На днях председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова, выступая на форуме «Дигория», рассказала о возможности провести всероссийское дистанционное электронное голосование. «Технически мы сейчас готовы проводить его в масштабах всей страны», — заявила глава ЦИК. Напомним, что до сих пор речь шла об эксперименте в семи регионах страны.
КПРФ, давно подготовившая свои предложения по ремонту избирательной системы, к электронному голосованию относится критически. Дело не в отказе коммунистов от новшеств. Сама же госпожа Памфилова говорит об электронном голосовании: «Важно, чтобы к нему было доверие». Но доверия как раз и нет, потому что возможность контроля за ходом голосования и подведением его итогов наблюдателям практически не обеспечивается. Зато уже есть поводы для подозрений в противозаконных манипуляциях.
Можно вспомнить, например, крайне неудачные для «партии власти» выборы в Московскую городскую думу в 2019 году. В качестве «скорой помощи» в трёх округах было проведено электронное голосование. Оно сопровождалось сомнительной запредельной явкой, достигавшей 92%, и тем, что количество «электронных» голосов за «нужных» кандидатов оказалось существенно больше, чем поданных за них очно на избирательных участках. Можно сколько угодно говорить про стечение обстоятельств, но ясно, что без триумфального успеха в этих трёх округах «партия власти» потеряла бы контроль над Мосгордумой, чего она, конечно, не могла допустить.
Буквально за три дня до откровений председателя Центризбиркома одно сатирическое интернет-издание пошутило, что предстоящие выборы в России из-за угрозы эпидемии пройдут без участия избирателей. Пожалуй, мы оказались в ситуации, когда шутить в этом стиле стало слишком опасно: некоторые могут воспринять такой юмор как руководство к действию.