Пандемия вынудила широко распространить практику удалённой работы, даже в тех сферах деятельности, где раньше об этом и не помышляли. Первые наивные впечатления от «работы на диване» уже в прошлом, да и изначально расслабиться на «удалёнке» получалось далеко не у всех. Например, работники системы образования отмечают, что подготовка к дистанционным занятиям занимает гораздо больше времени, чем к очным. Многие работодатели, очевидно, испытывая опасения, как бы сотрудники не слишком прохлаждались, принялись усиленно их загружать. В результате, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, за время пандемии рабочий день в мире в среднем увеличился на 10 процентов.
Исследование ВОЗ приводит данные о последствиях сверхурочных. Работа более чем 35—40 часов в неделю в буквальном смысле опасна для жизни, независимо от рода занятий. Из-за переработок на треть возрастает риск инсульта, на 17 процентов повышается опасность развития и обострения ишемической болезни сердца.
Среднемировой показатель продолжительности рабочей недели превысил 55 часов. По мнению специалистов ВОЗ, число людей, умерших в результате переработок, составляет до 750 тысяч человек ежегодно. Динамика — строго отрицательная: с 2000 года это число возросло на 29 процентов. Причём последняя оценка основана на данных, собранных ещё до пандемии. Значит, в будущем нас могут ожидать более страшные цифры.
Представленная медиками картина как нельзя лучше характеризует потогонную систему современного капитализма, который наконец избавился от благостной маски, совершенно ненужной в отсутствие конкуренции с СССР и советским блоком. Сегодняшнюю ситуацию вполне можно описать выражением «работай на чужого дядю до гробовой доски».