Лавинообразное развитие продовольственной инфляции, раскочегарившейся до рекордных за шесть лет значений, заставляет всё большее число российских потребителей переходить в режим затягивания поясов. Уже две трети россиян экономят на продуктах.
По итогам третьего квартала 67% граждан РФ экономили на покупке продуктов питания, показало исследование Сбербанка «Индекс Иванова». По сравнению со вторым кварталом доля тех, кто вынужден переходить на более дешёвую еду, выросла на 5 процентных пунктов, или на 7 миллионов человек, а их общее число достигло почти 100 миллионов. При этом россияне ощущают последствия пандемии на своих кошельках гораздо болезненнее, чем жители более благополучных стран.
Согласно Росстату, на 1 ноября продуктовая корзина для расчёта недельной инфляции подорожала на 10,93% год к году, при этом базовые продовольственные товары подскочили в цене на двузначные величины. В итоге на конец третьего квартала доля расходов на еду в семейных бюджетах достигла 38,1%, повторив 10-летний рекорд, зафиксированный по итогам прошлого года.
Пандемия наглядно показала и тупиковость нашего пути «развития», и уязвимость граждан России перед лицом бедности в случае малейших экономических катаклизмов. Россияне по причине невысоких, по меркам цивилизованного мира, доходов крайне зависимы от роста цен на продовольствие, поскольку, как и во всех отсталых странах, доля расходов на еду у нас несоразмерно высока. Для сравнения: в развитых государствах (Великобритания, Франция, Германия) доля таких расходов в семейных бюджетах составляет лишь около 10% (против 38% у нас). В итоге большому числу россиян с трудом хватает денег на удовлетворение даже самых базовых потребностей. Едва ли можно списать всё только на рост инфляции (ведь в других странах она также присутствует). Дело в нашем позорно низком уровне жизни по сравнению с передовыми государствами. В итоге огромное число наших граждан вынуждены работать фактически за еду.
Согласно опросу Центра конъюнктурных исследований ВШЭ, улучшение личного материального положения за минувший год отметили только 9% респондентов, в то время как его ухудшение — 35%. Да и следует ли удивляться, если, согласно официальной статистике, номинальные зарплаты в стране за последний год выросли почти на 10%, однако за тот же период рост цен на говядину и свинину достиг 14—15%, на курятину — превысил 30%; яйца подорожали на 28,1%, а морковь, картофель и капуста — на 39,25%, 76,41% и 89,8% соответственно. Предвыборные выплаты в 700 млрд рублей, розданные семьям с детьми, пенсионерам и силовикам, оказались бессильны вытащить потребителей из депрессии.
Имеем ли мы право причислять себя к сверхдержавам, если наше государство оказалось не в состоянии защитить своих граждан от экономических последствий пандемии?
«Подорожание продуктов стало параллельной мировой эпидемией, заставляя семьи экономить едва ли не по всему миру. Фактически беднее в натуральном выражении оказались сотни миллионов людей и на Западе, но там ситуация переносится куда легче, так как на порядок выше доходы людей как умственного, так и простого физического труда. Так было изначально, ещё до пандемии, и, оказавшись по реальным доходам даже на 20—25% ниже привычного пика благосостояния, конечно, население экономически развитых стран страдает меньше. Само собой, что при зарплате в несколько тысяч евро у простого водителя городского автобуса в Германии или учителя во Франции, даже когда его очень неплохая зарплата утратит часть своей привычной покупательной способности, обесценившись по факту почти так же заметно, как и у нас, что он сделает? Он может не купить себе новое авто или переехать в более дешёвое арендованное жильё поближе к городской окраине, воздержаться от каких-то приятных, но не обязательных покупок и попереживать по этому поводу. Но сумма месячных расходов на еду, даже если она теперь в 1,5 раза выше, будет занимать в бюджете европейской семьи, допустим, 15% вместо прежних 10%. Там полноценное питание не было и не станет главной статьёй расходов человека, и экономить он скорее будет на чём-то более весомом, можно сказать, что на излишествах. Но у нас в России денег на излишества у среднестатистической семьи с медианной зарплатой чуть выше 30 тыс. руб. на каждого работающего взрослого никогда и не было», — отметил в беседе с «Правдой» Пётр Пушкарёв, шеф-аналитик TeleTrade.
Вся система «путиномики» отстроена лишь к максимальной выгоде банков и государственной казны, которая годами ломится от профицитов, но народ от этого практически ничего не выигрывает.
«Пополнение бюджетов радует чиновников-коррупционеров, которые боятся или в принципе не хотят поделиться и малой частью не принадлежащих им денег с народом. Даже выдав один раз по 10 тыс. руб. пенсионерам к выборам, эти деньги у них другой рукой тут же начали забирать назад, ликвидируя де-факто право на бесплатный проезд и действие социальных карт под предлогом пандемии. Велика забота лишать непривитых людей, кому за 60, ещё и шанса на подработку! Эта власть не способна сострадать, а только бесстрастно питается страданиями других, мешая людям хотя бы самим позаботиться нормально о себе и друг о друге. Пока правительство не способно на деле даже придумать совершенно элементарные заслоны, которые бы не давали ценам на еду в России всё время расти синхронно с мировыми волнами инфляции», — отметил Пётр Пушкарёв.
«В бедных странах с небольшим ВВП на душу населения традиционно больше затраты на покупку продуктов населением. Жители в развитых странах имеют возможность отдыхать за рубежом, но очень малый процент россиян может позволить себе это. У населения развитых стран есть возможность откладывать средства на «чёрный день». А у нас более половины россиян не имеют личных сбережений. Почему так получилось? В 2000-х власти говорили, что с каждым годом жизнь будет лучше и реальные доходы будут расти. При такой парадигме нет смысла откладывать на каждый день. И вот с 2020 года начался рост цен на еду, и россияне оказались перед ним беззащитными. Согласно индексу продовольственных цен ФАО, за год рост цен на продовольствие в мире достиг 38,3%. Естественно, цены растут и в России, и население оказалось в сложном положении. Продовольственная безопасность находится на низком уровне — до 75% семян по отдельным культурам экспортируется, и неудивительно, что рост цен на картофель или морковь обгоняет рот цен на заморские фрукты. А выборы в ближайшее время не планируются, кроме того, власти контролируют электоральный процесс, поэтому раздачи денег малоимущим слоям не будет», — поделился своим мнением с «Правдой» руководитель Департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников.
Многие россияне по старой памяти думают, что государство обязано о них заботиться, но власти жёстко показали людям, что сейчас не время СССР и каждый выживает как может. Чиновники лишь имитируют бурную деятельность по сдерживанию цен. Но сколько ни затуманивай мозги людям победными росстатовскими реляциями, реальных сдвигов к лучшему ожидать не приходится.
«Уязвимость россиян к ценам на продукты питания связана с общим низким уровнем доходов в стране. Это во многом обусловлено и усилением потребительской инфляции. Продукты питания относятся к товарам естественной первой необходимости, от которых нельзя отказаться. Люди вынуждены покупать их при любых ценах. Поэтому доля расходов на питание в общих тратах потребителей — один из важных показателей уровня благосостояния населения. Цены на еду наиболее чувствительны для граждан РФ. Необходимость экономить на ней столь большой части населения — проявление крайнего неблагополучия в сфере доходов. Причём увеличение инфляции, которое резко снижает реальные доходы населения, со стороны бюджета компенсируется не в полной мере и с отставанием», — сказал «Правде» Марк Гойхман, главный аналитик TeleTrade.
«Собственные доходы россиян не растут уже длительное время. Одновременно инфляция шагает слишком быстро и «съедает» не менее 7% в год. Это много, если посмотреть в перспективе нескольких лет. При небольшом среднем доходе и постоянно растущих тратах расходы сокращаются обычно на том, где это проще сделать: на продуктах питания. При том же номинале среднего чека количество наименований становится либо меньше, либо присутствует отказ от дорогого продукта в пользу его более доступного аналога», — отметила в беседе с «Правдой» Анна Бодрова, старший аналитик «Информационно-аналитического центра «Альпари».
Быть может, жизнь россиян станет лучше в результате «аттракционов неслыханной щедрости», временами устраиваемых властями особенно ближе к выборам? Отнюдь.
«Низкий относительно Европы или США уровень жизни обусловлен у нас невысокими доходами и весьма значительными расходами. Поможет ли россиянам в такой ситуации выплата дополнительных средств, субсидий, материальной помощи и т.д.? Увы, нет. Для экономического баланса в любом государстве количество обращающейся денежной массы должно строго соответствовать количеству произведённого продукта и услуг. Как только объём денежной массы начинает превышать соответствующий объём производства, цены тут же начинают расти. Именно поэтому разовые выплаты перед выборами в августе и сентябре не сделали наших сограждан богаче. Эти средства не были предусмотрены в бюджете изначально, и финансирование «внезапных выплат к нужной дате» шло эмиссионными методами. Конечно, никто из пенсионеров или многодетных не отказался бы от дополнительных десяти тысяч рублей. Только вот эти выплаты ускорили рост цен, так что в конечном итоге ни пенсионеры, ни многодетные богаче не стали — просто выросли цены, «съев» весь эффект от разовых выплат», — сказал «Правде» Алексей Коренев, аналитик ФГ «ФИНАМ».