Заместитель руководителя ФНС Дмитрий Вольвач в ходе выступления на Гайдаровском форуме рассказал о том, что Федеральная налоговая служба России нашла у граждан РФ около 700 тысяч финансовых счетов за пределами страны. На них, по данным ведомства, находится в общей сложности около 13 триллионов рублей. Эти средства принадлежат в общей сложности 400 тысячам налоговых резидентов, которыми являются и юридические, и физические лица. По информации портала «Лента.Ру», о части счетов российские налоговики знали ранее. О других счетах информация появилась благодаря системе автоматического обмена финансовой информацией между странами.
Как сообщается на официальном сайте Гайдаровского форума 2021, Российская Федерация в течение трех лет обменивается информацией по зарубежным активам резидентов почти со 100 странами мира. ОЭСР заставила такие офшоры, как Британские Виргинские острова и Каймановы острова, делиться информацией об активах российских резидентов с Федеральной налоговой службой.
Дмитрий Вольвач подчеркнул, что в большинстве случаев российские налогоплательщики соблюдают требования законодательства и добросовестно сообщают о наличии иностранных счетов. Однако ФНС с 2021 года расширила перечень зарубежных активов, о которых россияне должны отчитываться, и заставила раскрывать данные о них. Например, теперь обязательно предоставлять информацию не только о движении денежных средств, но и сведения об иных финансовых активах: ценных бумагах, деривативах, долях в уставном капитале юридического лица, долях в иностранных структурах без образования юридического лица и «иных финансовых активах».
Отметим, согласно информации на официальном сайте Госдумы РФ, бюджет России на 2021 год в доходной части составил 18,8 триллиона рублей, а дефицит главного финансового документа страны достиг 2,75 триллиона (2,4% ВВП).
Депутат Госдумы от КПРФ Леонид Калашников считает, что такое положение дел является закономерным следствием сегодняшней политики государства:
— Я не знаю, 13 триллионов это или больше. Думаю, что не меньше точно уведено. Поскольку вся экономика до сих пор, несмотря на все эти амнистии, офшорная. Если вы посмотрите на крупные предприятия типа «Норильского никеля» (с 2016 г. — «Норникель» — прим. ред.) или АВТОВАЗа, где я сейчас нахожусь, в Тольятти, то все они находятся либо в собственности иностранцев настоящих — как «Рено» в случае АВТОВАЗа, либо же придворных офшорных владельцев, как на «Норильском никеле» или любой другой нефтяной компании. Может быть, за исключением «Роснефти».
Что это предполагает? Это предполагает, что капитал через дивиденды и другие механизмы выводится за рубеж. Вывозился он в 90-е годы вообще без уплаты налогов. Сейчас выводится, может быть, с минимальной уплатой — там повысили немножко налог на дивиденды.
Но на самом деле все они не чувствуют себя связанными с Россией. И они продолжают вывозить хотя бы потому, что не изменена система владения нашей основной промышленностью и тем более вывода этих денег.
Будут ли они их ввозить обратно? Конечно, в полной мере нет. Если они их и ввозят, то только для того — опять же по сделкам типа «кредитные ресурсы» через банки зарубежные якобы сами у себя занимают, — чтобы потом через те же процентные ставки опять выводить свою прибыль. Не для того они выводят их за рубеж, чтобы потом их возвращать на родину. И, к сожалению, этому не препятствует то, что против ряда бизнесменов или государственных чиновников объявлены санкции.
Политической воли власти я сегодня не вижу по закрытию этих офшоров. Надо было как? Объявили амнистию? Возьмите и закройте офшоры! Вы где работаете? В России? Бизнесмены такие, как Потанин, Вексельберг, можете продолжить — кто угодно. Закройте систему офшоров. Нигде такого в мире нет, чтобы серьезное инфраструктурное государство объекты отдавало каким-то офшорам, а потом не знало, кто этими офшорами владеет, как во время скандала с Домодедовым, когда они не могли установить, кто им владеет, когда произошел теракт. И эти деньги не работают на Россию, а всплывают в виде спортивных команд «Челси» или стадионов в Нью-Йорке.