На прошлой неделе очень многие, если не абсолютное большинство жителей СССР, отмечали или вспоминали светлый праздник из своего детства и юности – День пионерии.
В честь этого события КПРФ на торжественной церемонии на Красной площади в Москве приняла в пионеры около 5 тысяч школьников со всей страны, и это мероприятие осветили практически все центральные СМИ.
Собственно, КПРФ каждый год в эту пору принимает ребят в пионеры, свято и неуклонно храня традиции советской пионерской организации, и всегда это выглядит как яркий, на всю жизнь запоминающийся праздник. Но в этот раз торжества были особенными, потому что пионерская организация отмечала столетний юбилей, и ровно сто лет назад, 19 мая 1922 года, 2-я Всероссийская конференция Комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. В честь этого события 19 мая стал отмечаться в СССР как День рождения пионерии.
У истоков пионерской организации стояли Надежда Константиновна Крупская и Вера Михайловна Бонч-Бруевич. Они говорили, что коммунистическому движению, у которого в то время уже была взрослая часть – РКП(б) и молодежная – Комсомол, необходима организация, которая будет заниматься формированием коммунистического мировоззрения среди детей.
Всем нам привычное и, по-моему, прекрасное название «пионеры» было предложено Иннокентием Николаевичем Жуковым, знаменитым скульптором, педагогом-новатором и литератором.
Пионерская организация изначально замышлялась не просто как «общество добрых дел» (хотя «тимуровцы» благодарно одобрялись), но как политическая организация, где дети будут бороться за светлое будущее всего человечества. Детям прививали самые лучше, светлые ценности, которые «выработало человечество», но еще и учили взаимодействию в коллективе и даже основам управления. Ваш покорный слуга, например, был некоторое время командиром пионерского звена. Между пионерскими звеньями, отрядами, школами постоянно происходили соревнования в сборе металлолома и макулатуры, в успеваемости и спорте, а успешные ученики тянули отстающих. Причем ни о какой конкуренции или материальном поощрении не было и речи, отношения были исключительно товарищеские. Нам прививали чувство гордости за свою страну, чувство правоты, и я помню, что никто из нас не сомневался, что наша страна ведет весь мир к прогрессу и процветанию. Это было замечательное чувство собственной правоты и уверенности в своих силах. И «перестройщики», а чуть позже и «реформаторы» стали в самой жесткой форме бороться именно с ним, 24 часа в сутки навязывая нашей стране комплекс «вины» непонятно за что и «синдром покаяния».
Пионерское движение было в самом лучшем смысле слова простым и понятным, открывало подход к детям всех социальных слоев и национальностей и учило исключительно добру. Также простым, красивым и понятным был главный символ движения – красный пионерский галстук. Если он у вас сохранился, просто повяжите его и подойдите к зеркалу – и вы увидите, как светлее вы стали.
По мере развития страны пионерская организация становилась все более мощной – она получила огромную сеть пионерских лагерей, издавала газеты и журналы, имела свои радиостанции и передачи на центральных и региональных каналах. Под эгидой пионерской организации проводилось огромное количество мероприятий, которыми в той или иной степени были охвачены практически все дети в Советском Союзе – конкурсы, сборы, спортивные состязания, концерты и многое, многое другое. «Пионер значит первый!» «Пионер – всем ребятам пример!» И это были не просто слова, а жизненные установки.
В СССР говорили, что «у нас есть только один привилегированный класс, и этот класс – дети». В полной мере справедливо! В воспитание подрастающего поколения вкладывались огромные материальные и организационные ресурсы, это была сложнейшая работа на всех уровнях государства, никому и в голову не пришло бы пускать воспитание молодежи на самотек. Как и на производстве, здесь существовали свои планы и направления, которых строго придерживались. Каждый этап воспитания молодого человека был продуман до мелочей, начиная с торжественной клятвы. А до пионеров еще были октябрята, о которых у меня тоже остались самые лучшие воспоминания. Помню увлекательную краеведческую игру «Октябрята по стране Октября».
После разрушения СССР работа с детьми и молодым поколением была заброшена полностью (опять же, как и с производством), ушла даже не в ноль, а в минус, с тем самооправданием, что «рынок все отрегулирует». И рынок действительно отрегулировал в полном соответствии с теорией Дарвина – самые плачевные результаты этого регулирования мы видим и в воспитании подрастающего поколения, и в демографии, да и на том же производстве.
Иностранные наблюдатели, посещавшие в СССР в период его первого расцвета, перед Великой Отечественной войной, отмечали, что государство вкладывает огромные усилия в развитие и воспитание молодого поколения, в формирование нового человека. В частности, Лион Фейхтвангер писал, что уровень сознательности, патриотизма и вообще лучших человеческих качеств у советской молодежи чрезвычайно высок и качественно растет с уровнем образования.
И Советское государство не ошиблось – именно на тех, кто в 20-е и 30-е годы были пионерами и комсомольцами, пришелся страшный удар войны, и это поколение выстояло и победило. Надо понимать – Великую Отечественную войну, в первую очередь, выиграло поколение, рожденное и выращенное в СССР, воспитанное на советских ценностях, которые вобрали в себя всё лучшее, что было накоплено человечеством. К концу войны из 10 миллионов воинов Красной Армии 5 миллионов были комсомольцами, фактически вчерашние пионеры, и 4 миллиона были коммунистами, подавляющее большинство из которых тоже были молодые люди, прошедшие школу пионерии и комсомола. В СССР воспитывали молодежь всерьез, и это спасло страну, да и всю человеческую цивилизацию, от уничтожения. Немецкие генералы отмечали, что советские солдаты были лучше подготовлены, чем немецкие, во всех смыслах. Наши были лучше подготовлены идеологически, духовно, но, как оказалось, были также лучше подготовлены физически, лучше образованны и лучше обучены в военном плане.
Отдельно хочу сказать о пионерах-героях, орденоносцах. Одним своим присутствием на боевых позициях они вдохновляли фронтовиков. В СССР прямо-таки существовал их культ. Образ пионера-героя был привлекательным. Рассказы о юных героях были написаны ярким и простым языком. Я помню, у меня была отдельная полка изданий с прекрасными иллюстрациями. В целом же молодые люди, по нынешним временам совсем дети, приняли на себя огромную часть тягот войны – воевали на фронте или работали в тылу. Обе мои бабушки, например, с 14 лет работали в военное время на заводах и при этом, кстати, прожили долгую жизнь, поскольку, по моим наблюдениям, запас прочности, жизненных сил и воли к жизни у советских поколений был на порядок больше, чем у нынешних.
Культ пионеров и детства в нашей стране находил горячий отклик во многих странах мира, которые брали пионерскую организацию за образец. В СССР не было этого нового дурацкого термина «мягкая сила», но важность влияния на мир там прекрасно понимали. Поэтому у нас были не только самые сильные в истории человечества армия и флот, но и множество друзей. В наши пионерские лагеря, в частности в «Артек», приезжали гости из самых разных стран. Помню, как 10-летней Саманте Смит, как бы сейчас сказали, послу мира, из США повязывали галстук, это было очень трогательно…
К нам приезжали и дети из простых семей, из далеко не самых богатых стран. И ко всем к ним в нашей стране, находившейся в то время на пике своего развития, обгонявшей Запад по множеству параметров, относились с уважением, как к равным. Вы можете представить лагеря с такой духовной атмосферой в исполнении западных стран? Я не могу, хотя Запад активно занимается распространением своего влияния среди, как они считают, «туземцев». И таких лагерей по миру тоже много, только похожи они больше на курсы подготовки коллаборационистов и колонизаторов.
…Войны холодные и горячие когда-нибудь заканчиваются, а борьба за умы не прекращается. Кто воспитывает молодежь, за тем и будущее. Это отлично понимали в СССР, воспитывая молодежь в лучших качествах. Но это отлично понимали и разрушители СССР, нанося удар в первую очередь по идеологии. Да так прочно вбили эту «деидеологизацию», что любое начинание теперь начинается с мантр: «Никакой идеологии!», шарахаясь от этой самой идеологии, как ведьма от святой воды. На самом деле они понимали, что природа не терпит пустоты, и туда, откуда изгоняются лучшие человеческие качества, приходят худшие, не менее идеологизированные, только с отрицательным знаком, и гораздо более пригодные для существования в рыночной экономике, но совершенно неприемлемые для государства в стратегической перспективе.
Сейчас очевидно, что эта стратегическая перспектива, которая казалась настолько далекой, что многие даже не задумывались о ней, вдруг накрыла нас с головой. Антиутопия, о которой писали фантасты – с войнами, вирусами, порабощением людей с помощью машин, экологической катастрофой и многими другими неприятными вещами, вдруг оказалась нашей реальностью, к которой мы оказались не то что не готовы, а даже и не готовились, почему-то думая, что конец истории уже наступил и теперь вся жизнь человечества будет вертеться вокруг потребления. В принципе, так живет колония простейших одноклеточных – одним днем и простейшими желаниями.
Похоже, даже нашему властному слою, сформированному в 90-х, становится ясно, что надо что-то делать. Только им непонятно, что именно. В их действиях чувствуется явное раздражение и непонимание действительности – вроде так все было хорошо (для них) и вдруг все это в одночасье кончилось.
Одна из таких попыток сделать «непонятно что», некий «эрзац» пионерии – организация с нелепым, на мой взгляд, ничего не отражающим названием «Большая перемена» и с такой же ничего никому не говорящей символикой. И, как уже нам было анонсировано, с «отсутствием идеологии». А зачем тогда это все? Сколько уже таких организаций было? И сколько их упало в эту бездну, как поется в песне. Думаю, и «Большую перемену» постигнет та же участь.
Символы только тогда воспитующе работают, когда за ними есть высокий духовный смысл, поэтому в ходе нашей СВО на Украине поднимают красные флаги. Да потому что это Знамя Победы и символ объединяющего нас всех государства. И мы видим красные флаги над танковыми колоннами, над городскими администрациями, на нашивках наших солдат и совсем недавнего – над взятой «Азовсталью». Этот символ говорит сам за себя. Как и красный пионерский галстук. Нельзя вдохновить людей на подвиги во имя рыночной экономики, отказываясь от лучшей части нашей истории, в которой как раз подвиг, самопожертвование, жизнь ради других занимали ключевую часть народного эпоса.
«Как повяжешь галстук, береги его! Он ведь с нашим знаменем цвета одного!»
г. Электросталь, Московская обл.
Дмитрий АГРАНОВСКИЙ