Политический балет с отставкой правительства — очередной шаг к логическому концу российской экономики.
Скоропостижная отставка правительства Дмитрия Медведева, случившаяся сразу после оглашения президентского Послания Федеральному Собранию 15 января, стала неожиданным подарком Владимира Путина всем россиянам, долго ждавшим этого момента. Сразу вслед за этим гарант Конституции преподнес еще один сюрприз (теперь уже экспертам-политологам), предложив на должность главы нового правительства абсолютно немедийную фигуру — руководителя Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина.
С утра 16 января новоиспеченный кандидат уже успел пунктирно очертить свою позицию по ряду принципиальных внутрироссийских проблем.
Так, одним из важнейших вопросов Михаил Мишустин счел снятие ограничений и барьеров, а также сокращение издержек для бизнеса. А по поводу пенсионной реформы, заслужившей в народе эпитет «людоедская», высказался лаконично: «Лучше ничего не трогать, мне кажется».
Обсуждение и утверждение этой кандидатуры Госдумой прошло на удивление быстро — уже к середине этого же дня все формальности были соблюдены. Впрочем, удивляться тут не приходится, поскольку в нынешнем парламенте конституционное большинство принадлежит послушной президентскому слову «Единой России».
В открытом голосовании нового премьер-министра поддержали 383 депутата (вся партия власти плюс «Справедливая Россия и большинство членов ЛДПР). КПРФ же от голосования по этому вопросу воздержалась.
И, судя по всему, совсем не зря.
— Откровенно говоря, я думаю, это все же технический премьер, — оценил президентскую креатуру руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. — По своей карьере, по своему психотипу он не политик, а администратор, чиновник. У него нет своих особых политических своих интересов. Условно говоря, это премьер переходного периода.
«СП»: — То есть его выбрали, чтобы не создавать конкуренции вертикали власти? Если учесть, что Дмитрий Медведев, по всей видимости, планировал добиться слияния президентской и исполнительной ветвей власти, на что едва ли согласился бы Владимир Путин…
— У власти было два варианта действий. Например, можно было назначить председателем правительства сразу преемника Путина с тем, чтобы он за несколько лет показал себя с позитивной стороны. Но, видимо, в Кремле пошли по второму варианту и решили не нагружать преемника негативом премьерства. И выбирать его не с поста правительства, а с другой должности. Хотя есть вероятность, что такого человека все же поставят на премьерства, но уже поближе к президентским выборам.
«СП»: — В сентябре прошлого года во время нашей беседы вы говорили о том, что для разрядки социальной напряженности власть, когда ей это будет необходимо, повесит на Дмитрия Медведева всех собак, сделав его неким козлом отпущения. То есть пойдет по пути Бориса Ельцина, заявившего в свое время, что «во всем виноват Чубайс». Этот прогноз осуществился. Не ждет ли Михаила Мишустина та же судьба?
— По окончании переходного периода, после 2024 года, ему, очевидно, найдут другую должность. Вероятно, освободив это место под самого Владимира Путина, который, не имея конституционной возможности остаться в должности президента, но оставшись национальным лидером, вполне может занять кресло главы правительства. Особенно в свете того, что эта должность обещает стать более влиятельной и не зависимой от президента. Вполне возможно, именно для этого все и делается.
— Из силовиков, как правило, получаются очень плохие организаторы, — подчеркнул руководитель Лаборатории политических и социальных технологий Алексей Неживой. — Когда надо управлять гражданской жизнью в регионах, находить общий язык с населением, силовик с его профессиональными навыками плохо подходит для этого. А сейчас премьер-министром назначен именно силовик.
«СП»: — В июле прошлого года, когда мы с вами обсуждали особенности кадрового губернаторского резерва, в котором насчитывалось подавляющее количество силовиков, вы говорили о том, что государство делает неправильную ставку. Что ни миллион, ни даже 10 миллионов силовиков власть не защитят. Значит ли назначение Мишустина, что власть усугубляет свой просчет?
— Это говорит о том, что часть нашей правящей верхушки осознала, что глобальный мир изменился. Что неолиберальная глобализация умерла, и ей на смену идет фактическая разбивка мирового пространства на локальные центры силы. И смена либерала Медведева на силовика Мишустина — логический шаг. Думаю, он был связан с тем, что социологические замеры показали — ситуация близка к катастрофе, либеральное правительство не может действовать адекватно в вопросах безопасности власти.
То, что правящая элита, оставшись на своем месте, поменяла управленцев, ничего хорошего нам не принесет. Потому что очень тяжело, проводя 20 лет фактически реиндустриализацию страны, уничтожив на корню научную школу, уничтожив образование, получив в итоге вместо творцов потребителей, взять и начать новую индустриализацию. Так резко с одного коня на другого перескочить не удастся. Власть, конечно, осознала всю сложность момента. Но на практике продемонстрировала подход к штанге, которая ей не по силам. И в результате того политического балета, который, я считаю, сейчас происходит, она попросту надорвется.
С точки зрения экономики кандидатура Мишустина также не вызвала энтузиазма у тех, кто не понаслышке знаком с ее актуальными проблемами.
Правда, отдельные представители бизнес-сообщества одобрили эту фигуру на посту премьер-министра. «Федеральная налоговая служба, наверное, одно из самых эффективных ведомств в Российской Федерации. С учетом минимального роста ВВП и постоянного падения доходов населения, сборы в бюджет увеличиваются на 12−15% в год. Даже незначительный рост ВВП был обусловлен работой ФНС по обелению бизнеса, по выводу его из тени», — заявил, в частности, обозревателям «СП» утром 16 января президент группы ZENDEN Андрей Павлов.
Однако председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин напомнил, что за то достаточно продолжительное время, что господин Мишустин курировал налоговую сферу, многие предприятия были лишены средств к ведению своей деятельности, причем неоднократно. Эффективность ФНС в деле повышения налоговых поступлений на фоне падающих доходов как бизнеса, так и населения, уточнил эксперт, во многом объясняется тем, что ей позволялось элементарно зверствовать в этом вопросе.
— Выбором этой кандидатуры на пост премьера президент совершенно четко и ясно дал понять, чего он хочет от нового правительства, — поделился Павел Шапкин своим мнением. — Он хочет, чтобы оно сосредоточилось изъятием денег у, так сказать, подданных.
«СП»: — Как становится понятным из ваших слов, ничего хорошего от нее ждать не приходится? К чему же стоит готовиться россиянам?
— Нас ждет ужесточение налогового бремени. Допускаю, что сейчас мы оперативно реализуем все «светлые» идеи последнего времени вроде взимания подоходных налогов при использовании банковских карт, а также о полном контроле за финансами с использованием многочисленных информационных систем.
С крупного бизнеса сейчас взять особо нечего, за исключением нескольких широко известных компаний из разряда нашего «национального достояния», которые, полагаю, в компетенцию нового премьер-министра вряд ли войдут. Следовательно, с малым бизнесом, разговор, я уверен, пойдет в духе «ребята, вы чего-то мало платите в казну». И в связи с этим еще больше ужесточатся и без того драконовские санкции в отношении бизнесменов, которые уплатили налоги не полностью или не вовремя.
А еще у нас есть население, которое ходит и вообще платит еще меньше. Так что основная «движуха», начнется в сфере взимания подоходного налога и внедрении в банковскую сферу всяких информационных технологий и контролирующих цифровых систем, которые так любит господин Мишустин. Дальше будет перетряска налогов на имущество, кадастровой стоимости недвижимости и даже земельных налогов.
В общем и целом будет внедрен тотальный контроль за расходами предприятий и физических лиц, то есть все пойдет по пути облегчения задачи налоговиков по взиманию различных средств, которые где-то еще завалялись у населения и бизнеса. Появятся инициативы по разного рода повышению и ужесточению ответственности, отладке администрирования, а также перераспределения трансфертов из муниципальных налогов в пользу федерального бюджета. Например, у них вполне могут забрать из регионов часть налогов на прибыль, отдав туда взамен торговые сборы.
«СП»: — Но для этого же наверняка потребуется дополнительный штат работников…
— Полагаю, сейчас активно начнут создаваться какие-то дополнительные инспекции. Вероятно, налоговая полиция или ее аналоги появятся. На самом деле государство наше станет таким, каким и должно, в общем-то быть, безо всяких прикрас. Эдаким честным «вытрясателем денег».
«СП»: — А как же социальные гарантии?
— Это все иллюзии, оставшиеся в наших головах со времен социализма. Наше современное государство не считает, что оно кому-то из граждан что-то должно. Наоборот, это ему все должны. И эта ситуация будет просто возведена в некий абсолют.
«СП»: — А все те меры соцподдержки, которые озвучил президент? Неужто в его Послании акцент на семьи с детьми смещен не из каких-то благих соображений, а просто с целью вырастить для государства новых покорных налогоплательщиков?
— В одной из наших недавних бесед я уже говорил, что наиболее правильный путь поднятия экономики — насыщение ее деньгами через матерей, которые не пойдут менять рубли на доллары, а все потратят до последней копейки. Но тут есть два нюанса. Во-первых, как долго будет готовиться нормативная база и всякие подзаконные акты для внедрения этих мер? Потребуется как минимум полгода, но что за это время станет с нашей экономикой без подпитки этими средствами? Во-вторых, этих средств банально не хватит для заметного роста экономики. Для этого нужны не какие-то там 400 миллиардов рублей, в которые аналитики уже оценили затраты казны на исполнение последних обещаний президента, для этого количество денежной массы в обороте нужно увеличивать минимум еще на 100%.
А еще нужно создавать условия для инвестиций. О чем, кстати, сам Мишустин заявлял в одном из своих интервью в прошлом году. Но какие могут быть тут условия для инвестиций при такой системе взимания налогов и механизмах тотального контроля? И поскольку здесь, я уверен, меняться ничего не будет, то и никакой экономики у нас, соответственно, не будет. Все, точка. Государство, на мой взгляд, просто сделало еще один шаг, приближающий нас к логическому концу российской экономики.