Коммунисты могут стать магнитом, притягивающим леворадикалов
Заводской районный суд оштрафовал депутата Саратовской областной думы Николая Бондаренко на 1 тысячу рублей за инцидент на сентябрьских выборах. Судебное заседание длилось восемь часов. О задержании экс-кандидата в депутаты Госдумы днем 9 ноября сообщил телеграм-канал Рашкин Today.
На звонок «СП» Бондаренко ответить не мог. Позже он сообщил местным СМИ, что его задержали четверо сотрудников полиции около здания Саратовского заксобрания. Вменяемая ему статья 20.1 КоАП РФ предусматривала наказание до 15 суток административного ареста.
Бондаренко на выборах якобы уличил депутата от «Единой России» Юлию Литневскую и председателя УИК № 64 Татьяну Горбань в аннулировании списка избирателей, подавших заявление на надомное голосование, и замене его на другой. Горбань написала жалобу на Бондаренко в прокуратуру.
«Они как залезли в эту колею, протоптанную Гайдарами, Чубайсами — жадную, вороватую, нечестную, недостойную, никак выпрыгнуть из нее не могут. Путин несколько раз пытался, пока не получается. Вот и охотятся за всеми талантливыми людьми», — объяснил ситуацию Геннадий Зюганов.
Он призвал власть «думать о стране, отбиваться от санкций и уверенно развиваться». «Для этого надо проводить политику солидарности, а не поиска очередных ведьм. Разберемся, отобьемся, все будет в порядке. Мы подали в суд и будем разбираться», — добавил лидер коммунистов.
Обращает на себя внимание, что в Саратове развивается и другое дело против КПРФ, связанное с задержанием депутата Госдумы Валерия Рашкина, якобы во время охоты. Чтобы подтвердить свою версию по инциденту с убитым животным, он прошел проверку на полиграфе.
Координатор «Левого фронта» Алексей Сахнин, считает, что наблюдаемая сейчас радикализация левых сил и жесткая реакция на это власти имеет научное объяснение.
— Активное, радикальное крыло КПРФ становится сейчас естественным полюсом притяжения для всех сторонников перемен, причем на нескольких уровнях. Во-первых, мы подходим к историческому пику кризиса неолиберальной модели капитализма и запрос на кейнсианскую левореформистскую повестку сейчас максимальный.
Все коллективные «Грудинины» и «Левченко» — бывшие красные директора, вся экономика, которая связана с внутренним рынком заинтересованы в кейнсианстве. В том числе в увеличении потребительского спроса, то есть в увеличении зарплат и пенсий. Их интересы сталкиваются с интересами банкиров, который «сушат деньги» (не дают деньги людям) и экспортерами.
В стране растет социальная база для оппозиции со стороны условно низовой части правящего класса, социальных потомков красных директоров. Падение доходов и рост неравенства подталкивает в эту сторону и трудящееся большинство. Разгром либералов показал, что на их платформе создать коалицию перемен невозможно, а на левоцентристской она напрашивается и конкурентов у нее нет.
Опыт выборов показал, что договариваться с властью бесполезно. Кремль всегда нарушает договоренности и переписывает результаты голосования «от руки». А вот там, где региональные лидеры КПРФ «выходили за флажки», возникли интересные коллизии. Как в Восточной Сибири и Дальнем Востоке, где Левченко возглавлял региональную группу и в нескольких регионах победил.
И даже в Москве сторонники Рашкина пусть и не победили, но привкус остался, что победа возможна и ближе, чем многим казалось. Поэтому возможность того, что КПРФ станет магнитом для левых высока как никогда. А значит власть неизбежно будет сейчас бить по компартии, наказывая ее и за это, и за высокий результат на выборах, который без фальсификаций был на уровне «Единой России».
Поэтому и наносятся удары. Сначала мы видели историю с Рашкиным и лосем в Саратове, теперь вот история с Бондаренко там же. До этого удары наносили по Левченко. Но это давление может мобилизовать партию.
«СП»: Мобилизовать, а не раздавить? Бондаренко грозит арест…
— Ситуация с Бондаренко предельно ясна. Он — суперпопулярный региональный лидер с миллионной аудиторией. Его узнают на улицах, фотографируются с ним. Он борется за результаты на выборах, но его собираются бросить за решетку, чтобы его популярность не достигла еще больших масштабов или чтобы Рашкин, учитывая его сложности с уголовным делом, не отдал ему свой мандат депутата Госдумы. Все это приведет скорее к радикализации умеренных активистов.
Идею передачи мандата прокомментировал адвокат и правозащитник Дмитрий Аграновский.
— Думаю, передача мандата от Рашкина Бондаренко невозможна. Согласно практике ЦИК, мандат депутата, который откажется от него, должен передаваться следующему номеру по списку в Москве. То есть должны отказаться все москвичи. Потом надо, чтобы отказались все, кто в Саратове был впереди Николая Бондаренко. Это огромное количество людей.
Но с политической точки зрения и как член КПРФ я не вижу к этому никаких оснований. Почему Валерий Федорович Рашкин должен это делать? Он сам достаточно яркий политик. За него все-таки голосовали москвичи. Вообще, передавать мандаты из региона в регион, манипулируя избирателем, неправильно. Если только это не кандидат, принадлежащий всей партии. Такой как, Павел Грудинин.
— Предположу, что в Госдуме очень много кто не хочет, чтобы такой популярный политик, как Бондаренко, оказался в парламенте, — резюмирует политолог Дмитрий Еловский.
«СП»: Разве оппозиции не выгоден «взрывной» депутат, морально терроризирующий единороссов?
— Это значительно сместит баланс сил. Бондаренко свою роль народного трибуна, популярного блогера и медийной личности играет и без думского мандата. А в Госдуме с таким ресурсом и статусом он будет очень сильно взламывать повестку. Им будет трудно управиться даже фракции коммунистов. Скорее всего, его будут пытаться защитить полукулуарными методами, как это происходит сейчас с Рашкиным. Вообще, история с задержанием играет на руку Бондаренко.
«СП»: То есть?
— У него изначально был образ борца против системы. Но за последний год он начал немного размываться. Политик начал занимать промежуточную, немного шутовскую позицию. А сейчас власть сама дала ему прекрасный повод снова и обосновано вернуться на позицию борца. Это то, что его аудитория любит и ценит. Бондаренко в этой ситуации чувствует себя как рыба в воде и наверняка наберет себе дополнительные политические очки.