Давно ли мы под веселые поздравления и вспышки салютов и бенгальских огней встречали Новый 2020-й год? А уже пришла пора провожать его, снова садясь за праздничные столы... С научно-техническим прогрессом ритм времени изменился. Оно летит вперед с невообразимой скоростью, и наши старомодные человеческие чувства и ощущения не поспевают за ним...
Этот год, что ни говори, оказался особенным. Американский журнал «Тайм» даже признал 2020-й год худшим в истории (об этой странной эскападе уважаемого журнала мы еще поговорим). Интернет полон анекдотов про 2020 год, навеянных, возможно, недавней пресс-конференцией нашего нацлидера. Вот один из них:
«2000 г. – догоним Португалию!
2010 г. – войдем в топ-5 экономик!
2015 г. – Русский мир на пол-Европы!
2020 г. – Надо что-то решать с макаронами...»
Но значит, тем более нужно подвести итоги этого года, вспомнить самое главное, что в нем было, чего мы добились и чего добиться не смогли, и прикинуть, чего нам ждать от наступающего 2021 года! Об этом моя традиционная предновогодняя статья.
2.
Самым главным событием года стала, естественно, пандемия коронавируса (ковид-19). Началась она в декабре 2019 года в китайском городе Ухань, где, по общепринятой версии, на рынке диких животных вирусом заразились торговцы, съев мясо летучих мышей (параллельная, конспирологическая версия, которую сейчас продвигает Трамп, гласит, что произошли утечки в секретной уханьской лаборатории по производству биологического оружия). Как бы то ни было, китайские власти отнеслись к делу серьезно: город Ухань был закрыт на карантин, и уже к февралю эпидемию в нем удалось остановить. Но новый вирус (который назвали «ковид-19») успел проникнуть на север Китая, а потом с китайскими туристами попал в Европу и распространился по всему миру. Особенно тяжелая ситуация сложилась в странах Южной Европы, прежде всего в Италии. И не только потому, что Италия – «всемирная туристическая Мекка», но и потому что по рекомендациям Евросоюза в ней были внедрены программы оптимизации здравоохранения, написанные неолибералами и предполагающие сокращение больниц, персонала и аппаратуры с целью пресловутой экономии финансов (то же самое, кстати, произошло и с российской системой здравоохранения – со схожими результатами).
В марте ВОЗ объявила о начале пандемии. По всему миру, в том числе и в России, были предприняты беспрецедентные меры: закрывались клубы, спортивные центры, торговые центры, школы, вузы. Целые категории населения переводились на самоизоляцию. Полиция штрафовала тех, кто без «уважительных причин» выходил на улицу или находился там без маски. К лету жесткие запреты сняли, но поздней осенью Европа снова перешла к локдаунам. В России, похоже, надеются обойтись полумерами.
На конец декабря 2020 года в мире заразились и переболели коронавирусом около 77 миллионов 400 тысяч человек, умерли от болезни более 1 миллиона 700 тысяч человек. В одних Соединенных Штатах вирус унес порядка 319 тысяч жизней. Это больше, чем США потеряли во 2-й Мировой войне. От ковид-диссидентов приходится слышать, что в автокатастрофах людей гибнет больше, но это лукавая логика: ведь жертвы коронавируса дополняют скорбную статистику…
Впрочем, эскапады журнала «Тайм», объявившего 2020 год «худшим годом в истории», тоже вызывают удивление. 100 лет назад была эпидемия «испанки», которая в общей сложности унесла около 100 миллионов жизни. В одной России того времени «испанка» унесла больше жизней, чем красный и белый террор вместе взятые...
В октябре исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли заявил, что за 10 месяцев 2020 года в мире умерли от голода около 7 миллионов человек! А на грани голодной смерти в мире в целом находятся 270 миллионов человек! Это чуть меньше населения США (328 млн человек) и почти вдвое превышает население России!
Журнал «Тайм» назвал 2020-й «самым ужасным в истории», ориентируясь на субъективные ощущения американцев и европейцев – жителей сытого Первого мира. Коронавирус больно ударил по ним, лишил их привычного комфорта, заставил смириться с временным ограничением некоторых прав. Поэтому им кажется, что в мире настоящая катастрофа. А бедные африканцы и азиаты миллионами умирали и в 2019-м, и в 2018-м, ничего ужасного в этих годах люди Запада не видели...
3.
Но и помимо коронавируса в мире в 2020 году происходили весьма значимые события. Год начался ракетным ударом США по видному иранскому военному деятелю генералу Касему Сулеймани. Иран обещал за него отомстить и объявил Пентагон террористической организацией. Новостью №1 сразу после нового года стали ужасные пожары в Австралии. Тогда погибло около миллиарда животных, а дым дошел до Южной Америки.
В феврале Турция начала военную операцию в сирийской провинции Идлиб и СМИ писали, что действия Анкары поставили на грань войны Турцию и Россию, ведь наша страна фактически продолжает участвовать в сирийской войне.
В мае по США прокатилась волна протестов организаций, защищающих права чернокожих граждан, вследствие убийства полицией Джорджа Флойда. В некоторых городах начались настоящие восстания, полиция не справлялась, и правительство было вынуждено ввести туда войска. Американцев поддержали антирасистские и левые организации Европы.
Ранней осенью, как только кончился сезон отпусков, во Франции возобновились протесты «желтых жилетов», профсоюзов, левых организаций и партий против пенсионной реформы Макрона. В прошлом году французским трудящимся удалось заставить Макрона отказаться от повышения пенсионного возраста с 60 до 64 лет. Однако правительство и президент-неолиберал произвели хитрый ход: отменили льготный выход на пенсию для трудящихся более 40 категорий (транспортников, учителей, врачей, газовиков, электриков и т.д.), которые были прописаны во французских законах. Люди труда снова вышли на улицу. Что тут скажешь: французы, в отличие от нас, россиян, умеют бороться за свои права и побеждают в этой борьбе! Напомним, что протесты во Франции продолжаются более 2 лет. Полиция ведет себя крайне жестоко: среди протестующих есть люди с выбитыми глазами, сломанными ногами. Есть даже погибшие в результате столкновений с полицией. Но Макрон пошел на ужесточение полицейских мер, что вызвало новый шквал протестов.
Главной новостью ноября стала победа на президентских выборах кандидата от демократов Джо Байдена. Выборы в США оказались самыми скандальными за историю. Действующий президент Трамп так и не признал их результата и завалил суды исками. Многие его сторонники уверены, что было множество нарушений, и в это можно поверить: ведь Байден победил лишь за счет голосов, пришедших по почте. Америка, чуть-чуть не перешедшая грань настоящей гражданской войны в мае, так и осталась «разделенным внутри», конфликтующим обществом.
Напоследок можно вспомнить и убийство иранского ученого-ядерщика в конце года, и землетрясение в Турции…
Это были события дальнего зарубежья. В ближнем зарубежье творились еще более пугающие вещи. В Киргизии произошла очередная революция. Причем не мирная, ненасильственная, цветная, которой могут гордиться ученики американских НКО, а по-азиатски жестокая и буйная – с разграблением и поджогами в здании парламента и освобождением из тюрем политзаключенных. Попытка такой же революции в Белоруссии (далеко не мирной «революции», если вспомнить цепи и трубы, с которыми на улицы Минска вышли после выборов «ультрас») провалилась. Президент, поддержанный силовиками и «глубинным народом», продолжает управлять страной. Не удалось «невероятным» и раскачать рабочих, в большинстве своем они не поддержали протесты, дирижируемые из-за границы – из Польши и Литвы. Однако обстановка в братской республике остается непростой и напряженной…
Но самая свежая и саднящая новость – Карабахская война. Конфликт, который был «заморожен» почти 20 лет, «разморозил» Азербайджан, подталкиваемый к этому Турцией. Азербайджанская армия (в вооружении которой поучаствовали российские «оружейные олигархи») нанесла сокрушительное поражение армии Нагорного Карабаха и армянским добровольцам (которых также снабжали российские оружейные компании, 93% оружия армянских формирований было закуплено у России). В последний момент, когда азербайджанские танки и БТРы стояли недалеко от Степанакерта, при участии Москвы был подписан мирный договор, по которому Азербайджан вернул себе все районы, потерянные в войне 90-х, и большую часть Карабаха. Победные реляции российских официальных СМИ, трубящих о решающей роли Москвы во всем, что происходит на постсоветском пространстве, прозвучали в этот раз несколько фальшиво. Ясно было, что на Южном Кавказе появился новый сильный игрок – Турция, которого Россия вытеснила оттуда еще 200 лет назад. Современная Россия Путина теряет позиции даже региональной «сверхдержавы».
Ближе к концу года прозвучали тревожные звоночки и из Молдавии. Там на выборах победила проевропейский кандидат Майя Санду. Став президентом, она сразу потребовала вывода российских войск из Приднестровья... Подоспел и скандал с еще недавно дружественным Казахстаном (который после 2014 г. все больше опасается за свою территориальную целостность). Знаменитый и близкий к власти политолог, депутат Госдумы от «ЕдРа» Никонов заявил на российском телевидении, что Россия отдала Казахстану в советские годы «слишком много земель». Ответ Казахстана был жестким и прозвучал с самого высокого уровня: МИД РК потребовал прекратить провокационные высказывания со стороны госдеятелей РФ. А в самом Казахстане историки (при явной поддержке властей) сразу заговорили о том, что Оренбург и часть Омской области в 1920-е гг. входили в состав Казахской республики (тогда называвшейся Киргизской). Кто бы мог подумать еще пару лет назад, что отношения России и ее ближайшего партнера по ЕврАзЭС так расстроятся?
Президент Путин на декабрьской пресс-конференции пытался убедить всех, что ничего особенного на постсоветском пространстве не происходит, что и раньше в нашем окружении были недоброжелатели... Но это уже выглядит как хорошая мина при плохой игре...
4.
В самой России 2020 год прошел (если отвлечься от коронавирусных дел) под знаком «транзита». Вообще транзит, согласно словарю – это «перевозка груза или пассажиров через промежуточные территории». Наши журналисты и политологи употребляют это словечко в переносном смысле, имея в виду переход власти от нынешнего президента к следующему (так называемому преемнику) с сохранением привилегий и гарантиями безопасности для нынешнего. При этом предполагается, что доходы и собственность нынешних олигархов, захвативших нефтегазовый комплекс, металлургические заводы, крупные агрокомпании, сохранятся. В этом и смысл «транзита» – оставить уже существующий олигархический режим, сменив лишь фамилию «главного лица». Народу при этом уготована роль «молчащей, управляемой массы», его дело, по мысли политпроектировщиков из АП – проголосовать за того преемника, на которого укажут.
15 января 2020 года Путин в своей речи перед Федеральным собранием ошеломил всех предложением: переструктурировать систему власти, предоставить новые полномочия парламенту, создать новый орган – Госсовет, и ради этого всего внести поправки в конституцию. Сразу же посыпались предположения, что президент задумал транзит по казахстанскому сценарию – возглавит Госсовет, а в свое нынешнее кресло посадит «преемника», на всякий случай чуть ослабив его полномочия. Но наше руководство любит дыма напустить. У него что ни шаг, то спецоперация. Оно со своим собственным народом себя ведет как с враждебным окружением, которое нужно запутать, обмануть и обыграть в последний момент неожиданным ходом. Пока вся страна обсуждала поправки – какие из них хороши, какие не очень, – депутат Терешкова продемонстрировала «неожиданный» ход: озвучила поправку об обнулении. У нас появился шанс видеть знакомое лицо в телевизоре еще 16 лет! Чтобы подкрепить это предложение «волей народа», устроили пеньковое голосование, после которого политологи заключили, что наша страна отличается теперь от Туркмении только климатом. Пеньковый опыт помог организовать и липовую победу «ЕдРа» в единый день голосования.
А в декабре президент вдруг опять огорошил россиян – мол, я еще не решил, что лучше для России, чтоб я правил еще 16 лет, или чтоб на покой ушел... И возглавил Госсовет...
Интрига сохраняется и в следующем 2021 году. Тем более это будет год парламентских выборов, после которых станет ясно: останется ли в Думе едросское большинство или Кремль получит оппозиционную Думу.
Но, полагаю, «мастера крапленых политтехнологий» не учли одного – может, народ и не захочет быть молчаливой, безгласной массой, которая в 2024 проголосует «за кого укажут»... В том же уходящем году народные массы громко и грозно заявляли о своих правах. В Башкирии, где общественники встали на защиту шихана Куштау от олигархической содовой компании. В дальневосточном Хабаровске, где люди устраивали беспрецедентные многомесячные митинги и шествия в знак протеста против фактического похищения федералами бывшего губернатора Фургала на основе показаний, полученных от глубоко больного, уязвимого человека.
Что нас ждет в новом году? Время покажет, как говорят по телевизору. А пока хочется поздравить всех читателей «Советской России», всех левых патриотов, сторонников обновленного, державного социализма с наступающим Новым 2021 годом. И пожелать, чтоб в этом новом году мы на шаг стали ближе к нашей цели – победе над нынешним российским олигархическим полуфеодализмом-полукапитализмом.
Рустем ВАХИТОВ