Лидер КПРФ оценил качество и перспективы выполнения указов президента.
В мае 2012 года, после вступления в должность президента России, Владимир Путин подписал одиннадцать указов, ставших широко известными как «Майские указы президента». В них содержалось 218 поручений правительству РФ на 2012−2020 годы. В частности, были прописаны целевые показатели по зарплатам бюджетников, привлекательности России для бизнеса и по ряду других направлений.
Ровно 6 лет спустя, в тот же самый день, 7 мая, после своего очередного вступления в должность президента РФ Владимир Путин подписал очередной так называемый «Майский указ», где определил главные национальные цели развития нашей страны до 2024 года.
В этом документе значились 17 пунктов, выполнение которых требуется «в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека».
В частности, правительству РФ поручалось за этот период увеличить среднюю продолжительность жизни населения до 78 лет, суммарный коэффициент рождаемости довести до 1,7, в 2 раза снизить уровень бедности, ежегодно улучшать жилищные условия как минимум для 5 миллионов семей, а количество организаций, осуществляющих технологические инновации, довести до 50% от их общего числа.
Кроме того, за это время Россия должна войти в число пяти крупнейших экономик мира при обеспечении темпов экономического роста выше мировых и сохранении макроэкономической стабильности, а также создании в базовых отраслях экономики высокопроизводительного ориентированного на экспорт сектора. Ряд положений также касался цифровой экономики, здравоохранения, образования, культуры, строительства и прочих сфер.
О том, насколько добросовестно исполнялись и исполняются все эти «майские указы» президента, почему их приходится тотально корректировать, а также при каких условиях Россия имеет шанс добиться существенного улучшения своего экономического положения и сделать комфортной социальную среду, «Свободной Прессе» рассказал лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
— В первых «майских указах» 2012 года содержалась установка о повышении реальной заработной платы по стране в полтора раза в течение 6 лет, — напомнил он. — Вместо этого, по имеющимся у меня данным, она выросла к настоящему моменту всего на 5%. Производительность труда должна была вырасти в полтора раза. Вместо этого фактический ее рост не превысил до настоящего времени четырех процентов.
Обещанных 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест мы так и не увидели, и к установленным уровням выпуска высокотехнологичной и наукоемкой продукции даже близко не смогли подойти. На среднемировые темпы экономического роста так и не вышли.
«СП»: — Да, но в 2018 году эти указы были скорректированы в соответствии с новыми показателями. Как обстоит дело уже с их достижением?
— В указе 2018-го поручалось добиться увеличения и устойчивого роста численности населения страны. Последний показатель за минувшие 2 года сократился на 1 миллион человек, а сначала нынешнего года — еще на 350 тысяч человек. Средняя продолжительность жизни в стране на сегодняшний момент вместо роста продемонстрировала снижение — 72 года. Основная причина — коронавирус, из-за которого мы по этому показателю откатились назад. Вместо снижения уровня бедности в два раза мы видим пока только рост цен в магазинах на фоне падения доходов россиян, которое продолжается уже восьмой год подряд. Что касается темпов роста экономики, то вместо среднемировых 3,5% ВВП мы за последнее десятилетие имеем в общей сложности лишь 9%, то есть менее 1% в год. С такими темпами войти в первую пятерку экономик мира невозможно.
«СП»: — Почему более чем за 9 лет с момента выхода первых «майских указов» России никак не удается выправить свое положение?
— В закрытом докладе Минэкономразвития руководству российского кабинета министров, с которым мне довелось ознакомиться, оценивается уровень исполнения госпоручений по итогам первых 6 месяцев 2021 года. В этом документе говорится: на выполнение 45 государственных программ расходуется в общей сложности более половины российского бюджета, но по факту более-менее эффективно исполняются лишь 13 из них.
Наиболее провальными признаются 6 программ, в числе которых на первом месте фигурирует развитие отечественной фармацевтики и медицины. Давайте задумаемся: к нам пришел коронавирус — и, видимо, навсегда. Но для его лечения мы располагаем в основном иностранными препаратами, а те, что выпускаются в России, тоже производятся из импортных субстанций. Неудивительно, что программа по снижению смертности не выполняется на этом фоне на 52%, а программа по обеспечению биологической безопасности — на 60%.
Программа развития энергетики не выполняется на 56%, оборонная — на 51%, транспортная — на 43%, а программа цифровизации — на 40%.
Сергей Степашин, который сейчас возглавляет Фонд содействия реформированию ЖКХ, на рабочем совещании в Екатеринбурге заявил о критическом износе коммунальной инфраструктуры — на 70%. Вдумайтесь, сотни тысяч километров тепломагистралей и водопроводов находятся в аварийном состоянии! Это значит, что многие регионы, которые сейчас горят или тонут, ближайшей зимой с высокой долей вероятности будут массово замерзать. Да, в 2019 году правительство утвердило отдельную программу модернизации коммунальной инфраструктуры, но в новом бюджете на ее финансирование не предусмотрено ни копейки.
А лесные пожары! По данным российского отделения «Гринпис», их площадь достигла в России 16,5 миллиона гектаров. Это же целая Греция, четыре Дании и половина Германии вместе взятые! Обратите внимание: наша Карелия горит, а соседняя Финляндия с такими же природными и погодными особенностями — нет. Белоруссия соседняя тоже не горит, хотя ее природа от нашей ничем не отличается.
При этом по социальному неравенству мы достигли, я считаю, самого дна, опустившись по этому показателю ниже африканских государств. Да, они беднее России, но даже там, согласно исследованиям специалистов, нет такой пропасти между богатыми и малоимущими. Разрыв между средними зарплатами 10% самых высокооплачиваемых сотрудников и 10% самых низкооплачиваемых в среднем по стране четырнадцатикратный, а по Москве — вообще восемнадцатикратный.
И эта беспомощность сегодняшнего государства, беспомощность его управленческого аппарата перед вызовами, с которыми мы столкнулись, просто обескураживает.
«СП»: — Есть способы как-то изменить ситуацию?
— Мы разработали пакеты законодательных инициатив, касающихся всех социально-экономических направлений, всех важнейших сфер жизни. У наших экспертов есть детальное видение и четкое понимание того, как сделать так, чтобы государственная система в целом функционировала без перебоев. И при этом каждый персонально отвечал бы за результаты работы на своем месте. При соответствующей поддержке наших инициатив добиться достижения всех поставленных целей нетрудно.
Мы, например, неоднократно вносили предложения по водному и лесному кодексам. Все они были отвергнуты парламентским большинством. Наши предложения по восстановлению коллективных хозяйств с собственными пожарными командами тоже проигнорированы. Как и требования по госрегулированию стратегически важнейших отраслей экономики, цен на товары первой необходимости и продукты питания. Наши предложения по обобщению советского и мирового опыта раз за разом отвергаются, хотя оппоненты ничего не могут на них возразить. За последние годы более 3 тысяч наших кандидатов были сняты с выборов различного уровня — от муниципальных до губернаторских.
Наши народные предприятия демонстрируют впечатляющие результаты. Например, в совхозе Павла Грудинина реальная заработная плата выросла вдвое — с 50 до 100 тысяч рублей. По темпам роста производительности труда народные предприятия в три раза опережают среднероссийские показатели. Но вместо того, чтобы перенимать этот опыт и распространять его на всю страну, на них набрасывают все новые и новые экономические удавки, оказывают постоянное давление под надуманными предлогами.
А, между тем, нам уже критически необходимы изменения. Прежде всего — изменение финансово-экономического курса и существенное повышение ответственности исполнительной власти. Нынешний год наглядно показал — пожары, рост цен и коммунальных тарифов становятся все более угрожающими.
Вся надежда на то, что граждане в ответственный момент, который может стать переломным для будущего страны, сделают правильный выбор.