Дмитрий Новиков о документалистике к 30-летию разрушения СССР.
Декабрьские дни 1991 года страшным рубцом пролегли по истории нашей Отчизны. Да и было ли что-то страшнее за целую тысячу лет? Июнь 1941-го… Да, конечно, это были жуткие дни. Но то судьбоносное для советской Родины испытание закончилось Великой Победой. Принципиально важная разница.
1 января 1992 года страна впервые встречала без красного стяга над Кремлём. 25 декабря он был спущен.
30-летие расчленения СССР. Событие-бомба. Событие-зигзаг. Катастрофа и преступление. Коллапс всемирного значения. Оно жестоко разломило наши судьбы. Настолько жестоко, что и сейчас не кажется чем-то совсем далёким и уже стёртым в нашем сознании.
30 лет назад группа мелкотравчатых негодяев совершила свой иудин предательский шаг. Их преступление безжалостно развернуло жизни наших семей и наших народов. Эта боль, это испытание, эта проверка продолжает определять многое в нашем гражданском выборе.
Мимо таких годовщин пройти невозможно. Это было бы странно, нелепо и недостойно. Руководители ведущих российских телеканалов данный факт хорошо понимали. И решения снимать документалистику к 30-летию беловежского сговора были заблаговременно приняты. Вполне закономерные решения, я бы сказал. И они были реализованы. Бюджеты были выделены. Материал собран, обработан и представлен зрителям на рубеже 2021-2022 годов. И в этом материале есть даже немало полезного. По крайней мере предатели в нём не представлены как безукоризненные герои. Но…
Все те, кто в последние недели не обошёл своим вниманием эти фильмы, наверняка заметили: что-то выводит данные работы за пределы нашего доверия и согласия. Предатели не названы героями? Да. Но только ведь и предателями они тоже не названы. А некоторые из этих предателей предстают просто как очевидцы событий, или даже солидные эксперты. Но и это – не единственная странность.
А разве не странно то, что новейшая история России представлена зрителю без создания Компартии РСФСР и борьбы тех сил, что противостояли горбачёвско-ельцинскому разрушению? А ещё в этой истории не оказалось заседаний Конституционного суда по «делу КПСС» и всей деятельности КПРФ во главе с Г.А. Зюгановым. И не нашлось в «документальных» и «исторических» фильмах места для правительства Примакова-Маслюкова. Не зашла в них речь об импичменте Ельцину. В них не оказалось… Да, знаете ли, как-то уж очень много всего не оказалось…
Конечно, господа, вы не обязаны быть коммунистами. Нет-нет, это ваше сугубо личное дело. Но вы ведь взялись излагать новейшую историю страны. Так?! А если так, то как же может исчезнуть из неё стержневая линия политической борьбы – между новоявленной властью и КПРФ с её социалистической альтернативой?
Вот тут-то и стало совершенно ясно, что документальный фильм телеканала «Красная Линия» под названием «Геннадий Зюганов» куда более честен. Он более честен не только перед конкретной партией и её лидером. Он более честен не только перед людьми левых взглядов, коих в нашей стране большинство. Он куда более честен и перед самой Историей.
Казалось бы, это так просто – быть честным. Но для кого-то, оказывается, это так сложно.
Напомню, что представленный зрителям в минувшем году фильм «Красной линии» не был приурочен к 30-летию беловежского сговора. Однако объективной картины судьбоносных для СССР событий не сформировать, не взяв во внимание сюжетные линии киноработы «Геннадий Зюганов». Этот фильм стал полноценным и масштабным исследованием о борьбе идей, о личном выборе и о судьбе страны. Без этих событий, без этих фактов и сюжетных линий не разглядеть главного, на проникнуть в суть новейшей российской историей. Изыми их из своего повествования, и получится какая-то полуправда. А разве полуправда – не форма фальсификации?
Да, увы, ограничившись просмотром официозной документалистики, главных причин разрушения СССР вы оценить не сможете. В этом случае вы никогда не увидите всей картины произошедшего с нашей страной, не поймёте сути случившегося с нами на суровом разломе времён.
Всё это означает, что фильм «Геннадий Зюганов» посмотреть точно стоит. Или пересмотреть. И сделать это стоит внимательно. 30-летняя годовщина расправы с главным проектом мировой истории – печальный для этого повод. Но кто сказал, что осмысление трагедий лёгкое дело? А извлекать уроки крайне необходимо. Ради будущего.