Эта Конституция была написана под расстрел парламента и самой Российской Федерации. Ее, списанную из разных источников, протащили для того, чтобы указами и самовластием одного человека провести то, что им было нужно, – воровскую приватизацию, пропихнуть своих людей во все структуры. Конституция с самого начала обернулась страшными сбоями – войной в Чечне, дефолтом в 1998 году и отсутствием честных выборов.
Одним из первых пунктов своей предвыборной программы я как раз и написал: необходимо провести заседание Конституционного собрания, где будут представлены наиболее талантливые, умные люди основных политических сил, ведущие юристы, профессионалы. Собрать самых разных представителей, с тем чтобы отработать главный вопрос: баланс власти в пользу более сильного, авторитетного и профессионально подготовленного правительства, более строгого парламента, способного контролировать исполнительную власть и спрашивать с нее, и более независимой судебной системы.
Сегодня в судах России невозможно найти никакой правды, а что касается правительства, то там, как мы знаем, заправляет только один человек, а министры иногда и рот боятся открыть. И Дума, которая не в состоянии вызвать и спросить с нерадивых министров, почему они творят такие безобразия, что сегодня в образовании делает Фурсенко или в армии – Сердюков. Вот такая была у меня идея про Конституционное собрание. Она исключительно важна, потому что ситуация к осени будет осложняться и созыв такого совещания мог стать одним из рычагов стабилизации: посадить за общий стол людей разных взглядов и подходов и выработать равнодействующую.
Ремонт Конституции нужен, надо на этом настаивать. Это единственный способ на фоне обостряющейся кризисной обстановки найти мирное и разумное решение наших многих проблем. А так эта Конституция всеми правдами и неправдами позволяет всем желающим безобразничать. У президента России, кто бы там ни был на этой должности, полномочий больше, чем царя с фараоном, вместе взятых. А если на современность перейти, в два раза больше, чем у президентов Франции и США. Можно назначать, жаловать, награждать и ни перед кем за это не отчитываться.
Это абсолютно ненормально. Когда жена американского президента Обамы решила переклеить обои в Белом доме, она была обязана написать на это заявку. А после рассмотрения ее обращения в двух комитетах парламента, отработки сметы и выделения средств она обязана отчитаться за каждый истраченный доллар. И только после этого по итогам ремонта эти расходы могут быть списаны. Так в Америке. А у нас, как только запахло кризисом, четыре человека собрались в Кремле, взяли из заначки деньги избирателей, налогоплательщиков и 200 млрд. долл. в одну ночь отдали нескольким банкам. А потом хватились этих денег, а их и след простыл.
Поэтому моя концепция такова. Первое и главное: нужен баланс властей. Второе: необходим совет при президентской администрации или при президенте из наиболее умных экспертов, экономистов. У нас даже Академию наук на заседания правительства не приглашают. Третье: надо, чтобы любой министр, прежде чем быть назначенным, проходил бы собеседование в профильных комитетах Совета Федерации. Тогда бы никакие Сердюковы не появились бы. Еще одно железное правило – это контроль. Любая исполнительная власть в перспективе либо сопьется, либо проворуется. Поэтому чиновников всех мастей надо поставить под контроль граждан, избирателей, через депутатов, через соответствующие комиссии, чтобы они отчитывались и о расходах финансовых средств, и о том, что полезного сделали за время своей деятельности.
Для обсуждения всех этих вопросов и надо собирать наших конституционных мудрецов.