Курс рубля в конце прошлой недели укрепился до максимальных значений почти за полтора года. В пятницу, 15 октября курс доллара на Мосбирже впервые с июля 2020-го опустился ниже 71 рубля, курс евро доходил до 82,27. В целом с начала октября российская валюта прибавила 2,4%, это лучший результат в 2021 году.
Причина укрепления рубля очевидна — благоприятная внешняя конъюнктура, а именно рекордный рост цен на энергоносители поддерживают курс. Цена нефти эталонной марки Brent в понедельник, 18 октября впервые за три года превысила 86 долларов за баррель. На европейском газовом рынке и вовсе творится вакханалия со спотовыми ценами, которые в моменте доходили почти до двух тысяч долларов за тысячу кубометров. 18 октября они опустились до 980 долларов, что все равно намного выше нормы.
В итоге российские сырьевые корпорации получают рекордную валютную выручку, а, значит, выплачивают дополнительные дивиденды и налоги. Например, «Роснефть» до 25 октября должна перечислить 191 млрд рублей дивидендов по результатам первого полугодия, что может потребовать 2,6 млрд долларов валютных продаж. «Газпром», даже несмотря на то, что цены по контрактам далеко не так высоки, как на бирже, может получить 30−50 миллиардов долларов дополнительных доходов. Все это увеличивает предложение доллара на рынке и позволяет рублю укрепляться.
Мешает более стремительному росту, во-первых, заметный отток капитала из страны, который за 12 календарных месяцев составил 65 млрд. долл. и стал максимальным с 2014-го. А, во-вторых, что еще более важно, против рубля играет бюджетное правило, которое все нефтяные сверхдоходы направляет не в экономику, а в Фонд национального благосостояния.
Что касается перспектив рубля, единого мнения у экспертов нет. Одни считают, что ему по силам укрепиться и до 60 за доллар в следующем году, другие же предсказывают, что при замедлении мировой экономики он может снова обвалиться до 80. Похоже, что правительство, несмотря на оптимистичные прогнозы, также придерживается второй точки зрения, иначе сложно объяснить консервативные бюджетные расходы, заложенные на следующий год.
— На прошедшей неделе российская валюта развивала рост, вырвавшись из устоявшихся торговых диапазонов при поддержке цен на энергию, — комментирует новости курса доллара ведущий аналитик FxPro Александр Купцикевич. — Финальным аккордом под закрытие недели стали новости о повышении валютной выручки крупнейших экспортеров энергии. Сам по себе этот рост наверняка уже заложен в котировки рубля, однако он оказал психологический эффект на рынок, вернув внимание инвесторов на построение взаимосвязи между ценой нефти и спросом на рубль.
Российской валюте также помогало усиление глобального аппетита к риску. В итоге рубль оттеснил доллар к уровням ниже 71 от пиковых 73 на старте октября, а евро — к 82.50.
«СП»: — Что будет с курсом рубля в краткосрочной и среднесрочной перспективе?
— В краткосрочной перспективе стоит учитывать фактор монетарной политики ЦБ РФ. В конце этой недели состоится очередное заседание Банка России. Последние данные по инфляции и росту настраивают на повышение на 50−100 пунктов против прежних ожиданий +25. В прошлый раз, когда рынки имели дело с переоценкой прогнозов по ставке, российский рубль активно укреплялся всю неделю перед заседанием.
Паре доллар/RUB вполне по силам опуститься до 70, важнейшего круглого уровня, преодолеть который вряд ли будет легко. Для EURRUB конечной остановкой нисходящего тренда видится область 77, однако на предстоящей неделе евро надо будет постараться, чтобы провалиться даже к 80. Вполне возможно, что к концу будущей недели мы увидим отметки вблизи 80.50.
Если говорить о более отдаленной перспективе, то со свойственными валютному рынку подскоками и откатами рубль пробивает себе дорогу на 68 к концу первого квартала следующего года и продолжит свой путь к цели в 60 в рамках нового сырьевого цикла. Ускоренное снижение евро может потерять силу, но сохранит направление, оставаясь на пути к 77 к концу марта.
Главный аналитик банка «Солидарность» Александр Абрамов настроен не так оптимистично и считает, что разворот рубля обратно к 80 за доллар может произойти уже этой зимой.
— Следует учитывать, что долгосрочные контракты российских экспортеров газа не напрямую привязаны к спотовой цене, а идут с определенным лагом или рассчитываются по менее волатильным формулам. Поэтому эффект от увеличения поступлений валютной выручки есть, но его не стоит переоценивать.
Что касается роста цен на нефть, у нас по-прежнему действует бюджетное правило, и весь рост выше 43 долларов за баррель идет на пополнение ФНБ. Это своеобразный стабилизатор валютного курса, поэтому его зависимость от цен на нефть не столь очевидна.
Помимо энергоносителей на укрепление курса нацвалюты сыграл рост доходности бумаг, номинированных в рублях. Он связан с ожиданиями, что Центральный банк продолжит повышать ключевую ставку в условиях высокой инфляции. Это увеличит привлекательность рублевых бумаг для иностранных инвесторов. Тем не менее, для нашей валюты есть и факторы риска, поэтому рост я бы не назвал безусловным.
«СП»: — Что это за факторы риска?
— Во-первых, энергетический кризис, который начинается в мире и приводит к росту цен на энергоносители, имеет и обратную сторону. Уже сейчас в Европе и Азии целый ряд заводов объявили о закрытии. Объемы спроса начинают падать, а это может привести к тому, что валютная выручка у нас начнет сокращаться, когда масштабы падения спроса превысят рост цен.
Во-вторых, более высокий уровень инфляции, вызванный ростом цен на энергоносители, который по всей цепочке передается остальным товарам, вынуждает центральные банки пересматривать перспективы денежно-кредитной политики и либо уже сейчас начинать ее ужесточать, либо посылать сигналы о том, что ужесточение будет более ранним, быстрым и сильным, чем ожидалось прежде. И этот фактор негативен для рубля, так как исторически в периоды роста процентных ставок на мировых рынках «россиянин» оказывался под давлением.
Если сложить все эти факторы, результирующая картина далеко не так однозначна, как можно было бы ожидать, глядя на котировки цен на нефть. Потенциал укрепления рубля в ближайшей перспективе ограничен 70−70,5 за доллар. А если сбои в поставках товаров, комплектующих и сырья из-за высоких цен на энергоносители приведут к тому, что темпы экономического роста в мире резко упадут, этот тренд на укрепление имеет шансы очень быстро развернуться. И тогда мы увидим курсы, которые ближе к уровням годовой давности, когда они достигали 78−80 за доллар. Нельзя сказать, что это ближайшая перспектива, но такой риск однозначно имеется.
«СП»: — Когда может произойти этот разворот?
— Повышенные риски для российской валюты ждут нас уже в зимний период — в декабре-январе. В октябре-ноябре ситуация будет стабильной, так как ее будет поддерживать дополнительный приток валюты. Но в дальнейшем, если темпы роста экономики упадут, это начнет сказываться и на курсе российской валюты. В этом случае ей не особо помогут даже действия ЦБ, потому что при росте турбулентности на мировых рынках инвесторы уже не так смотрят на уровень доходности, а обеспокоены, прежде всего, сохранением своих накоплений.