Триллионы, которыми кабмин вроде бы спасает отрасли, на деле маскируют выпадающие доходы от нефти.
Общий объем бюджетных мер для борьбы с коронавирусом COVID-19 и его последствиями в России составит около 2,8% ВВП. Об этом 16 апреля сообщил министр финансов Антон Силуанов. По его словам, поддержка путем снижения налогов граждан, а также отдельных отраслей и сфер деятельности российской экономики, оценивается более чем в 6,5% ВВП. Министр назвал эти меры «беспрецедентными по своему объему».
Вот как выглядят ключевые решения:
— На поддержку здравоохранения и социальные меры из резервного фонда правительства будет выделено более 0,5 трлн. рублей. Деньги направляются на строительство новых инфекционных центров, создание и переоборудование больничных коек, закупку автомобилей скорой, медицинского оборудования, в том числе аппаратов искусственной вентиляции легких.
— На выплаты медицинским работникам, которые непосредственно работают с больными COVID-19, предусмотрено более 45 млрд. рублей.
— Снижение ставки страховых взносов для компаний малого и среднего бизнеса в два раза (с 1 апреля 15% на зарплаты, превышающие МРОТ) сэкономит для них за апрель-декабрь 2020 года около 350 млрд. рублей.
— Безвозмездная выплата 12 130 руб. на каждого сотрудника МСП и для ИП из пострадавших отраслей обойдется в более 80 млрд. рублей, и поможет поддержать более 970 000 организаций и индивидуальных предпринимателей.
Тем не менее, эксперты называют масштабы поддержки скромными. Те же европейские страны готовы влить в экономику в разы больше, чем Россия. Так, Германия объявила о том, что использует для поддержки экономики $ 1,4 трлн. (€ 1,3 трлн.), или 37% ВВП страны. Италия готова отдать в качестве фискальной поддержки 20% ВВП ($ 402 млрд.), Великобритания — 16% ВВП ($ 439 млрд.), Испания — также 16% ВВП ($ 219 млрд.), а Франция — 14% от ВВП ($ 376 млрд).
Среди основных мер поддержки эти страны используют снижение налогов для бизнеса, гранты и субсидии предприятиям, госгарантии по кредитам и прямые выплаты незащищенным слоям населения.
У нас же власти пытаются по максимуму переложить поддержку на плечи бизнеса и регионов, и минимизировать траты из «кубышки» — Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Из ранее озвученного премьером Михаилом Мишустиным объема поддержки в 1,4 трлн. рублей (а это всего 1,2% ВВП) только половину Минфин предполагает получить или у ФНБ, или за счет займов на рынке. Остальное же финансовое ведомство пытается найти в ранее утвержденных бюджетных расходах. В частности, предполагается отменить гранты регионам (50 млрд. рублей), перераспределить средства на модернизацию первичного звена здравоохранения (50 млрд. рублей), сократить расходы на нацпроекты (суммарно www.kommersant.ru/doc/4323732?from=main1 на 200 млрд. рублей).
Все это напоминает не оказание реальной финансовой помощи, а латание тришкиного кафтана.
Почему так происходит — в общем-то понятно. По оценке того же Минфина, при ценах на нефть $ 20 за баррель из ФНБ придется потратить более 2 трлн. рублей только на замещение выпадающих из бюджета нефтегазовых доходов в 2020 году. Если же по полной программе тратить резервы на поддержку граждан и экономики, от «кубышки» в скором времени ничего не останется. Но палка о двух концах: уклоняясь от поддержки, а главное, от перестройки экономики, мы рискуем вообще остаться у разбитого корыта.
— Что кабмин на самом деле потратит на поддержку экономики — вопрос открытый, поскольку ситуация совершенно непрозрачная: одной рукой правительство вроде бы дает, а другой забирает, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Здесь крайне важно понимать: сколько реально бюджет потеряет от кризиса и коронавируса — придут ли вообще налоги и таможенные пошлины. Власти пока называют явно заниженные цифры потерь. Учитывая масштабы простоев предприятий, последующих банкротств, а также учитывая, что проблемы будут только нарастать — речь идет о многих триллионах рублей бюджетных потерь.
Наша налоговая система построена таким образом, что отдачу она приносит только при высоких ценах на нефть. Но при нынешних нефтяных котировках в налогах возникнет огромнейшая дыра. Объем платежей НДПИ, надо думать, будет минимальным в 2020 году. НДФЛ — тоже: государственные предприятия кое-как будут платить зарплаты сотрудникам, но частные так поступать точно не станут. О налоге на прибыль, думаю, можно просто забыть — ситуация в экономике сулит одни убытки.
Налоги, которые идут в регионах — вроде налога на надвижимость и землю — сейчас резко прекращают поступать. Власти говорят сейчас об отсрочке по ряду налогов, но эта отсрочка грозит стать вечной — если все обанкротятся, откуда платить?!
Даже НДС сократится — в силу сокращения хозяйственной деятельности.
Если посмотреть в целом, консолидированный бюджет может недосчитаться доброй половины доходов. По некоторым оценкам, речь идет о 10−13 трлн. возможных бюджетных потерь.
«СП»: — В такой ситуации власти смогут вообще оказывать поддержку?
— Субъектам экономической деятельности было бы лучше, если бы кабмин открыто списал какие-то вещи вроде налогов, кредитов, аренды, платежей ЖКУ. Тогда бы многие не прекращали деятельность, а сейчас они ее прекратят — посчитают, что накопление долгов по всем направлениям не имеет смысла. Зачем, в самом деле, не работать, платить людям зарплату, и при этом копить долги?!
Думаю, правительство под видом поддержки будет просто-напросто списывать бюджетные потери. При этом будет говориться, что власти пошли кому-то навстречу, и отказались от каких-то поступлений в бюджет.
Добавлю, сейчас за помощью обращаются практически все отрасли — они добиваются прямых субсидий, невозвратов кредитов, уменьшения налогообложения. Так вот, декларативно помощь им будет оказываться. На деле, она будет перемешена с потенциально невозвратными суммами, и разделить, фиксация ли это потерь или реальная помощь, будет практически невозможно.
«СП»: — Силуанов говорит, что суммарно меры поддержки составят более чем 6,5% ВВП. Это, получается, дутая сумма?
— Потери настолько велики, что никаких 6,5% ВВП поддержки не хватит. К тому же, повторюсь, эта поддержка крайне непрозрачная. Бюджет РФ никогда прозрачностью не блистал, но сегодня его непрозрачность, можно сказать, возведена в третью степень.
Нет ясности даже в том, выделит ли правительство обещанную поддержку в 1,2% ВВП. Кабмин то поддерживает экономику через нацпроекты, то тихой сапой частично финансирование нацпроектов убирает. То поддерживает врачей — то, как выясняется, внутри сферы здравоохранения просто перераспределяет финансирование. И становится совершенно непонятно: так дали они что-то или забрали?!
«СП»: — Что правильно делать в такой ситуации?
— Развивать те отрасли экономики и сферы бизнеса, которые обеспечат нам товарное наполнение. Тогда в дальнейшем у России будет экономическая безопасность — мы не будем так сильно зависеть от нефтяной конъюнктуры. Тем более, уже сейчас ясно: нефтянка в будущем не может рассчитывать на прежние доходы, и бюджету на нее делать ставку не приходится.
Нам надо налаживать производство самых необходимых товаров, в первую очередь, продовольственных. Плюс проводить реформу ЖКХ, чтобы тарифы на коммунальные услуги стали адекватны доходам граждан.
Все это нужно делать быстро, но именно этим правительство Мишустина вообще не занимается. Идет латание дыр, совершено непрозрачное, с недооценкой проблем — в надежде, что цена на нефть вдруг поднимется до $ 40−50 за баррель.
Это крайне опасные ожидания. Правительство исходит из того, что финансовые потери бюджета будут минимальными — и это плохой подход. Он приводит к тому, что латание дыр происходит в случайном порядке, с сохранением всей ущербной структуры российской экономики.