Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » Газета "Правда": День классовой борьбы и пролетарской солидарности мы нынче ещё отметим
Понедельник, 25 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Газета "Правда": День классовой борьбы и пролетарской солидарности мы нынче ещё отметим

Печать

130 лет назад по призыву Второго Интернационала впервые в истории Первомай стал особым днём – Днём классовой борьбы и международной пролетарской солидарности. В этот день, 1 мая 1890 года, Фридрих Энгельс, завершая предисловие к новому немецкому изданию «Манифеста Коммунистической партии», подчёркивал: «Сегодня, когда я пишу эти строки, европейский и американский пролетариат производит смотр своим боевым силам, впервые мобилизованным в одну армию, под одним знаменем, ради одной ближайшей цели».



В следующем, 1891 году, Первомай приобрёл и российскую прописку. Этим днём датирована другая работа Энгельса, которая тоже насыщена атмосферой классового противостояния: «Раскол общества на немногочисленный непомерно богатый класс и на огромный неимущий класс наёмных рабочих приводит к тому, что это общество задыхается в своём собственном изобилии, в то время, как огромное большинство его членов едва защищено или совсем не защищено от самой крайней нужды. Такое состояние общества становится с каждым днём всё более нелепым и всё более ненужным. Оно должно быть устранено, и оно может быть устранено. Возможен новый общественный строй, в котором исчезнут современные классовые различия… Рабочие всё больше и больше проникаются решимостью завоевать этот новый общественный строй».

За 130 лет не было ни одного года, чтобы в России не отмечали Первомай, отмечали по-разному. Подпольное подтверждение верности классовой борьбе породило у нас даже новое слово: маёвка. Семь десятилетий этот день был всенародным, широким торжеством, а потом снова водомётами и дубинками власти проверяли нашу верность коммунистическим идеалам… И только нынче диктатура коронавируса оказалась мощнее царской деспотии, едьцинского самодурства и циничной диктатуры современного капитала. Нынче мы в «самоизоляции»…

Зачем вспоминать обо всём этом сегодня? Для того, чтобы не сомневались: даже будучи в «самоизоляции», мы не отрекаемся от 1 МАЯ.

Ясно, что перенести Первомай на какую-то конкретную дату заранее невозможно. Этим он отличается от великого дня Победы советского народа над немецкими фашистами в Великой Отечественной войне. Тем более, что в том незабываемом году было три дня Победы: всем понятное 9 мая, 24 июня, когда состоялся Парад Победы, когда фашистские штандарты тряпками летели к подножью Мавзолея В.И. Ленина, и 3 сентября, когда Верховным Главнокомандующим по войскам Красной Армии и Военно-Морскому Флоту И. Сталиным был подписан приказ, в котором говорилось: «В ознаменовании победы над Японией сегодня, 3 сентября (да-да, – В.Т.), в день Праздника Победы над Японией, в 21 час столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам Красной Армии, кораблям и частям Военно-Морского Флота, одержавшим эту победу, двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из трёхсот двадцати четырёх орудий».

Первомай подобным образом не переносится. К тому же после утраты Советской власти в начале 1990-х Первомай перестал быть праздником в исконном смысле этого слова.

Но если это не праздник, то от чего тогда мы не отрекаемся сегодня? От дня классовой борьбы с буржуазией и международной пролетарской солидарности! Но это – дело не одного дня в году, а…
Нет, на будем утверждать, что в нынешнюю пору это – дело каждого дня, такое утверждение было бы пустозвонством. Первомай – это день концентрации сопротивления рабочего класса и его надёжных союзников против всевластия частной собственности, против капиталистического строя.

 

И в 2020 году он наверняка не будет благодушной демонстрации, в которой не только революционный запал, но и революционные слова могли оказаться забытыми. Но вспомним, что писал Ф. Энгельс в приветствии французским рабочим к 1 Мая 1893 года: «Демонстрации – превосходная вещь, но лишь тогда, когда у нас нет ещё лучших средств борьбы. Пусть же буржуазия не торжествует раньше времени. Мы ещё встретимся с ней…». Кто мешает нам подтвердить актуальность строгого высказывания Энгельса, даже находясь в «самоизоляции»? Никто! Тем более, что нынешние «верхи» нас постоянно подталкивают к подобным мыслям. Да и к соответствующим делам тоже.

Сегодняшний Первомай, даже если мы в «одиночке», требует от человека труда, всей душой проклинающего коронавирус, чтобы он задумался и осознал, что те социальные, экономические, политические проблемы, которые ждут нас через несколько недель или месяцев, когда пандемия покинет Россию, порождены не Covid-19, а капитализмом. Коронавирус все антагонизмы капиталистического строя не породил, а только обострил.

Разве поляризацию российского общества принесла пандемия? Она лишь поставила президента РФ в положение, когда он, симулируя заботу о безработных, велеречиво сообщал, что они, полностью лишённые из-за «самоизоляции» даже случайных подработков, будут получать чуть больше 12 тысяч рублей. Предлагать такое «счастье» можно только в порядке издевательства над несчастными. А может он действительно не знает цены нынешнего рубля? Ведь выкладывал же он за две мороженки пятитысячную купюру… Но если так, то надо срочно просить у Бабы Яги метлу.

А, может, до пришествия коронавируса россияне не знали, что такое безработица? Но Росстат опровергает подобное предположение. Он сообщает, что последние 20 лет более четверти безработных вообще не имели трудового стажа, что каждый второй безработный ищет новое рабочее место как минимум полгода. Да что там! Почитайте Конституцию периода реставрации капитализма в России: там гражданам РФ предоставлено право на безработицу и право на… «защиту от безработицы». В соответствии с этим правом государственные мужи, не стесняясь, обещают, что после пандемии безработица вырастет минимум в три-четыре раза.

А разве эксплуатации человека человеком порождена не капитализмом, а пандемией? Может быть, Прохоровы, Вексельберги, Дерипаски, Потанины, Ротенберги и прочие представители «среднего класса с 17-тысячным месячным доходом» о существовании прибыли, измеряемой миллиардами долларов, услышали впервые тогда, когда первый россиянин попал в больницу с диагнозом Covid-19?

Интенсивное разрушение лёгких и вправду принёс коронавирус. Так, может, его же обвиним и в массовом разрушении личности в современной буржуазной России? А ведь недуг невежества, безнравственности, народоненавистничества и прочих видов деградации наблюдается и у юных лоботрясов школьного возраста, и у вполне физиологически созревших министров, депутатов, бизнесменов, медиа-дельцов и т.п и т.д. Причем, по данным иных аналитиков, плотность мерзостей почти прямо пропорциональна количеству нулей в банковском счёте. Потому и растёт у народа желание обнулить одновременно с президентскими сроками и счета тех, кто служит ему надёжной опорой… И закрепить сию процедуру в Конституции.

Но коронавмрус не только обострил экономические проблемы и усилил социальное унижение низов. Он ещё устроил экзамен нам, – тем, кто имеет партийные билеты с профилем В.И. Ленина. Как и тем, кто их сегодня не имеет, но считает себя коммунистом. О чём речь? Конечно, в данном случае о Первомае. В его ленинском осмыслении, которое нам следует принять как важнейший урок. Для того, чтобы этот урок воспринимался особенно понятно, зримо, доказательно, давайте из 130 Первомаев, которые тем или иным способом отмечались в России, выберем Первомай 1912 года. Он был тоже необычным.

Тогда даже предмайское воззвание было подписано в столице «не Петербургским комитетом, а отдельными социал-демократическими группами и даже одной социал-революционной рабочей группой, – и далее Ленин пояснял. – В большинстве местностей России состояние нашей партии таково, что руководящие комитеты и центры постоянно арестовываются».

В этом смысле КПРФ, как и другие организации России с коммунистическими вывесками, живут куда благополучнее. Но Ленин обратил внимание в Первомай 1912 года совсем на другую сторону дела – на идеологическую, проявившуюся в той прокламации-воззвании. Более того, он увидел в призывах партийных «низов» (а в условиях тотальных арестов, приводивших к другого типа «самоизоляции» партийцев, первички не могли звать на шествия и митинги), «какие идеи они действительно восприняли и воспитали в себе, а не только переняли от верховной партийной инстанции». Но особенно его интересовало, «какие идеи действительно пользуются симпатиями рабочих».

Ленин прежде всего высоко оценил стремление низовых партийных организаций сплотить рабочий класс. Главным их достижением вождь большевиков считал «тот факт, что с.-д. ячейки… восстановили связи со всеми и всякими группами, привлекая рабочих какого бы то ни было образа мыслей и проповедуя всем им свои партийные лозунги. И эти партийные лозунги именно потому, что они верны, что они отвечают революционными задачам пролетариата, что они обнимают задачи всенародной революции, были приняты всеми рабочими».

Для нас может послужить замечательным уроком тот факт, что перед Первомаем 1912 года низовые организации большевиков выдвигали революционные лозунги в условиях, когда прекрасно знали, что революционной ситуации в стране не было, что рабочее движение только набирало темп после многолетней реакции, что «верхи» уверенно демонстрировали свою способность «управлять по-старому» (кстати, сегодняшние «верхи» каждодневно показывают свою неспособность управлять ни по-старому, ни по-новому и вообще как-либо управлять, но этот факт пока не получил общепартийной оценки). Революционные лозунги, как убедительно показала история, провозглашаются не тогда, когда революция уже громко стучит в окно, а тогда, когда очевидна её неизбежность в обозримом будущем. И это за пять лет до Великой Октябрьской победы понимали и В.И. Ленин, и большевики, и рабочие массы. А если бы они не осознавали необходимость революционных лозунгов в 1912-м, то не победила бы пролетарская революции и в 1917 году.

Пришла пора нам учиться у Ленина, у большевистских первичек и у питерских рабочих, какие партийные лозунги выдвигать. Ленин с удовлетворением отмечал: «”Пусть нашими лозунгами будут, – писали петербургские рабочие в своей прокламации, – учредительное собрание, 8-часовой рабочий день, конфискация помещичьих земель”. И далее в прокламации брошен клич: “Долой царское правительство! Долой самодержавную конституцию 3 июня! Да здравствует демократическая республика! Да здравствует социализм!”».

Ленину было чем восхищаться в этой прокламации. Здесь была точно и ярко выражена диалектика стратегии и тактики классовой борьбы. Первые три лозунга носили общедемократический характер, их можно было реализовывать в рамках капиталистического строя, так же как национализацию отдельных отраслей экономики, возвращение к прежнему пенсионному возрасту, принятие всероссийского закона о детях войны и т.п. Реализация этих лозунгов, во-первых, улучшала бы сиюминутное положение трудящихся, во-вторых, служила бы демонстрацией сил пролетарских масс, вдохновляла бы на переход к решению стратегических задач. А они, стратегические задачи, прозвучавшие в воззвании большевистских первичек столицы, не только точно выражали программные цели марксистско-ленинской партии, но и коренные устремления рабочего класса.

Однако вот что удивительно: сущность-то стратегических лозунгов пролетарской России 1912 года от сегодняшних задач коммаунистов отличаются только в частностях. В требовании ликвидации власти сегодня нужно малюсенькое уточнение: указание не на царя, а на президента. И конституции толстосумов место на свалке – что в первоначальном ельцинском варианте, что в ухудшенном путинском. А самая демократическая республика – это, как известно, республика Советов. Что касается социализма, то тут вообще никаких поправок не требуется. Надо лишь не «стесняться» своих исконных, Программных задач, а их постоянно выдвигать, постоянно повторять. Тогда и рабочий класс не будет смотреть на нас с подозрением и недоверием.

А ключевая идея цитируемой ленинской статьи содержится в её названии – «Лозунги Всероссийской конференции РСДРП в январе 1912 г. и майское движение». Владимир Ильич настойчиво подчёркивает, что точно сформулированные задачи и безошибочные лозунги первичных большевистских ячеек, как и их поддержка рабочим классом российской столицы, – это не проявление стихийности. Нет! Это – прямое следствие точно определённых установок, принятых VI Пражской общепартийной конференцией и успешно доведённых не только до членов партии, но и до широчайших рабочих масс. Да, эта партконференция была не обычной. Она заложила организационное оформление большевистской партии во главе с В.И. Лениным (II съезду РСДРП принадлежит заслуга создания идейной базы большевизма). Но, возможно, её отличие состояло всё же в том, что её решения принимались не для протокола и остались они не только в архивах. Решения конференции тут же переводились в действия. При ином подходе их не освоили бы не только рабочие, но и многие партийцы.

Обратимся вновь к положениям ленинской статьи, вышедшей 108 лет назад, но остающейся уроком для сегодняшних коммунистов. После того, как он процитировал ключевую часть первомайской прокламации 1912 года, великий революционер написал:

«Мы видим из этого поучительного документа, что все лозунги, выставленные конференцией РСДРП, восприняты петербургским пролетариатом и запечатлели собой первые шаги новой русской революции. Всякие клеветники и хулители январской конференции могут продолжать, сколько им угодно, своё грязное дело. Ответ дан им революционным пролетариатом Петербурга. Та работа, которую задолго до последней конференции повела революционная социал-демократия, зовущая пролетариат к роли вождя народной революции, принесла свои плоды… Пролетариат создал свои «майские комитеты» и встал на борьбу с революционной платформой, достойной класса, которому суждено освободить человечество от наёмного рабства».

Настойчиво подчёркивая важность объединения рабочего класса на «революционной платформе», Ленин подчёркивает решающую роль в этом объединении всероссийской конференции большевиков. Он прямо пишет:

«Объединение получилось благодаря тому, что январская конференция РСДРП бросила пустую игру в сговоры заграничных группок, бросила пустое ухаживание за ликвидаторами революционной партии и выступила вовремя с ясными и точными лозунгами борьбы. Объединение пролетариата в революционном выступлении достигнуто было не соглашениями пролетарской (с.-д.) и непролетарской (с.-р.) партий, не сговорами с отпавшими от с.-д. партии ликвидаторами, а сплочением работников русских с.-д. организаций и верным учётом задач момента…

Социал-демократический пролетариат Петербурга понял. Что он должен обобщать требования, а не разменивать их на части, … что надо бить в центр, нападать на источник зла, разрушать всю систему, весь строй царско-черносотенной России.

Социал-демократический пролетариат Петербурга понял, что смешно и глупо предъявлять требования свободы коалиций к Николаю Романову, к чёрной Думе, смешно и глупо предполагать соединимость данного государственного строя России… со свободой коалиций
».

Первомай «самоизоляции» призван помочь усвоить ленинские уроки осмысления Первомая 1912 года, побудить партию и рабочий класс современной России, опираясь на ленинскую методологию, проанализировать уроки Первомая 2020 года. Он – тоже школа. Нам непозволительно забывать, что КПРФ для того и восстанавливалась, для того и провозглашала себя преемницей РСДРП – РСДРП(б) – РКП(б) – ВКП(б) –КПСС – КП РСФСР, чтобы в этой школе учить классовой борьбе. Коронавирус – спасибо ему – обязан вылечить от всякого соглашательства, от ликвидаторства миллионные пролетарские массы.

А чтобы политическая болезнь не затягивалась, КПРФ целесообразно, как только позволит коронавирус, провести пленумы партийных комитетов от ЦК до райкома, посвящённые политически острым проблемам, которые благодаря пандемии поднялись в полный рост, и нам никуда от них не спрятаться. А методологическим образцом для партийного разговора очень могла бы стать VI (Пражская) всероссийская партконференция большевиков.

Перед Первомаем 1893 года Ф. Энгельс пророчески писал: «1 мая знаменует собой ясную и чёткую ситуацию – два резко различающихся и противостоящих друг другу лагеря: на одной стороне – международный пролетариат, идущий к победе под красным знаменем всеобщего освобождения. А на другой – имущие и реакционные классы всех стран, объединившиеся для защиты своих эксплуататорских привилегий. Борьба начата, красное знамя развёрнуто, победа обеспечена. Вперёд!»

Эти боевые призывы Первомая от Энгельса принял, как эстафету, Ленин. Теперь очередь принимать эстафету нам, доказывая, что мы – ленинцы, что мы этой эстафеты достойны. А значит, День классовой борьбы и пролетарской солидарности мы нынче ещё отметим. Необходимость выразить свою твёрдую марксистско-ленинскую позицию антинародный режим реставрации капитализма нам наверняка предоставит.



Rambler's Top100