Характерной особенностью психических заболеваний, известных под названием диссоциативного расстройства идентичности (как правило – одна из форм шизофрении), является дробление личности больного. Споры с самим собой – часто весьма ожесточенные. Требования, или даже ультиматумы, со всей возможной решимостью обращаемые к собственной персоне. Неспособность вполне отдавать отчёт своим же действиям. Вот – черты, в общественном сознании однозначно (и небезосновательно) ассоциирующиеся с безумием.
К чему эта своеобразная медицинская справка? Чтобы максимально наглядно и доходчиво обозначить ключевую мысль: мы, народ России, как бы вынуждены постоянно сосуществовать с бредящим психбольным. Эхо его бессвязных речей звучит из новостных репортажей и ток-шоу. Оно повсюду. И его вездесущая тотальность вовлекает нас туда же – в пучину безумия. Возможно, кто-то упрекнёт автора этих строк в излишнем драматизме, но… Противоречия в той картине мира, которую пытается создать для населения отечественная госпропаганда, достигли такого уровня и масштаба, что, рождающиеся внутри системы власти идейные конструкты вызывают даже не неприятие, или желание оппонировать, а ощущение сюра. Доведённое до логического конца – и абсурда – лицемерие становится двоемыслием. От которого в свою очередь один шаг до безумия, неадекватности во всех смыслах этого слова. Право, если принимать все, что доносится из высших эшелонов власти, за чистую монету, то создаётся ощущение, словно вся наша политическая элита охвачена не набившей оскомину коронавирусной, а самой натуральной шизофренической эпидемией — вопреки известному утверждению отца дяди Фёдора из цикла о Простоквашино про то, что мол «с ума по отдельности сходят – это только гриппом все вместе болеют».
Менее недели тому назад, 1 июня, совершенно неожиданно – и пусть первый бросит в меня камень тот, кто найдёт в международной, или внутрироссийской конъюнктуре нечто, способное спровоцировать подобное выступление – спикер Государственной Думы, а также, что не менее важно, член бюро Высшего совета партии «Единая Россия» Вячеслав Володин разродился пламенной речью, под существенной частью которой могло бы со спокойной совестью расписаться большинство левых патриотов. Что же там было сказано? Итак, во-первых, господин Володин считает, что России необходимо дать оценку распаду СССР и найти людей, которые были к этому причастны. Именно такую точку зрения он выразил на заседании нижней палаты парламента. «Да, нам необходимо дать оценку, почему распался Советский Союз. Правильно было бы это сделать не откладывая», — заявил Володин.
Можно ли что-либо возразить против такого рода предложения? Между тем Вячеслав Викторович идёт дальше – и смело повторят то, о чём коммунисты твердят который год: существовала прямая материальная заинтересованность тех социальных сил, которые сыграли ведущую роль в ликвидации СССР и реставрации в его прежних границах капиталистической системы, именно она в наибольшей степени руководила их действиями. Красную державу распилили по живому, чтобы было сподручнее присваивать накопленные ей общенародные активы: капиталы, ресурсы, территории.
Но вернёмся назад к удивительной, по-другому не скажешь, речи господина Володина. Итак. К развалу СССР, по мнению парламентария, привели действия бывших советских чиновников, которые могли извлечь экономическую выгоду от распада страны. «Покажите секретарей обкомов, которые бедствуют на пенсии», — возмутился депутат, заметив, что секретари райкомов комсомола после развала Союза «стали владельцами нефтяных компаний». «Кто предал? Фамилии, имена», — потребовал назвать этих людей Володин.
И вновь странное впечатление оставляют вышеприведённые сентенции. Отрадно слышать, что события начала 1990-х годов у нас уже именуют с самых высоких трибун не иначе, как предательство. Пожалуй, это даже стоит повторить, чтобы внести необходимую ясность и точность. Система, возникшая на месте советской власти, смогла восторжествовать в результате измены Родине и народам, населявшим Советский Союз, совершенной рядом представителей тогдашней политической элиты со шкурными целями. Государственность всех ныне существующих стран СНГ и ряда не вошедших в состав этого объединения прежних союзных республик имеет в своей первооснове предательство. Сильное заявление. Впрочем, опять же не оригинальное – примерно так смотрят на дело в Компартии с самого момента её воссоздания в 1993 году…
С другой стороны удивляет неинформированность Вячеслава Викторовича. Всё-таки опытный политик, занимающий довольно видное место в вертикали власти. Господину Володину нужны имена? Что ж, попробуем их назвать. Для начала – Ельцин Борис Николаевич. В настоящее время уже усопший. Однако же покоящийся на привилегированном Новодевичьем кладбище, не лишенный государственных наград. Супруга бывшего первого президента РФ Наина Ельцина получает пенсию в размере 195 000 рублей и проживает в поместье с территорией более трёх гектаров. Существует т.н. «Президентский центр Б. Н. Ельцина» в Екатеринбурге, многократно оказывавшийся в центре разного рода скандалов – и ежегодно на регулярной основе дотируется государством на многомиллионные суммы. Готовится открытие филиала Центра также и в Москве — в историческом здании усадьбы Долгоруковых-Бобринских, против чего многократно выступали как КПРФ, так и различные общественные активисты…
Ещё? Горбачёв Михаил Сергеевич. По-прежнему живёт и относительно здравствует, несмотря на преклонный возраст. Опять же, при госнаградах, включая высший орден РФ – Святого апостола Андрея Первозванного. Стал кавалером 2 марта 2011 года в соответствии с указом Дмитрия Анатольевича Медведева, тогда бывшего президентом России, а также – и остающимся им вплоть до сего дня – председателем партии «Единая Россия», членом которой является Вячеслав Викторович.
Господин Володин не слышал ни одного из этих имён? Или, быть может, неизвестен ему, например, Анатолий Борисович Чубайс, до самого недавнего времени занимавший ответственный и чрезвычайно хлебный пост генерального директора госкорпорации Роснано, да и теперь остающийся в чиновной обойме? Вячеслав Викторович никогда не слышал о Егоре Тимуровиче Гайдаре, которому в ноябре 2013 года открыли памятник в Москве, не знает о проводящемся с 2010 т.н. Гайдаровском форуме, в котором принимают активное участие руководители финансово-экономического блока правительства РФ? А уж если подходить к делу по-настоящему основательно — у господина Володина нет доступа к перечню делегатов Первого съезда народных депутатов РСФСР, проголосовавших 12 июня 1990 года за принятие Декларации о государственном суверенитете (каковую дату мы сейчас официально празднуем в качестве Дня России). Так они есть, их очень легко найти в сети интернет буквально за несколько минут – все 907 имён и фамилий…
Но довольно. Будет, позабавились. Вместо многочисленных риторических вопросов, хочется задать всего один – сущностный. Кого тут вообще пытаются обмануть? С момента исчезновения СССР с политической карты минуло три десятилетия. Вячеслав Викторович Володин не участвовал все эти годы в требующем строгой изоляции научном эксперименте, не робинзонил на необитаемом острове, не летал на Марс и не лежал в криогенном сне, подобно героям фантастических кинолент. Вовсе нет. Господин Володин вступил в сферу большой политики ещё в 1996 году, когда занял пост вице-губернатора Саратовской области. В 1999 году он впервые стал депутатом Государственной Думы, III её созыва. С 5 октября 2016 – бессменным председателем и спикером нижней палаты отечественного парламента. Не станем задавать вопрос: а что делал член КПСС с 1985 года Вячеслав Викторович Володин, чтобы не позволить «предателям» разваливать страну — это неспортивно. Но что мешало ему пять, десять, или даже двадцать лет назад заняться тем самым делом, за которое он ныне с такой горячностью агитирует? Неужто всё это время господин Володин был слеп, и лишь теперь прозрел. Понял, что да, это нужно делать. Называть фамилии. Выявлять причины. Давать оценки…
К слову о последних. Стоит отдельно напомнить господину Володину о том, что оценка распаду Советского Союза уже была дана как народом России, так и непосредственно временно вверенным ныне в его руки отечественным парламентом. 15 марта 1996 года Государственная Дума Российской Федерации приняла Постановление №157-IIГД «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР», в пункте 3 которого записано следующее: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным и государственным секретарём РСФСР Г. Э. Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов РСФСР — высшим органом государственной власти РСФСР, не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР». Разумеется, инициаторами принятия подобного документа выступили коммунисты.
Что ещё нужно господину Володину?
Можно, благо сотрудничество государственных органов с религиозными объединениями у нас сейчас налажено, попросить их наложить анафему и проклятие на всё, что связано с Беловежским соглашением. Можно распечатать текст Соглашения, а затем, по примеру предков, зарядить его в Царь-пушку и выстрелить в сторону Польши. Какие ещё предложения, граждане?
Нет, так то, разумеется, фантазия у нас неистощимая, всякого придумать сумеем – раззудись, плечо, размахнись, рука. Однако на самом деле существует ровно два действительно серьёзных возможных следствия из принятия на высшем уровне решения о том, что ликвидации СССР была не более, чем преступным сговором группы лиц. Во-первых, это открытие судебного процесса, предъявление полноценных уголовных обвинений виновникам в соответствии с советским законодательством. Во-вторых, отказ в признании тех территориально-политических перемен на пространстве Советского Союза, которые последовали за Беловежьем – и принятие широкого комплекса мер для борьбы с нелегитимным сепаратизмом в союзных республиках. И то, и другое встретит огромную и самую искреннюю поддержку со стороны масс в РФ, да и других постсоветских государствах тоже. Но это требует политической воли и глубокой структурной перестройки социально-экономических отношений. Незаконность уничтожения СССР означает также необходимость возвращения в руки советского правительства принадлежавшей ему общенародной собственности, пересмотр итогов приватизации. Господин Володин готов на это пойти? В самом деле? Совершенно очевидно, что нет. Тогда зачем этот дешёвый спектакль с надуванием щёк?
Впрочем, смысл, конечно есть. Пришло время привести финальную часть выступления господина Володина. Благо она – просто таки квинтэссенция нынешнего охранительского официоза. И в этом, конечно же, суть всего. В попытке сделать из нас дураков. Подменить логику причинно-следственных связей шизофренической кашей. С точки зрения Вячеслава Викторовича многие проблемы современной России являются следствием распада СССР. Что ж, любой здравомыслящий человек согласится с этим. Непосредственно к этим самым проблемам Володин отнёс необходимость «собирания земель, прекращения конфликтов и выплаты долговых обязательств». Затем на них, отметил депутат, наложились «санкции и кризисы». Да, допустим так. Хотя уже здесь отчётливо чувствуется стремление увязать актуальные ошибки и недоработки правящей прослойки с 1991 годом. Господа, окститесь. 30 лет! У вас было 30 лет! Хорошо, пусть двадцать, если считать только эру путинизма. За период с 1917 по 1937 год, или с 1945 по 1965 советская власть, находясь в куда худших стартовых условиях, сумела сделать неизмеримо больше вашего. Но, ладно, пока перед нами лишь небольшие передёргивания.
А дальше, как говорится, следите за руками.
В современной — «новой» — России, по мнению Володина, дела обстоят намного лучше: «Сейчас те компании, которые ушли в частные руки, стали государственными. И недра принадлежат государству. И социальные стандарты зафиксированы в Конституции. …Мы прошли с вами очень непростой путь становления новой России», — констатировал Володин. «Нам нельзя разрушать страну, что было уже дважды в истории: в 1917 году и в 1991 году», — добавил он, подчеркнув, что ответственность за оба «развала», по его мнению, «должны нести те, кто в погоне за личной властью не думал о стране и людях».
Выше автор этих строк утверждал, что господин Володин не путешествовал по далёким мирам и не жил затворником в бункере. Как то на фоне им сказанного уже нет такой твёрдой уверенности… Кампании, которые ушли в частные руки, стали государственными!? Серьёзно!? Вячеслав Викторович, а можно хоть один пример? Просто мне, допустим, о таких чудесах ничего не известно. «Недра принадлежат государству»!? А вот Конституция по этому поводу говорит иное: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Статья девятая, пункт второй. Только в нефтегазовом секторе доля полностью частного капитала составляет порядка 40%. Это статистика. Однозначная, твёрдая и уже делающая заявления господина Володина феерической наглости враньём. Но можно, если на то пошло, взглянуть на проблему глубже. Ни в коем случае не стоит забывать о том, что гиганты, вроде Роснефти или Газпрома, являются акционерными обществами со смешанным капиталом. Их ценовая политика, менеджмент, порядок и объём выплаты дивидендов – все эти показатели характеризуют так называемые госкорпорации как вполне самостоятельных рыночных агентов. Их взаимоотношения с властью весьма точно определяются формулой «приватизация прибылей и национализация убытков». Не приходится сомневаться, что если однажды среди граждан России провести соцопрос на тему, считают ли они тот же Газпром своим (или хотя бы национальным) достоянием, то, невзирая на навязчивую рекламу, ответ подавляющего большинства респондентов окажется отрицательным. Пассаж про социальные гарантии в Конституции звучит вовсе смехотворно. Хочется поинтересоваться, как они сочетались с антисоциальной, грабительской и очевидно ухудшившей социально-экономическое положение колоссального числа россиян пенсионной реформой (реализованной, стоит добавить, голосами однопартийцев господина Володина и его самого)?
Но самое «сочное», конечно же, финал. Страну нам нельзя разрушать, как в 1991 и 1917! Вот она в чём соль! Поставить на одну доску создателей и уничтожителей Советского Союза, революционеров и реакционеров, Ленина и Горбачева с Ельциным – вот что пытается совершить нынешняя правящая клика. Не мытьём, так катаньем внести, протащить в умы концепцию, согласно которой Великий Октябрь тождественен Беловежскому сговору. Ложью тут пропитано всё, буквально каждый слог. Например, очень хочется – как раз в ключе требования господина Володина называть фамилии – поинтересоваться: а кого конкретно из большевистских лидеров он имеет в виду, говоря о «людях, гнавшихся за личной властью»? Или это вы, Вячеслав Викторович, о Временном правительстве…
Ну да не суть. Зачем вдаваться в подробности? Всё едино! Лишь бы обыватель затвердил раз навсегда: нельзя разрушать страну. Какая, однако, мысль! Но… а что это вообще означает? Что должен делать патриот своего Отечества, чтобы не допустить его развала? По Володину, конечно, всё понятно – оставаться пассивным: сидеть тихо и не мешать большим людям делать дела. Однако, допустим, мы не поняли, не считали подтекста. И тут оказывается – никто, ни один политический деятель, ни одна партия не говорит: мы собираемся разрушить страну. И Горбачев, и Ельцин до последнего утверждали обратное. А привыкший доверять вождям народ Страны советов во многом так и проспал убийство своей Родины.
Гражданственность! Активность! Вовлеченность в общественную жизнь самых широких масс! Вот подлинные гарантии того, что страну не раздерут по кускам, как награбленный хабар, жулики и воры. Волей народов, её населявших, почти вся прежняя Российская империя, которую попытались было разделить и приватизировать всевозможные самостийники в 1917-1920 годах, оказалась вновь слита воедино в громадную красную державу. И никакие сложности, проблемы, противодействие могучих внешних сил, не сумели воспрепятствовать этому процессу. Разве тогда не было санкций и давления? Была интервенция! Блокада! Непризнание! И… что?
Беда в том, что не одна только власть транслирует и воспроизводит безумие. Как долго мы готовы жить в состоянии шизофренической раздвоенности? Делать вид, что доверяем людям, которых считаем мерзавцами и бандитами, на которых негде ставить клейма? Выслушивать бред, ту самую геббельсовскую ложь, которая тем лучше с точки зрения её авторов, чем она наглее – и молчать?
Не пора ли выздоравливать…