Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » Газета "Правда" продолжает разговор о советских людях и нынешнем времени
Понедельник, 25 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Газета "Правда" продолжает разговор о советских людях и нынешнем времени

Печать

Итак, разговор наш набирает обороты. Напомню, что начало ему положено диалогом под заголовком «Что же это значит — быть советскими?», который опубликован в №26 «Правды» за 13—16 марта с.г. Затем образовался вынужденный перерыв в связи с коронавирусом, но всё это время мы получали отклики читателей на тот проблемный материал. Печатать их начали в №40 за 29 мая — 1 июня («Каков он, человек эпохи социализма?») и в №42 за 4 июня («Без «совков» грязь не вычистим»).


Многие поступившие к нам письма и статьи начинаются примерно так: материал интересный, актуальный, однако есть в нём и немало спорного. Что ж, согласимся. Действительно, ряд поставленных вопросов вызывает разные ответы и суждения. Причём в откликах, как вы убедитесь, авторы добавляют ещё и свои вопросы, требующие обсуждения.

В чём суть? Был Советский Союз — великая страна социализма. Усилиями и коварством врагов справедливости эту страну удалось разрушить. Советской власти тоже не стало. Но уничтожен ли полностью воспитанный ею советский человек? Или всё-таки лучшие качества этого человека продолжают так или иначе жить в лучших, самых достойных людях нынешнего времени, которым принадлежит будущее? И что необходимо, дабы эти советские качества не были убиты окончательно, а люди, сохранившие верность социалистическим и коммунистическим идеалам, брали верх над капиталистическими хищниками?

Согласитесь, огромной важности тема. Авторы откликов при этом подчёркивают: важна она не только и не столько для более глубокого понимания нашего прошлого, сколько для борьбы за советское, социалистическое будущее. А в том, что эта борьба идёт и будет идти гораздо активнее (до победы!), у большинства написавших нам сомнений нет.

Пусть же обмен мыслями в ходе товарищеского обсуждения поможет сторонникам общества справедливости ещё полнее осознать свои силы и приоритет коллективизма над индивидуализмом. Победить можно только вместе, а не врозь, только идя за партией, которая располагает выверенной созидательной программой. Эта партия — КПРФ.


Виктор КОЖЕМЯКО,
политический обозреватель «Правды».


 


Именно советские должны победить


В беседе «Что же это значит — быть советскими?» называются черты, отличающие советского человека: бескорыстие, патриотизм, созидательность. Хочу продолжить этот разговор, сказав ещё об одном уникальном качестве истинно советских людей.

В ПОРУ так называемой перестройки и позже, в 1990-х годах, когда навязали нам иную жизнь, читатель получил и другую литературу, расправившую крылья «под ветром свободы». Нередко визитной карточкой этой продукции стало крепкое словцо, «ненормативная» лексика. Прежде такие слова называли непечатными. Ну а теперь их «пропечатали». Да сразу как широко!

Многие тогда восприняли в штыки книги, заговорившие по-хулигански. Читатели усомнились, так ли уж необходимы похабщина, ругань в повести или романе. Многие искренне возмутились! И сколько «творческие производители» ни убеждали людей в том, что без «правды жизни» в виде помойных слов литература полноценно существовать не может, убедили далеко не всех.

Неприятие советским читателем печатной грязи не было сродни испугу дореволюционной гимназистки перед неприличным словом «чёрт». Просто читатель не поверил, что литературе без мата — ни туды и ни сюды. У него перед глазами был пример Гоголя, Толстого, Тургенева, Шолохова, Бунина и других наших великих классиков, которые хорошо справлялись с писательскими задачами, не прибегая в своих сочинениях к таким «сильным» средствам. Русская и мировая классическая литература, на которой был воспитан советский человек, не нуждались в «удобрении» текста похабщиной.

Этот конфликт между «мастерами культуры» и теми, для кого они работают, не исчерпан до сих пор. И касается он теперь не только литературы, но и кино, театра, и не сводится лишь к проблеме сквернословия.

Как ни странно это прозвучит, но советский читатель, зритель в сфере искусства был аристократом — по вкусам, которые ему прививались, по тем образцам, на которые он ориентировался. Советская страна предлагала гражданам лучшее из сокровищницы искусств. А лучшее — это в первую очередь классика и те произведения, которые наследуют и развивают классическую традицию: в литературе, музыке, театре, кинематографе, изобразительном искусстве.

Художественные потребности советского человека формировались на истинно высоких образцах. Прежде такие предпочтения в искусстве были присущи аристократии, а Советская власть впервые приобщила к серьёзному, по-настоящему талантливому и высокому искусству всех, не деля общество на «элиту» и «низы».

Знакомство с великой культурой прошлого и настоящего вооружило советского человека чёткими критериями оценки художественных произведений. Вот почему к роковому «времени перемен» он подошёл с правильными представлениями о том, что в искусстве хорошо, а что плохо. Поэтому «перестроечное» обольщение новыми именами, формами, «запретными» темами у него быстро прошло. Советский человек был человеком знающим и требовательным в искусстве!

Скоро тридцать лет как нет Советской страны. Но можно ли сказать, что не осталось советских людей? Когда я сегодня читаю в соцсетях приговор очередной литературной или киноподелке, всегда удивляюсь тому, как точно публика подмечает огрехи, бьёт в слабые места искусствообразной дребедени. Комментарии и отзывы пишут ведь не профессиональные критики. Но чутьё у многих из этих людей отменное.

Считаю, что так верно судить об искусстве могут именно советские по духу люди. Те, что воспитывались в советские времена или унаследовали от той эпохи правильные критерии выбора и оценки явлений искусства. Аристократы духа. Их не обманешь рекламным набатом, проплаченными, корпоративными восхвалениями фильма-пустышки или выставки «актуальной» живописи-мазни. Они скажут: «А король-то голый!».

Вот ещё почему всё советское, память о прошлом вызывают такую ярость у халтурщиков и неумех из литературных, киношных, театральных и прочих творческих цехов. Под проницательным взглядом они начинают чувствовать себя жалкими и неуверенными. Советский человек в нас уже три десятилетия сопротивляется убожеству и пошлости, атакующим с телевизионных и киноэкранов, со страниц расхваленных книг и с театральных подмостков.

Советский иммунитет стойкий. Хочется надеяться, что высокая духовность, любовь к настоящему искусству, привитые в советские времена, сохранятся ещё не в одном поколении. И на это непременно следует опираться в борьбе за преобразование нашего общества на основах социалистической справедливости.

Андрей КРЮКОВ,
член Союза журналистов России.
г. Ростов-на-Дону.

 



Есть ещё вопросы

 

В 26-м номере «Правды», вышедшем 13—16 марта, опубликован весьма интересный диалог Виктора Кожемяко с заместителем главного редактора журнала «Историк» Арсением Замостьяновым под заголовком «Что же это значит — быть советскими?». Здесь поднято много важных вопросов, связанных с постепенно осуществляемой сегодня «десоветизацией» в России. Иногда она проходит тихо-тихо, будто бы ничего особенного и не происходит, а иногда прямо гремит в устах президента страны и других деятелей, поражает масштабами активизации Ельцин-центра.

ИСТОРИЯ усилиями антисоветчиков превращается в лоскутное одеяло: великая Россия Романовых, потом кошмар, ужас и предательство, потом Победа в Великой Отечественной войне, потом ужас и немного надежды, потом полёт в космос, потом ужас и пустые полки, потом Путин и рассвет. Причинно-следственные связи тут ни к чему, это всё вроде бы мелочи, не стоит даже время тратить. Факты искажаются, фальсифицируются, от чего у многих каша в голове...

Но главное, что меня зацепило в диалоге «Правды», это вопрос о советском человеке. Арсений Замостьянов очень литературно охарактеризовал советских людей: «Это люди с прямыми спинами»; «это человек, поверивший в своё всемирное дело построения социализма и веривший в великую роль своего Отечества в этой борьбе за справедливость. В борьбе против самого неумолимого и изобретательного врага — против Капитала»; «для них маловажен был быт, а тем более финансовая сторона жизни»; «коллективизм … был нашей великой силой»…

Я подписываюсь под каждым словом, под каждой характеристикой. Думаю, что и многие другие читатели могут назвать сотни, тысячи имён — от руководителей Советского государства до простых рабочих и крестьян, которые полностью соответствовали этим словам. Идеал советского человека, на мой взгляд, именно таков. Однако это моё мнение основано лишь на художественных и исторических книгах, фильмах, рассказах родных и знакомых, поскольку сознательного возраста я достиг уже в другой стране, совсем другой.

Спустя без малого три десятилетия после развала Советского Союза мы вновь и вновь говорим о системе образования и воспитания в СССР, о том, насколько она отличалась качественно от того, что мы имеем сегодня. Это и понятно: либералы и прочие разного рода антисоветчики никогда не упускают возможности, чтобы при первом же подвернувшемся случае рассказывать про зомбирование марксизмом-ленинизмом советских детей, про казарменную дисциплину и военную муштру, про попытку создавать из детей «роботов», «шестерёнок тоталитарной системы». И нам нужно всеми силами давать отпор подобным попыткам очернения, коверкания советской истории.

Замечу, что в этой полемике, в нашей пропаганде мы нередко оставляем за скобками, опускаем некоторые другие вопросы, связанные с образованием и воспитанием, с советским бытом и прочими реалиями действительности, — вопросы тоже о советском человеке и советском народе. Потому что, как ни крути, как ни рассказывай о достижениях советской школы и науки, о других преимуществах социализма, но от 1991 года нам никуда не уйти.

У нас, конечно, есть известные ответы: предательство руководителей, «холодная война», некоторые ошибки в области хозяйства и т.д.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что эти ответы неправильные. Однако, по-моему, они всё-таки не отражают всей полноты картины. Хотя необходимо признать: есть определённая историческая обусловленность именно таких ответов.

Признаем и другое. Нам очень трудно критически осмыслить опыт СССР. Приходится иногда отвечать на важнейшие вопросы общими фразами, обходить острые моменты, поскольку сегодня история СССР — часть политики. Отношение человека к Ленину и Сталину, к Советскому Союзу, к поистине ключевым событиям истории нашей страны в XX веке — своеобразная лакмусовая бумажка, позволяющая определить политическую ориентацию современного человека.

А потому тот, кто будет говорить об ошибках, которые допускались советским руководством, рискует невольно оказаться на стороне либералов и прочих «демократов» — тех, кто, как говорится, «из принципа» очерняет всю советскую эпоху.

Но, читая этот диалог в «Правде», я думал и о вопросах, которые, увы, не были заданы. Как советский человек, обладающий такими высокими характеристиками, допустил развал страны? Как советская школа и лучшая в мире система образования (здесь нет иронии!) воспитали людей, с молчаливого согласия которых пришли к власти Горбачёв, Яковлев, Ельцин, а далее по очень длинному списку партийных, комсомольских и хозяйственных руководителей всех уровней?

Хотя Арсений Замостьянов делает оговорку, что «не все сыны и дочери фронтового поколения были по духу истинно советскими людьми», что «нам могут привести примеры малодушия, эгоизма, мещанства, которые проявлялись в то же самое время». Но при этом всё равно убеждает нас, что «жизнь состоит из разных оттенков, а судить об эпохе нужно всё-таки по вершинам, а не по болоту».

И вот с этим мне уже трудно согласиться. Если мы будем судить советскую эпоху только по вершинам, то как объяснить, что социализм в России потерпел поражение? Может быть, речь идёт только о фронтовом поколении. Но тогда возникает следующий вопрос: как такое героическое поколение воспитало своих детей и внуков, которые ничего не сделали, чтобы спасти страну, за которую сражались и погибали их отцы и деды?

Если уважаемый читатель думает, что сейчас я отвечу на все эти вопросы, расскажу, что и как было, а чего вовсе не было, то я его разочарую. У меня нет ответов, точнее — нет таких ответов, которые вполне удовлетворили бы меня самого.

Думаю, в поиске этих ответов нас подстерегает огромная опасность — идеализация нашего прошлого, суждение о нём только «по вершинам». Мы рискуем получить не до конца честные, а потому не до конца верные ответы. А значит, не сможем научиться, получить опыт, который позволит нам избежать подобных ошибок в будущем.

Большевики в своё время очень внимательно, критически разбирали опыт Парижской коммуны. Никто при этом не преуменьшал честность, искренность, убеждённость, самопожертвование бойцов коммуны. Но она потерпела поражение. А значит, несмотря на все её прекрасные замыслы, были допущены роковые ошибки. И глубокий анализ французских событий позволил большевикам избежать тех же ошибок в октябре 1917 года и позднее.

Поэтому, я считаю, только критический, подлинно научный подход к истории большевистской партии, к истории Советского Союза позволит выявить ошибки и не допустить их в следующий раз. А следующий раз обязательно будет! В этом сомнений у меня нет.

Василий КРИВОНОС,
секретарь Василеостровского райкома КПРФ
и член горкома партии.
г. Ленинград.


 

 

Великие свершения и мусор истории

 

Сородичи! Скорбит в огне земля,
и пёсья стая сгрудилась у трона!

Кузьма МИНИН.


У ВЕЛИКОЙ советской эпохи всё было великим: наука, промышленность, армия, освоение космоса, образование, медицина, спорт, кино, театр, песня, социальная программа… Но прежде всего великим был сам советский человек — человек свободного труда, высоких помыслов, колоссальных свершений.

Антисоветчики, как правило, неучи и невежды, выступают против социализма — передового общественного строя, против Советской власти — власти народа. При этом они извращают и сущность советского человека, который явил в лучших своих образцах пример того, каким должен быть всякий настоящий человек.

А за кого же они? За «рыночного человека», малообразованного, примитивного, покорного «хозяевам жизни», поскольку сами они, антисоветчики, находятся на содержании у этих «хозяев». Не знаю, приходит ли им в голову очевидное: выступая против социализма, против Советской власти, они ставят себя в один ряд с Гитлером, Муссолини, Маннергеймом. Они тоже были яростными врагами социализма, врагами Советской власти, злобными антикоммунистами.

Всё, что происходит сегодня в духовной сфере, — всё из американской программы, которая принята к исполнению.

Приведу фрагмент в изложении советского писателя, передавшего самую суть разрабатывавшихся за рубежом антисоветских планов:

«…Посеяв в СССР хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые… Мы найдём своих помощников в самой России… Литература, кино, пресса будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства… Честность и порядочность будем осмеивать… Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх и вражду народов, прежде всего ненависть к русскому народу, — всё это мы будем ловко и незаметно культивировать».

Каждое мгновение нынешней нашей жизни подтверждает действие на нашей земле антисоветских американских замыслов. Чтобы оправдать грабёж государства, внушить людям, что наворованные миллиарды — это в порядке вещей и навсегда, нынешние властители предпринимают отчаянные усилия, чтобы народ забыл, откуда он родом, забыл своё великое советское прошлое, забыл свой язык и свои песни, забыл своё человеческое достоинство. Народ, лишённый исторической памяти, — это уже не народ, а толпа, которая жаждет лишь «хлеба и зрелищ». Отсюда необходимость для них «декоммунизации» и «десоветизации» — для них, паразитов и угнетателей, но не для народа!

Переименование площадей и улиц, милиции в полицию, уничтожение советской промышленности, колхозов и совхозов, то есть всего, что связано с величием Советской державы, прямо вытекают из ярко выраженного антисоветского и антирусского характера власти, который она и не скрывает. Антисоветское — обязательно антирусское. Это закон. Как власть может любить советскую и русскую песню, если она, власть, антисоветская и антирусская? Вот почему прекрасное, неповторимое, духовно богатое русское и советское песенное искусство попадает под топор капиталистических варваров: потому что оно русское, потому что оно советское! Вот почему президент охотно встречается с представителями иностранных поп-групп, пустых и разнузданных, да ещё с клеймом извращенцев, но никогда не удостоит своим вниманием представителей, например, русского хора имени Пятницкого, национальной гордости России.

Посмотрите на уровень властных лиц в государстве. Один считает Жванецкого великим писателем. Для другого тяжёлый рок, то есть какофония, набор мрачных и оглушительных звуков, — вершина музыкального искусства. Третий полагает, что на костре инквизиции сожгли не Джордано Бруно, а Коперника. Вот такие люди управляют страной.

Советская власть открывала библиотеки, дома культуры, консерватории, театры и кинотеатры, чтобы просвещать, воспитывать, множить число людей мыслящих, благородных, порядочных, образованных, ответственных, с высоким чувством долга, чести и совести, а эти, вредители, открывают казино, ночные клубы, фестивали пива, чтобы разлагать людей.

Нам, советским патриотам, не следует употреблять выражения из арсенала буржуазной пропаганды — «культ Ленина», «культ Сталина». Словосочетания, которые не отражают правды жизни. Для того времени, которое враги социализма называют «тоталитарным», это было естественным состоянием общества. По-другому быть не могло. Были вожди советского народа и была всенародная любовь к ним за их заслуги перед народом в деле строительства Советского государства. Было глубокое уважение, страстное почитание, которое шло от души. Люди отдавали своим вождям должное, гордились ими, шли за ними, потому что они выражали их нужды, их настроения, их надежды.

Допускались чрезмерные славословия в адрес вождей и их окружения? Бывало. Но вины Ленина и Сталина в этом нет. Тем более нет вины народа, который в основном оценивал своих вождей по достоинству. Когда же номенклатура КПСС попыталась создать культ Хрущёва, а затем культ Брежнева, ничего из этого не получилось. Культ личности, если нет личности, состояться не может. История, время, народ всё расставляют по своим местам. И Ленин, Сталин — это на века!

Буржуазия, её идеологическая обслуга, её холуи ненавидят Ленина, Сталина, Дзержинского, Кирова, Фрунзе, Жданова, героев Гражданской войны, большевиков, потому что они отобрали у эксплуататоров власть и передали её народу.

Но чем больше грязи льют лакеи капитала на Ленина и Сталина, тем чище и величественней становятся Ленин и Сталин в глазах народа. Сказано: «По делам их узнаете их». Ленин и Сталин — это Держава, а затем Сверхдержава. А что у вас, господа чубайсы, познеры, сванидзе, млечины, соловьёвы? Развал всего и вся. Кощеево царство. Ни один из этих пригретых властью деятелей не возвысил свой голос в защиту угнетённых и обездоленных! Благополучные, сытые, бесстыжие! Они веселятся на банкетах и презентациях, а народ вымирает. Это позорище русской интеллигенции! Куда зовут они? В страну господ и рабов под завывания о «свободе» и «демократии», которые на деле являются свободой грабить и убивать, свободой голого зада, а «демократия» сводится к засилью кучки людей, допущенных на радио и ТВ и восхваляющих «денежные мешки», которые их туда допустили.

Демократий вообще не бывает. Есть демократия социалистическая и есть демократия буржуазная. Или власть принадлежит народу — или власть принадлежит буржуазии, то есть «денежным мешкам». Третьего не дано. Режим власти «денежных мешков» не имеет ничего общего с демократией. «В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть «свободы» реальной и действительной». Вот и вся правда. Написано Лениным 100 лет назад, а читается так, как будто это про нашу жизнь, потому что мы отброшены на 100 лет назад. Ленин и Сталин — это эпоха! А они, подручные капитала, — мусор истории.

Но в том-то и дело, что не весь народ сломлен и смирился с положением отверженного. Правители боятся, что народ в массе своей по-настоящему очнётся и пойдёт по пути, указанному ему советскими вождями. Отсюда разнузданная антикоммунистическая пропаганда, чтобы народ не очнулся, чтобы держать его в повиновении.

Напрасны потуги лакеев порочной и хищной идеологии капитализма развенчать социализм. Социалистическая, коммунистическая идеология — это идеология трудового народа. Правда на стороне социализма, как бы ни изощрялись в клевете или недомыслии болтливые выскочки, туповатые «творческие работники», продажные журналисты на поводке у толстосумов. За ними — хаос и варварство эксплуататорского прошлого. За социализмом — будущее!

Идеология должна быть одна — коммунистическая. И только коммунистическая! Идеология братства, социальной справедливости, всемирного счастья. Иначе человечеству никогда не выбраться из трясины империализма, который готовит гибель всему миру. Что такое коммунистическая идеология? Это прежде всего идеология добра! Что такое советский человек? Это человек коммунистического общества. Честный, порядочный, духовно богатый, мужественный, правдивый, самоотверженный, бескорыстный, патриот своей социалистической Родины, живущий и работающий на благо всего общества. Человек высокой культуры и неповторимой индивидуальности. Закон общества справедливости — один за всех и все за одного! Наш закон — человек человеку друг, товарищ и брат! Идеология коммунизма прямо противоположна идеологии капитализма, где каждый сам за себя, а на других наплевать; где эгоизм, стяжательство, потребительство, низкая культура, примитивное существование на уровне инстинктов, грязные игры и кровавые зрелища подаются как окончательный этап развития человека и общества.

Империализм культивирует национализм, то есть вражду. Культивирует космополитизм, то есть равнодушие к Родине. Формирует множество партий, движений, сословий, сект, групп, чтобы разъединить людей и натравить их друг на друга. Как будто многообразие, а на самом деле идеология у этого мнимого «многообразия» одна — капиталистическая, волчья, идеология насилия и наживы: человек человеку — волк.

Единение людей возможно только на основе коммунистической идеологии. Должны же когда-нибудь на Земле утвердиться не «рыночные», а человеческие отношения! «Коммунизм есть учение в высшей степени аристократическое» (Фёдор Достоевский).

На Земле должно быть социалистическое, а затем коммунистическое устройство жизни, как самое разумное, самое справедливое, самое человечное. В условиях империализма человечество просто не выживет. Оно выживает лишь на пути построения бесклассового общества, а это — коммунистическое общество. Человечество, набираясь разума и поднимаясь всё выше и выше в своём развитии, достигнет, наконец, своего совершенства. Коммунистическое общество на Земле рано или поздно обязательно будет! Таков закон развития общества, отменить который не может никто. Другого спасительного пути нет. Другой путь — это путь войн, гонки вооружений, ненависти, мракобесия, господства капитала, то есть конец человеческой истории.

Мы, советские люди, — за общество Добра, Правды, Братства, торжества Прекрасного. Только оно остановит исчезновение человеческой цивилизации с лица Земли. «С Интернационалом воспрянет род людской». И только с Интернационалом!

Кирилл Фёдорович СОЛОДУБ,
член Московского городского отделения
Союза писателей России.



Rambler's Top100