Жители нашей страны за последний год урезали траты на покупку овощей и фруктов на 30—60%, на мясо — до 25%, а на хлебобулочные изделия — на 40%, выяснили в исследовательском центре «Тинькофф Data» на основе анализа трансакций более 13 млн потребителей.
Таким образом граждане сокращают потребление базовых продуктов, что является закономерным следствием снижения реальных доходов и падения уровня жизни, который власти обещают неуклонно повышать. Рост зарплат и пенсий отстаёт от инфляции настолько, что многим не хватает денег даже на еду. Люди экономят на питании, чтобы оплатить кредиты, набранные, дабы дотянуть от зарплаты до зарплаты.
Основная причина того, что россияне вынуждены затягивать пояса, — в росте инфляции. По данным Росстата, только в феврале стоимость продуктов, входящих в потребительскую корзину, выросла на 16% год к году. Это значительно выше индексации прожиточного минимума, размер которого, по данным ведомства, с февраля 2020 года по февраль 2021-го вырос лишь на 7,5%. Разрыв между темпами роста цен и прожиточным минимумом вынуждает россиян серьёзно экономить на продуктах. Так, по данным «Тинькофф Data», в феврале 2021 года покупки яблок упали на 60% за год. Расходы на приобретение моркови, апельсинов, капусты и хлебобулочных изделий сократились более чем на 40%, картофеля — на 30%, муки — на 13%. И мяса россияне стали меньше есть: траты на говядину сократились на 25%, свинину — на 13%.
«Реальный уровень жизни россиян со средним доходом ухудшается по мере роста инфляции (реальная — составляет не менее 15% при официальной в 5%) и отсутствия положительной динамики в доходах. Рынок труда практически не создаёт рабочих мест, в том числе и в частном бизнесе. При постоянно растущей продовольственной, и не только, инфляции и прежнем уровне доходов львиная доля населения пересматривает повседневные траты и экономит на продуктах питания. Данные розничных сетей отлично демонстрируют, что средний чек сокращается в плане количества наименований, однако его сумма не уменьшается и где-то даже растёт. Выходит, что уровень жизни падает быстрее, чем власть может и хочет реагировать. В условиях низких доходов и растущих трат откладывать «на чёрный день» мало у кого получается, для этого должны быть излишки денежных средств», — сказала «Правде» Анна Бодрова, старший аналитик Информационно-аналитического центра «Альпари».
«Россияне вынуждены покупать меньше продуктов, в том числе и первой необходимости, если не сказать жизненно важных, по одной-единственной причине: их доходы упали настолько, что подавляющему большинству приходится экономить буквально на всём. Ещё несколько лет назад многие из наших сограждан не особо присматривались к ценникам и не проявляли никакого интереса к всевозможным промоакциям, скидкам и иным продуктам, на которые временно снижаются цены. Сейчас даже те, кто считает себя неплохо зарабатывающим, на ценники смотрят внимательней и не брезгуют покупать товары по акции. Зачастую даже с запасом. При этом самое большое удивление вызывают данные Росстата, который насчитал, что число россиян, живущих за чертой бедности, в первом квартале резко снизилось — до 17,8%, хотя ещё недавно эта цифра была в районе 20%. Данные о резком снижении числа бедных в четвёртом квартале 2020-го (почти вдвое) никак не «стыкуются» ни с динамикой денежной массы (если люди стали богаче, то куда они подевали дополнительные деньги?), ни с объёмом предоставленных товаров и услуг, ни с динамикой банковских депозитов, ни с данными о покупке валюты», — отметил в беседе с «Правдой» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
Таким образом, хотя Росстат отчитывается о небывало высоком уровне потребительской активности и заметно выросшей деловой активности в сегменте услуг, в действительности ничто не свидетельствует, что фактическое потребление наших сограждан увеличилось на заявленную величину. При этом по отдельным группам товаров наблюдается ускоренный рост цен. За прошлый год яйца подорожали на 28%, подсолнечное масло — на 26%, мороженая рыба — на 10%, крупы — на 21%, плодоовощная продукция — на 17,4%, охлаждённые куры — на 15%. И такая динамика продолжается вопреки клятвенным обещаниям правительства взять ценники под контроль.
«Реальные располагаемые доходы населения продолжают снижаться, что на фоне ускорения инфляции заставляет россиян экономить, в том числе и на продуктах питания. Способствуют этому и сокращение доли сбережений, и рост кредитной нагрузки. В то же время на показателях первого квартала в стоимости некоторых групп продовольственных товаров сказываются и сезонные факторы. Поскольку доля импортной продукции в сегменте свежих овощей и фруктов в зимние месяцы выше, то на ней сильнее сказывается такой фактор, как ослабление рубля к основным валютам. Собственно, последний в наибольшей степени повлиял на ускорение темпов инфляции. Смягчить его влияние могло бы сокращение покупок валюты на внутреннем рынке в рамках бюджетного правила, но ЦБ предпочитает регулировать инфляцию через повышение базовой ставки», — предположил в беседе с «Правдой» Сергей Дроздов, эксперт ИК «Универ Капитал».
«Сокращение потребления — это всегда вынужденная история, причины которой стоит искать в снижении покупательной способности или в негативных ожиданиях граждан, из-за которых они переключаются на сберегательную модель поведения. В 2020 году действовали сразу оба фактора, реальные доходы россиян, особенно в первые месяцы пандемии, буквально обрушились во втором квартале 2020 года и составили 8,0%. К концу 2020-го ситуация начала выправляться. В 2021 году потребительские настроения продолжили расти, в апреле они даже превысили пандемические значения 2020 года, однако одновременно с этим объём розничных продаж в марте 2021 года вместо логичного роста, наоборот, сократился сразу на 3,4%. Объяснение этого парадокса, вероятно, нужно искать в данных о реальных доходах россиян за первый квартал 2021 года, публикацию которых Росстат перенёс с 20 апреля на 29 апреля, возможно для того, чтобы не портить фон для Послания президента Федеральному собранию. Если информация о падении реальных доходов граждан в начале 2021 года подтвердится, то с учётом данных о росте реальных заработных плат за тот же период можно будет констатировать, что причинами падения объёма розничных продаж стали повышенная инфляция, рост долговой нагрузки россиян и крайне слабая динамика иных незарплатных доходов (предпринимательская деятельность, банковские вклады и другое). Такая конфигурация факторов, когда потребительские настроения растут, а реальные доходы падают, очень опасна по причине того, что эти потребительские настроения граждан будут реализоваться с помощью заёмных средств. Во-первых, закредитованность граждан в России и так высокая, и при росте ставок, а именно такой процесс мы сейчас и наблюдаем в политике Банка России, это неминуемо ухудшит финансовое положение россиян», — сказал «Правде» старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман.