Проекту закона об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ после первого чтения 9 ноября предстоит такая доработка, которая должна дать регионам определенные ответы на их многочисленные вопросы. Вряд ли стоит ждать каких-либо концептуальных изменений, но, возможно, все-таки прояснятся некоторые загадочные пассажи. Например, ст. 60, где говорится об особенностях публичной власти, в том числе на территории региональных столиц. Прямое прочтение данной нормы не оставляет сомнений, что это закладка под будущую возможность федерального Центра взять их под свой контроль – и управленческий, и финансовый, и политический. Если замысел действительно такой, то госустройство РФ останется федеративным только в тексте Конституции.
Даже название этой статьи законопроекта сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова сформулировано крайне неоднозначно: «Особенности осуществления публичной власти на федеральных территориях, на территориях административных центров (столиц) субъектов РФ и на иных территориях». И если с последними все понятно – это всякого рода ЗАТО, зоны опережающего развития и инновационные центры, а также арктические территории, на которых объективно возможно и даже эффективно именно федеральное управление, то региональные столицы в этот ряд не слишком вписываются.
А если еще учесть тот факт, что вместе с ними через запятую идут федеральные территории, которые прямо управляются из Кремля, – например черноморский «Сириус», – то подозрения превращаются в уверенность. И ее только укрепляет конструкция самого проекта. «Федеральным законом могут быть установлены особенности осуществления публичной власти и взаимодействия органов публичной власти на созданных в соответствии с федеральным законом федеральных территориях, на территориях административных центров (столиц) субъектов РФ», – гласит ч. 1 ст. 60. Вторая же ее часть указывает, что этим же пока отсутствующим законом могут устанавливаться «особенности осуществления полномочий органов госвласти субъекта РФ на территориях административных центров (столиц) субъектов РФ», равно как и на федеральных территориях.
То есть это очевидное указание на то, что не федеральному Центру будет разрешено оказывать влияние на столицы регионов, а именно последним позволят иметь в своих же административных центрах какие-то властные полномочия. Если это действительно так, то налицо реальный план по унитаризации пока еще федеративного государственного строя, который, конечно, на какое-то время останется в Конституции, но уже не будет действовать в реальности. Ведь сейчас даже по отношению к городам федерального значения – Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю – центральная власть не имеет каких-то особенных полномочий. Данный статус скорее выгоден самим этим особым субъектам РФ. Как предполагает «НГ», в проекте Клишаса–Крашенинникова делается некая закладка на будущее. Возможно, под преемника нынешнего президента, который не будет иметь безусловного авторитета в государственных делах, как его предшественник. «НГ» попросила экспертов пофантазировать на тему ст. 60.
Глава аналитического центра КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Здесь и политические, и финансовые мотивы. Когда размер кормушки сокращается, важно иметь доступ к любому ресурсу. А поскольку власть утратила поддержку активного меньшинства, что проявляется именно в столицах регионов, есть цель стреножить такую активность. То есть получается, что одновременно Кремль хочет взять под более жесткий контроль самих губернаторов, а тем – отдать под более жесткий контроль их же территории. Все это делается и под будущие федеральные выборы». По словам Обухова, губернаторов все больше делают винтиками машины управления и громоотводами, на них перекладывают ответственность, одновременно усиливая контроль за ними: «Это единая система удержания власти при помощи бетонирования вертикали».