Как только не выслуживаются различного рода блюстители законности и порядка перед властью, стремясь в ситуациях, порой доходящих до абсурда, буквально, словно в известной поговорке, лоб расшибать от усердия. На сей раз отличились цензоры от литературы, причём — детской, усмотрев «признаки экстремизма» в любимой детворой ещё с советских времён книжке известного детского писателя Николая Носова «Незнайка на Луне».
Этой книжкой, вышедшей в свет в середине 60-х прошлого века, зачитывались не только советские дети, она очень популярна и у современных школьников. «Незнайка на Луне» — заключительная часть трилогии о приключениях человечков-коротышек — Незнайки и его друзей, совершивших фантастический полёт на этот спутник Земли. Причём, как и две предыдущие составные этой трилогии, её заключительная часть не только интересно читается, но и несёт в себе массу полезных для детского восприятия сведений. Достаточно сказать, что Винтик, Шпунтик, Знайка, доктор Пилюлькин и другие персонажи как бы между делом знакомят юных читателей с привлекательностью профессий учёного, врача, изобретателя и других, зарождая в юном сознании мысли о выборе будущей профессии и жизненного пути в целом.
Так чем же могла бы оказаться вредна и даже, по предположениям господ цензоров от литературы, преступна эта детская книжка? Оказывается, при желании повод найти всегда можно.
В данном случае таким поводом стала публикация администратором паблика «Радикальные мечтатели» Михаилом Малаховым в социальной сети «ВКонтакте» отрывка из «Незнайки на Луне». Точнее, вырванная из контекста цитата из 31-й главы книги. Не лишним будет её привести:
«— А кто такие эти полицейские? — спросила Селёдочка.
— Бандиты! — с раздражением ответил Колосок. — Честное слово, бандиты! По-настоящему, обязанность полицейских — защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители! Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумывают. А какая, скажите, разница, по закону меня ограбят или не по закону? Да мне всё равно!
— Тут у вас как-то чудно! — сказал Винтик. — Зачем же вы слушаетесь полицейских и ещё этих… как вы их называете, богачей?
— Попробуй тут не послушайся, — парировал Колосок. — Ведь в их руках всё: и земля, и фабрики, и деньги, и вдобавок оружие!».
Именно из-за этой цитаты и заинтересовалась автором блога Михаилом Малаховым и, непосредственно, самой книгой прокуратура Краснодарского края, где проживает автор. И хотя сам он полностью отрицает какую-либо свою оппозиционность, приглашение в форме, разумеется, приказа явиться в прокуратуру он уже получил.
По поводу же использованной им цитаты из «Незнайки на Луне» было сказано, что «во всём разберётся лингвистическая экспертиза». Ни много ни мало!
Но бог с ним, с блогером и даже с упомянутой нелепой экспертизой. Малахов, вероятнее всего, свою невиновность блюстителям закона доказать сможет. Интереснее другое: как могли сегодняшние цензоры от литературы усмотреть признаки экстремизма, а ещё точнее — «разжигание ненависти к полицейским» в произведении, написанном более полувека назад, автор которого, живя в стране с совершенно другим строем, при всём желании не мог даже предположить, что спустя столь длительный срок его книга может оказаться в ряду произведений, подозреваемых в разжигании розни. Ведь Николай Носов, добрейшей души детский писатель, говорил в своей книге совсем о других вещах и имел в виду отнюдь не собственную страну в качестве примера, приведённого в упомянутой цитате.
Возникает вопрос: а с какой вдруг стати нынешние блюстители борьбы с экстремизмом решили перенести действие из детской книжки советских времён на современные российские реалии? Уж не показалось ли им, что сказанное в 31-й главе «Незнайки на Луне» реально отражает очень многое из современной российской действительности, о чём рассуждать сейчас ни в устной, ни в письменной форме не принято? А как думаете вы, читатели?
Пока же в сложившейся вокруг цитаты из книжки ситуации предстоит весьма пристрастное разбирательство с участием, как сказано выше, учёных-лингвистов. В любом случае, судьбе книги «Незнайка на Луне», ставшей весьма неожиданно объектом отнюдь не детского внимания, не позавидуешь. Хотя если вдруг власти начнут под различными надуманными предлогами и с использованием всякого рода аналогий запрещать детскую литературу советских времён, то нашим детям, внукам скоро совсем нечего будет читать.