Стипендия студентов российских высших учебных заведений должна составлять не менее 80% от прожиточного минимума (ПМ), заявил первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС перед началом учебного года. В настоящее время выплаты не превышают в среднем 13% от ПМ.
Кроме того, стипендия студентов колледжей и техникумов должна составлять 60% прожиточного минимума, а государственная выплата малообеспеченным студентам — не менее одного прожиточного минимума. По словам депутата, такие уровни материальной поддержки содержатся в программном законопроекте КПРФ «Образование для всех».
Согласно законопроекту, источником финансирования дополнительных расходов должен стать бюджет. Для этого доля расходов на образование в нем должна вырасти с нынешних 3,5% до 7% ВВП. Именно столько страна тратила на образование в советский период своей истории. Образование должно снова стать приоритетом государственной политики, отметил Мельников.
Законопроект «Образование для всех» неоднократно вносился в Госдуму, но откланялся стараниями правящей партии. «Единая Россия» сама обещала 6,7% ВВП на образование к 2020 году, но этого не случилось, отмечают в КПРФ. Сейчас, после того как государство стало выплачивать деньги семьям с детьми, пенсионерам, военным и полицейским, повышение стипендий выглядит обосновано.
Средства для такой социальной меры имеются. «Россия впервые в истории накопила достаточное социально-экономическое богатство, чтобы повысить уровень жизни средней российской семьи до европейского», — вынужден был признать глава ВЭБа, бывший вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов. Так за чем же дело стало?
О том, как обстояли дела со студенческой стипендией в последнее время, «СП» рассказала недавняя выпускница магистратуры МГИМО Елена Тарасова.
— Первые четыре года я училась на родине, в Ростове-на-Дону на бакалавриате Южного федерального университета. Получала стипендию около 3 тысяч рублей. Если сессию закрываешь на все пятерки, платили 3,5 тысячи рублей.
Затем училась в магистратуре МГИМО, где суммы стипендий были примерно такие же, как в Ростове: обычная — 2,9 тысячи рублей, отличникам — 3,2 тысячи рублей. Это касалось, как москвичей, так и иногородних. Приходилось рассчитывать на родителей или на свой труд.
«СП»: — Негусто. Помню, на рубеже 1980−1990-х годов мы получали в столичном вузе стипендию от 40 до 70 рублей. Верхней планки, пусть и с натяжкой, на жизнь хватало. Плюс иногда подрабатывали…
— В обоих учебных заведениях, и в ЮФУ и в МГИМО, была практика фиксировать рейтинг студента в его личном кабинете. Если у студента есть какие-то заслуги, например, по спортивной линии или в социальной активности или в научной деятельности, то могли начислить повышенную стипендию.
Некоторым за активность могли выплачивать дикие суммы. Например, по 50 тысяч рублей. Правда, не каждый месяц, а раз в полгода. Но заполнять формы, подтверждать документами — большая головная боль. Я сама никогда этим не занималась, предпочитая подработку.
Еще существует система грантов, именных стипендий. Например, некоторым платили структуры Потанина.
«СП»: — Вопрос стипендий считается важным в студенческом сообществе? Или уже все привыкли к безденежью и на государственную поддержку не рассчитывают?
— У нас в группе половина студентов училась на платной основе. Они не получали никакой стипендии и вообще о ней не думали. Остальные, кому стипендия нужна, старались поднимать свой рейтинг. У некоторых выходило в месяц как небольшая «зарплата» — 20 тысяч рублей.
«СП»: — Хватит только на съем квартиры, если студент иногородний…
— Большинство иногородних студентов, конечно, пытается получить общежитие. Тем, кто учится на бюджете, МГИМО общежитие предоставляли. Это снимало сразу очень много вопросов. Но и за общежитие тоже надо было платить, хотя и немного — около 5 тысяч рублей за семестр.
Те, кто учился на платной основе, были вынуждены снимать жилье. Старались делать это вдвоем-втроем, чтобы делить арендную плату. Вообще, «платникам» если что и нужно, то, в первую очередь более доступное образование, а уже потом стипендия.
Первый заместитель председателя профсоюзной организации МГУ Владимир Марченко в целом удовлетворен существующей системой господдержки студентов.
— Вопрос повышения стипендий до МРОТ или регионального или федерального прожиточного минимума — очень хорошая идея, но как ее реализовать? Она неоднократно высказывается разными политическими партиями, профсоюзами, вузовскими структурами. Эта тема вечная, как бывают вечные студенты.
Надо понимать, что большая часть студентов российских вузов вообще не получают стипендии. Половина — это контрактники, а из тех, кто учится на бюджете, стипендию имеют только те, кто учится без троек. Поэтому инициатива повышения стипендий направлена лишь на меньшую часть студенчества.
Помимо этой академической стипендии — за успеваемость, есть еще социальная — для тех, кто нуждается. Университеты не имеют законодательных ограничений устанавливать нуждающимся студентам любые стипендии в рамках своих бюджетов независимо от успеваемости. Они могут получать 17−20 тысяч рублей и больше. Таких студентов примерно 10%.
«СП»: — Разве социальная поддержка не дело региональных властей?
— Теоретически выплаты можно вести через систему соцзащиты, но она находится в подчинение региона, а вузы имеют федеральное подчинение. Федеральный бюджет дает гораздо больше возможностей для поддержки. Но те, кто нуждается, все равно получает в органах соцобеспечения получить справку, что они к этой категории относятся. Поэтому связка с регионом тоже есть.
«СП»: — Лучше, конечно, увеличить финансирование образования, но раз ресурсы пока ограничены, не стоит ли их пустить в первую очередь на новые бюджетные места, а о куске хлеба каждый будет заботиться сам?
— Это два разных процесса, идущих параллельно. Существующая система образовательных кредитов под небольшой процент — на уровне или даже ниже инфляции — по сути подарок от государства. Тот факт, что этими кредитами пользуются мало студентов, но при этом они платят за образование, свидетельствует о том, что у людей деньги есть.
В свою очередь руководитель Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев одобрил идею приблизить стипендию к прожиточному минимуму.
— Стипендия сейчас уже является в некотором смысле пережитком прошлого. Экономические реалии таковы, что обеспечить жизнедеятельность даже на большую стипендию очень сложно. А кроме того, у нас очень много платных мест, уровень расходов студентов на которые гораздо выше, чем любая стипендия.
С другой стороны, нужны определенная социальная защита, какие-то карманные деньги ребятам, дифференциация по степени успешности обучения. И здесь стипендия уместна. Поэтому я не сторонник ее отмены. Наверное, правильно привязывать стипендию к прожиточному минимуму. По-хорошему это должен быть как раз сам прожиточный минимум. Для этого он и существует.
— Чтобы учиться, надо получать стипендию. Когда люди работают и учатся, то они больше работают, чем учатся. Легко представить их уровень профессионализма. Возможности для выплаты нормальных денег студентам есть — в ФНБ лежит 14 трлн. рублей. Нужна только политическая воля. Поэтому 19 сентября россиянам надо массово проголосовать за КПРФ. И тогда возможность станет реальностью, — резюмировал первый заместитель председателя комитета Госдумы VII созыва по труду и социальной политике Николай Коломейцев.