По данным Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области (УРПКСО) на 8 августа 2021 года, из Приморского края с начала года экспортировано 723 497 тонн рыбы и морепродуктов, из них в Республику Корея — 484,2 тыс. тонн, в КНР - 160,1 тыс. тонн, в Японию — 15,6 тыс. тонн, в страны Западной и Центральной Африки, в Германию, во Францию, во Вьетнам. Что ни говори, любят нашу свежую рыбку за границей.
А в России цены на рыбу с каждым годом вверх лезут. Как и на мясо. Но в официальных СМИ говорят об обратном.
На днях «Российская газета» сообщила, что очень скоро в России рыба серьезно подешевеет. «В опте цены которую неделю подряд снижаются почти на всю рыбу. Так, только со 2 по 8 августа в Дальневосточном регионе стоимость горбуши снизилась на 19,5%, до 165 рублей за кг. Минтай подешевел на 4,1% - до 70 рублей за кг, сельдь тихоокеанская на 3,3% - до 58 рублей за кг, камбала на 3,1% - до 63 рубля за кг».
Да что там рыбный Дальний Восток, и «в центральных регионах в ожидании поставок партий рыбы с путины 2021 года цены на горбушу упали на 14%».
Все дело в том, что Китай де-факто закрыт для экспорта, в результате чего минтаем забиты под завязку все российские холодильники-склады. Между тем, началась лососевая путина. Вот и приходится выбрасывать на внутренний рынок не маржинальную продукцию.
Информация подается и как хорошая новость, и как забота властей о собственном народе. Дескать, все делается ради «дорогих россиян». Но так ли это на самом деле? Тем более что наш внутренний рынок давно уже зависит от мировых цен, а с ними творится что-то несуразное.
Итак, Китай закрыл все порты для приема грузов из-за карантина по COVID-19. Некоторые наши СМИ поспешили обвинить Поднебесную в протекционизме, типа, дободались до мелочи: якобы «на одной из упаковок с российской замороженной рыбой китайцы умудрились обнаружить неактивный фрагмент коронавирусной инфекции».
В свою очередь Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) опубликовала анализ мировой торговли рыбой и дала неутешительный прогноз по стоимости рыбки. В нем говорится: «Пандемия COVID-19 поразила аляскинскую минтайную промышленность в Соединенных Штатах Америки и сократила производство, создав напряженную ситуацию с поставками, которая затрагивает в первую очередь Европу. В то же время Китай закрыл свои порты (и границы) для Российской Федерации, создав очень сложную ситуацию с поставками сырья для китайских переработчиков. Цены волатильны, и перспективы очень неоднозначны».
Разговоры о китайском протекционизме оказались сильно преувеличенными. КНР и в самом деле жестко придерживается карантинных мер, даже вопреки интересам своего бизнеса: люди важнее денег.
Любопытно другое: по информации FAO, производство филе минтая в США по состоянию на середину марта составило 30 600 тонн, что на 43% ниже, чем в прошлом году. В то же время производство филе минтая в России выросло на 4% - до 34 000 тонн, что привело к необычной ситуации, когда производство филе минтая в России (с населением 145 млн. человек) превысило производство в США (с населением 332 млн.). Чем не повод для гордости!
Но вместо того, чтобы накормить своих же граждан, доморощенный рыбный бизнес продолжал набивать холодильники-склады, безусловно, надеясь продать подороже потребителям КНР и США. К сведению: цена на американские блоки филе минтая стандарта pin-bone out выросла почти до рекордных уровней $ 3600 — $ 3700 за тонну. Причина та же — нетарифные барьеры из-за COVID-19 и вспышки заболеваний на рыбоперерабатывающих заводах на Аляске.
Что же касается китайского рынка, то ВАРПЭ очень надеется туда вернуться и вполне вероятно, это удастся в ближайшие месяцы. В частности, заместитель министра экономического развития РФ Владимир Ильичев буквально на днях сказал: «Планируем включить данный вопрос в повестку дня курируемых Минэкономразвития России двусторонних механизмов с КНР — 5-го раунда консультаций по выявлению и снятию барьеров и ограничений в торгово-экономической и инвестиционной сферах и 23-го заседания Российско-китайской подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, запланированных к проведению до конца 2021 года».
Отметим также, что FAO констатирует встречный интерес со стороны Поднебесной: «Китай, который является крупнейшим импортером минтая в мире, столкнулся с (рыбными) проблемами», отмечает Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. По ее оценке, экспорт российского минтая в КНР в 2020 году сократился и сегодня фактически сошел на нет, а продажи в Южную Корею, напротив, выросли на 35,7%. Фактически в начале 2021 года на Российскую Федерацию приходилось 99% корейского импорта замороженного минтая.
И хотя Южная Корея, скромная по меркам Поднебесной страна, не в состоянии заменить бизнесменам ВАРПЭ весь гигантский Китай, такой феноменальный рост продаж минтая Сеулу должен очень насторожить россиян. Ведь после того, как Америка и Поднебесная откроются, наши рыболовецкие предприятия уже не откажутся от южнокорейской ниши.
В этой связи настораживает цитата «Российской газеты» о том, что «даже по сниженной цене и без того дешевый минтай россияне не стали покупать больше». Правительственное издание со ссылкой на своего эксперта пишет: «Потребителям проще купить тушку курицы, которая стоит не сильно дороже. А непопулярный минтай будет привлекательным для „привередливых“ россиян, разве что если будет раза в два дешевле, чем сейчас».
Ага, и минтай, оказывается, не популярен, и мы — привередливые и испорченные потребители, не то что китайцы с южными корейцами и европейцы с американцами. Мол, вот и приходится из-за таких избалованных россиян держать рыбу в холодильниках-складах.
Нетрудно догадаться, к чему это может привести — прежде всего, к нарушению режима хранения. Так, 26 июня 2021 года УРПКСО сообщило, что, к примеру, во Владивосток трюмной партией прибыл мороженый глазированный минтай общей массой более 1,1 тыс. т., в части которого температура в толще продукции составила минус 14,9 °С при необходимых минус 18 °C. Были нарушены технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» и требования ст. 8 ГОСТ 32366–2013, но рыбку не выбросили, а отправили на дозаморозку.
С учетом того, что наши «органы», как известно, небезгрешны и падки на взятки, можно смело предположить, что речь идет о не единичном случае. Во всяком случае, рассерженные потребители достаточно часто выражают свое возмущение на форумах испорченной продукцией. Многие сравнивают поход в магазин с игрой в «русскую рулетку» — отравишься или нет. Возможно, кто-то и передергивает факты ради красного словца, однако трудно не согласиться с таким комментариями:
«Стойкий запах у рыбных рядов напоминает плавзавод по переработке рыбы. Бывал, знаю. Но ведь это не рыба там лежит — одно название. В советское время в магазине „Океан“ так не воняло».
«Мой голодный кот отказался от минтая, вот и думаю, что за фигню я купил».