Черное дело сделают «эффективные менеджеры» из вертикали власти
На официальном сайте кабмина РФ появилось сообщение, что премьер Мишустин утвердил программу фундаментальных научных исследований до 2030 года. В самом начале новости говорится, что «развитие интеллектуального потенциала российской науки, создание эффективной системы управления научными исследованиями для повышения их значимости и востребованности для экономики — таковы основные задачи новой десятилетней программы».
Как это? В 21 веке в России, оказывается, нужно что-то делать, чтобы повысить значение и востребованность науки для национальной экономики? Очевидно, что так оно и есть. Кому как не Михаилу Владимировичу не знать об этой гигантской для нашей страны проблеме. Если так и дальше пойдет, то Россия перестанет быть Россией. Наша страна просто исчезнет. Об этом, кстати, сказал не какой-то паникер «все пропало», а сам президент Путин. По его словам, «технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и экономических возможностей страны, а в результате — потерю суверенитета».
Итак, программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на период с 2021 по 2030 год утверждена в 113 страничном документе. На эти цели планируется выделить 2,15 трлн. рублей, примерно по 200 млрд. в год. Но что сразу бросается в глаза, это ориентир не на конкретные показатели роста ВВП за счет новых научных достижений, а исключительно на пропагандистский эффект. Разработчики «научного прорыва» ставят задачу почаще «тусоваться» в международных базах данных «Сеть науки» (Web of Science Core Collection) и «Скопус» (Scopus), и любой ценой увеличить число ученых и исследователей в возрасте до 39 лет.
К чему это приведет, предсказать несложно. Любой ученый, работавший в НИИ и КБ, скажет, что все силы будут брошены на написание статей и искусственный рост количества молодых кандидатов и докторов наук. В любимчики будут выбиваться не прикладные исследователи — разработчики технологий, а кабинетные теоретики, чьи формулы выведены ради формул и не подлежат технической реализации.
По сути, идет подмена понятий и приоритетов, когда статус важнее результата. В условиях, когда Россия отстает технологически, такая роскошь непозволительна для государства. Это все равно, что если бы во время Второй мировой войны, например, Евгений Оскарович Патон писал монографии, а не экспериментировал в сварочной ванне с автоматической сваркой под флюсом. Только методом проб и ошибок ему удалось довести технологию сварки танков Т-34 до ума, тогда как использование голой теории приводило к швам с трещинами. Таких примеров — огромное количество.
Здесь самое время заглянуть в программу Мишустина о развитии науки. Пару лет назад Путин предупредил россиян, что страна, которая лидирует в технологиях с использованием искусственного интеллекта (ИИ), будет доминировать на Земном шаре. Но эта проблема сегодня почему-то не является фундаментальной и, главное, системной для кабмина.
Если китайцы ставят разработку искусственного интеллекта в качестве главной цели математической науки, то в России такие направления, как теория множеств, теория моделей, теория алгоритмов будут развиваться без конкретной привязки к ИИ. Если для стопроцентной защиты конфиденциальности лучшие математические умы США сосредоточатся на «более продвинутой версии блокчейна с использование генома конкретного человека», то в РФ развитие криптографии и теории кодирования будет вестись за счет теории диофантовых уравнений, а также аналитической и алгебраической теории чисел.
Именно, ИИ и кибербезопасность будут определять темпы роста экономик в период с 2021 по 2030 год. Можно не сомневаться, что китайские и американские достижения математической науки будут коммерциализированы, а у нас — нет, хотя, наверняка, мы будем чаще, чем сейчас, мелькать в Web of Science Core Collection и Scopus. Наши глобальные конкуренты ставят в первую очередь на результаты, и только потом на статус. В итоге КНР и США будут зарабатывать триллионы юаней и долларов, а РФ будет строить для Российской государственной библиотеки новые хранилища диссертаций.
Чтобы национальная наука развивалась с пользой для технологий, нужны совсем другие подходы, чем те, которые прописаны в программе Мишустина. И вот почему: кабмин РФ огромное значение в «научном прорыве» придает «менеджерам» — назначенцам вертикали власти. Называется это «формированием эффективной системы управления фундаментальными и поисковыми научными исследованиями, обеспечивающей повышение результативности, значимости и востребованности полученных результатов научных исследований для развития национальной экономики и общества».
А в США убеждены, что «позитивные изменения (в науке) произойдут только в том случае, если пользователи, потребители, покупатели, избиратели будут настаивать на этом». Так считает, опираясь на историю технологического успеха Америки, Джанет Салмонс, консультант Vision 2Lead. Иначе говоря, у общества должны быть потребность в новом и лишние деньги, чтобы позволить себе национальные инновации, тем самым стимулируя их развитие.
Все очень просто: бедные страны в капиталистической системе координат не развиваются только потому, что они бедные и необразованные. Только спрос на наукоемкую продукцию и интерес к ней обеспечивают реальное развитие науки. Именно поэтому Китай сделал все возможное и невозможное, чтобы победить бедность. Без этого не было бы Alibaba Group, Huawei, TikTok, Xiaomi и так далее и тому подобное. Словом, каким бы ни был толковым менеджер, коллективный ум умнее и честнее.
Чтобы было понятнее, приведем кое-какие цифры. На НИОКР компании Amazon и Huawei тратят $ 17,4 млрд. (1 трлн. рублей) — $ 11,2 млрд. (0.8 трлн. рублей) в год соответственно. Причем, только потому, что их продукция и услуги востребованы обществом, в котором у людей есть деньги. С учетом государственных и частных инвестиций Вашингтон и Пекин запланировали пустить до 2025 года по $ 1,7 трлн. на разработку ИИ.
На этом фоне выделяемые кабмином Мишустина 215 млрд. рублей в год ($ 3 млрд.) выглядят сущими копейками. По сути, это убийство национальной науки, в том числе за счет централизации распределения денег «эффективными менеджерами».
Отметим, что все без исключения эксперты, опрошенные ведущим исследовательским центром социологии Pew Research Center убеждены, что период с 2021 по 2030 год станет критически важным временем для формирования нового экономического порядка. Разрыв между научно-технологическими лидерами и аутсайдерами резко увеличится, поскольку ИИ и кибербезопасность многократно ускорят развитие технологий и защитят ноу-хау. Клонировать чужие разработки станет намного сложнее, что сейчас еще имеет место.
Таким образом, без реальной борьбы с бедностью развитие науки в нашей стране просто невозможно. Повторимся, все достижения, которыми хвалится власть, — это советское наследие, которое будет растрачено в наступившем десятилетии. Для того, чтобы технологическое отставание от США и КНР хотя бы не увеличивалось, необходима новая система налогообложения олигархов и королей госзаказа. Сегодня не то время, чтобы олигархов лелеять и плодить. Идет самая настоящая технологическая война на выживание.