстве, многое выявлено, высказано и понаписано.
А всё-таки что тут самое главное, требующее наиболее точного ответа? Наверное, вопрос о том, как вузовский преподаватель Соколов превратился в настоящего монстра, способного на жутчайшее злодейство.
В самом деле, убийствами в нынешней России никого не удивишь. Они происходят каждодневно и буднично, причём всё чаще и чаще. Но в данном случае, как подчёркивается, речь идёт об известном в определённых кругах учёном, отличном (даже блистательном, по выражению некоторых коллег) лекторе, о якобы уважаемом интеллектуале.
Сколь ни странно на первый взгляд, а ключом к характеристике этого типа и пониманию того, что он совершил, оказывается направление основного его научного интереса и многолетних занятий. Наполеоника — так называют специалисты раздел исторической науки, посвящённый изучению жизни и деяний Наполеона Бонапарта. Он-то, знаменитый французский император, и стал любимейшим (что называется, до печёнок!) героем российского кандидата исторических наук.
Говорят: «Скажи мне, кто твой герой, и я скажу, кто ты». В советское время преклонение перед Наполеоном у нас, я думаю, было крайней редкостью, а в годы Великой Отечественной могло быть только у наших врагов. По вполне понятной причине: 1812 год. Героем страны, снова боровшейся против иноземных захватчиков более века спустя, был не Наполеон, а Кутузов.
Герои сменились за последние три десятка лет. У нас теперь — капитализм. А кто такой Наполеон по сути своей? Выдающийся буржуазный герой для всего мира. «Сильная личность» в смысле наивысшей степени индивидуализма, не сомневающегося, что ему всё нипочём, всё дозволено.
Да, именно всё, вплоть до убийства! Вспомним Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Что на убийство толкнуло его? Желание самоутвердиться и проверить: «тварь я дрожащая или право имею».
«…Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил», — признаётся он потом.
Сегодня пишут и говорят, что обеспеченный, благополучный, купающийся в любви к себе петербургский доцент Соколов «ничем не похож» на нищего петербургского студента Раскольникова. Внешне, конечно, не похож. Действительно, не тварь же он какая-нибудь, а кавалер французского ордена Почётного легиона, член научного совета Российского военно-исторического общества, возглавляемого самим министром культуры Мединским!
Но разве не повторил бы этот господин, будь он вполне откровенным, вслед за персонажем Достоевского: «Я хотел Наполеоном сделаться»? Вот и сделал по воле своего желания ещё один шаг…
Почти одновременно раздались очередные выстрелы в российской школе — на сей раз в городе Благовещенске. Тоже кричащий пример равнения на иных, не советских героев. И со школьными убийствами у нас теперь — «как у них».
А героев советской эпохи, на подвигах которых воспитывались поколения, в том числе победители фашизма в Великой Отечественной войне, продолжают уничтожать. Так же одновременно с петербургской трагедией в «Литературной газете» появляется статья под заголовком: «Нужен ли миф о Корчагине?»
Это, конечно, о герое великой книги Николая Островского «Как закалялась сталь». И вы, наверное, уже догадываетесь, каков ответ: не нужен. То есть не нужен нам сегодня, оказывается, герой, способный отдать не за себя, а за других, за справедливость самое дорогое — жизнь.
И ведь Павел Корчагин вовсе не миф, не выдумка, а реальность. По судьбе своей, как известно, это сам Николай Островский, которого после знакомства с ним потрясённый французский писатель Андре Жид назвал советским святым.
Наполеона даже в родной для него Франции, при всём почтении, святым не называют. А здесь — пролетарий, рабочий парень, ставший убеждённым коммунистом…
Что вы, дорогие читатели, думаете об отношении к советским героям и к антигероям сегодня? Каковы, на ваш взгляд, критерии героизма в нынешней России? Напишите об этом в «Правду». Продолжим разговор.