Уровень экономической надежды россиян рухнул до минимума
Индекс экономической надежды россиян упал до уровня 1998 года, то есть когда в стране случился печально известный дефолт, ставший одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России. В 2020 году индекс экономической надежды россиян составил минус 41 процентный пункт, что стало одним из самых низких показателей за 23 года наблюдений. Об этом свидетельствуют результаты исследования Gallup International, которые РБК предоставил «Ромир». При этом надежда россиян на положительные сдвиги в 2021 году также оказалась на одном из самых низких уровней за всё время наблюдений. В то, что жить станет лучше, верят только 6% опрошенных, при этом 47% убеждены: 2021-й станет годом экономических проблем.
ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, что пессимизм россиян растёт, хотя власти не перестают трубить о мерах по социально-экономической защите населения и поддержке бизнеса в условиях пандемии. Это говорит о том, что помощь оказалась недостаточной, чтобы вселить веру в граждан. Разумеется, этот пессимизм не распространяется на тех сверхбогатых соотечественников, которые и до коронакризиса купались в деньгах. Так, во время пандемии общее состояние долларовых миллиардеров в России выросло на 62 млрд, сообщает «Форбс».
В чём заключались основные просчёты или недоработки правительства по уменьшению последствий пандемии для благополучия десятков миллионов рядовых жителей страны и можно ли сказать, что власти действительно сделали для них всё возможное?
«Одно дело — трубить о мерах по социально-экономической поддержке, и совсем другое — предпринимать действительно эффективные шаги в этом направлении. Ну что такое единоразовая выплата под Новый год в 5 тысяч рублей на детей до 7 лет? Да, этих денег хватит на подарок ребёнку и на то, чтобы ещё чем-то украсить новогодний стол. Но это не сделает российские семьи богаче. Что такое 600 млрд рублей, выделенных за два года на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, при годовом ВВП более 100 трлн? (Получается по четверть процента от ВВП в год.) Этих денег хватит, чтобы спасти тонущие малые и средние предприятия (МСП)? Что такое льготные кредиты для пострадавших от пандемии предприятий под 7% годовых, когда большинство МСП, особенно работающих в сфере обслуживания, наиболее пострадавшей от коронавируса, вообще концы с концами свести не могут? Так что хорошему настроению у россиян взяться неоткуда. Более того, в предыдущие экономические кризисы мы имели дело действительно только с просевшей экономикой. Сейчас же проблемы усугубляются коронавирусом. И люди видят, что, хотя государством и принимаются определённые меры поддержки, они явно недостаточны», — сказал «Правде» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
Точек роста нет. Да, нефть немного подорожала. Но это очень нестабильная опора, чтобы ждать, что она нам поможет: как подорожала, так и упасть может. Другие же страны настолько критически от экспорта своих ресурсов не зависят. При этом деньги в России есть, но они до населения попросту не доходят.
«Если правительство наконец перестанет экономить на гражданах, наращивая, а не активно расходуя сформированные резервы, то в этом случае у России есть все шансы показать хорошую динамику восстановления», — резюмирует Алексей Коренев.
Пессимизм действительно растёт во всём мире, но население развивающихся стран (к которым принадлежит и Россия) ощутило на себе удар пандемии более болезненно, чем граждане развитых держав. Достаточно сказать, что более 60% россиян вовсе не имеют никаких сбережений, показал опрос по заказу СК «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие». У большей части нашего населения нет возможности откладывать деньги. Так что многие попросту не смогли создать финансовую «подушку безопасности» на случай наступления трудных времён, которые пришли вместе с пандемией. В итоге следует ожидать, что разрыв между Россией и развитыми странами по показателям благосостояния населения в результате коронакризиса ещё больше усилится.
«Почти год россияне находятся в состоянии коронавирусного кризиса, и это не могло не оказать влияния на потребительские настроения в том числе. Сейчас мало кто рассчитывает на восстановление экономических горизонтов быстрыми темпами. В то же время людям очень хочется вернуться к свободному потребительскому поведению, но финансы и состояние рынка труда не позволяют. С этой стороны исходит дополнительное давление на параметры экономических ожиданий, и, поскольку уверенных точек опоры тут нет, как минимум в первом квартале 2021 года ухудшение останется в силе, а тенденция только подтвердится. Развивающимся странам, и России в том числе, в этом плане приходится сложнее остальных, потому что потребитель и ранее был вынужден постоянно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям — торговым, валютным, социальным, — а в кризисный период это только усугубилось», — поделилась своим мнением с «Правдой» старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
Следует ли ожидать, что в наступившем году власти сумеют сделать жизнь россиян хоть немного лучше?
«Пессимизм населения растёт, потому что в той или иной степени последствия пандемии на себе ощутила без преувеличения каждая российская семья. Кто-то переболел или болеет COVID-19, кто-то потерял доход, работу и т.д. Негатива добавляет также абсолютная неопределённость. Казалось бы, худшее уже позади, но вот нас снова атакуют новости о британском штамме вируса, который в несколько раз более заразен, чем привычный COVID-19. Новый штамм уже зафиксирован в РФ. А это означает для экономики очередной удар, который может оказаться гораздо более болезненным, чем предыдущий. Для России подобный сценарий может привести к резкому сокращению доходов населения. К концу 2020 года экономика ещё даже не начала процесс восстановления, а тут её может ждать новый, ещё более тяжёлый шок. Безусловно, российские власти сделали усилия для поддержки бизнеса и граждан, но, к сожалению, этих мер недостаточно. Если же локдаун повторится, то, боюсь, населению придётся брать кредиты на покупку продуктов питания. По официальным данным, безработица в РФ за минувший год составила чуть более 6%, но на практике это цифра выше. Граждане не перестанут терять работу в 2021 году даже при самых оптимистичных сценариях, потому что все сферы бизнеса и производства продолжат «накрывать» отложенные последствия пандемии», — отметил в беседе с «Правдой» Сергей Григорян, кандидат экономических наук.