Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » Особенности национального патриотизма
Воскресенье, 24 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Особенности национального патриотизма

Печать

«Люблю Отчизну я, но странною любовью!» Под этими бессмертными строками Михаила Лермонтова мог бы, пожалуй, подписаться любой представитель российского государственного аппарата. И эту любовь они намерены с ранних лет прививать молодому поколению.


Ещё в мае 2020 года Владимир Путин предложил ввести патриотическое воспитание в обязательную программу школ и средних профессиональных учебных заведений. Идея, в общем-то, неплохая, но возникает вопрос, как будут учить Родину любить? И какой может быть критерий оценки уровня сформированности российской идентичности?

Перегоним Америку!

1 сентября 2022 года учеников вновь ждёт сюрприз. Нет, не ремонт родных альма-матер, даже тех, которые более чем нуждаются в ремонте – а между прочим, всего в России только в этом году аварийными признали более восьмисот школ, и примерно половина из них по-прежнему работает как ни в чем не бывало. Нет, теперь в каждой школе России в начале учебной недели будут исполнять гимн страны и поднимать государственный флаг. Минпросвещения планирует оснастить государственной символикой все школы России в 2022–2023 годах. Об этом сообщила зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. «Я считаю, что дети должны знать текст [российского] гимна, обязательно нужно его выучить на уроках музыки. Петь по случаю государственных праздников, например, когда проводятся линейки, чтобы дети стояли, не просто слушали, а могли участвовать в этом», – заявила она. Владимир Путин инициативу поддержал. «Да, это очень правильно и востребовано. Но только нужно, чтобы это было сделано достойно», – сказал президент.

Что ж, эта инициатива не нова и даже не вызывает особенного удивления: Виталий Милонов уже предлагал исполнять на уроках не только гимн, но и «Боже, царя храни». В пример, что характерно, вновь приводят Америку, которая в плане патриотизма впереди планеты всей: торжественная церемония поднятия флага страны и штата проходит здесь в большинстве школ и детских садов.

У них флаг, у нас гимн! Так что теперь даже ученики школы в Амурской области, где нет водопровода, туалет находится на улице, в ста метрах от школы, а единственный умывальник – у входа, точно усвоят, что мы ничуть не хуже Америки. Гимн наполнит юные сердца такой благостью, что зумеры перестанут замечать мизерные и с каждым годом урезаемые зарплаты родителей, убитые дороги, разваленную инфраструктуру и полное отсутствие перспектив.

Чем гордиться?

Ну а пока, согласно исследованию «Рождение гражданина», которое провели в российских школах социологи из МГУ, половина опрошенных старшеклассников не видят поводов для восхищения своей родиной: 7,6% прямо заявили, что гордиться нечем (второй по популярности ответ), а 34,1% затруднились ответить на этот вопрос (первый по популярности ответ).

Дело здесь не в подростковом цинизме или желании эпатировать взрослых. Когда повод для гордости есть, она себя ждать не заставит. Для сравнения: по данным изданной в 2019 году монографии Института социологии РАН «Российская молодёжь в контексте социологического анализа», 83,2% опрошенных в возрасте от 16 до 25 лет гордятся победой в Великой Отечественной войне, 71,6% – русскими поэтами, писателями и композиторами, 53,1% – полётом Юрия Гагарина в космос. Но всё это, к сожалению, имеет мало отношения к современной истории страны. Свершениями последнего времени – успехами в экономике, переходом к демократии, развитием свободного общества – гордятся, по данным социологических опросов, менее 10% населения страны. Большинство россиян всех возрастов просто не могут их назвать.

Впрочем, неплохо было бы даже продолжать даже спекулировать на наследии великих предков, по крайней мере подкрепляя гордость за дела минувших дней историческими, политическими и правовыми знаниями, а также фактическим материалом – например, экспедициями к местам былых сражений и обновлением памятников, акциями в поддержку ветеранов войны и труда и экологическими инициативами. Но это мало кому интересно, а вот гимн – совсем другое дело.

О воинской славе и не только

Или вот ещё одно важное с точки зрения Госдумы патриотическое нововведение – законопроект о приравнивании георгиевской ленты к символам воинской славы. Согласно документу, теперь за публичное осквернение георгиевской ленты будет наступать уголовная либо административная ответственность. Юридическому лицу грозит штраф от 3 до 5 млн рублей с конфискацией или без таковой, физическому лицу – штраф в размере до 3 млн рублей либо лишение свободы на срок до трёх лет.

Границы этого преступления, как всегда, весьма размыты. Например, прикреплять ленту к сумке, к заднему карману джинсов или грязному кузову иномарки, по мнению соавтора законопроекта Ольги Занко, совсем не оскорбление, а дело хорошее и богоугодное. «Никто не говорит о том, что за ношение георгиевской ленты, скажем, на сумке будут наказывать. Вы ведь вешаете георгиевскую ленту потому, что гордитесь ей, уважаете память предков», – подчеркнула Занко, заместитель Председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. И эти люди будут учить молодёжь патриотизму? Такой способ его проявлять она и сама прекрасно освоила.

А вот законопроект «Об отмене коммунальных платежей для участников Великой Отечественной войны» депутаты Госдумы отклонили. На момент, когда он рассматривался, 27 октября 2021 года, ветеранов оставалось всего около миллиона, сейчас, конечно, ещё меньше. Можно ли любить и уважать страну, неспособную освободить очень небольшое количество людей, которые привели её к победе, от платы за все виды коммунальных услуг? К сожалению, ответ на этот вопрос понятен любому школьнику, даже имеющему по патриотическому воспитанию твёрдую пятёрку.
 



Rambler's Top100