Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » А. Бунич: Цены сегодня должны быть ниже в два раза
Суббота, 18 Янв 2025
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

А. Бунич: Цены сегодня должны быть ниже в два раза

Печать

Есть силы, которые на высоких ценниках большие деньги куют. Кто они?


А что там у нас курсом доллара?

В начале прошлой недели он планомерно опускался вниз, но в четверг и пятницу начал расти: на полтора рубля, на рубль… Ну, ладно, не на рубль, а всего на 91 копейку, но ведь вырос, зараза! А у нас народная примета: курс доллара колеблется — значит, цены пойдут в разнос. Правда, пока, вроде бы, волноваться не о чем: согласно данным Росстата, плодоовощная продукция в РФ с 9 по 15 июля 2022 года подешевела на 3,4%. Конечно, в среднем. А неделей раньше цены тоже опустились — на 3,7%.

Например, на свеклу цена снизились на 8,8%, картофель стал дешевле на 8,5%, белокочанная капуста — на 8,0%, бананы (экзотический фрукт, между прочим) — на 3,1%, а вот помидоры — всего на 2,3%, и, кстати, могли бы быть поспелее, ведь им самый сезон. Морковь подешевела на 2,2%, яблоки — на 1,6%, огурцы — 1,2%,

Но радоваться рано. Цена на тот же картофель — незаменимый овощ на столе россиян — снижалась в различных регионах по-разному, где-то на 0,2%, то есть практически незаметно, а где-то — на 10%.

Капуста подешевела на 10,1−32,6%. Но вот в пяти регионах субъектах цены на неё… выросли. И тоже неравномерно: от 0,5 до 11,5%.

На прилавках магазинов в глазах рябит от надписей «Скидки» и «Товар по акции». И тут нужно держать ухо востро, потому как акционный товар может стоить дороже аналогичного, продающегося безо всяких акций. Со скидками — та же история. И касается это не только пищевых продуктов, но и промтоваров.

Впрочем, Минфин полагает, что всё идёт по плану: уровень инфляции в России в годовом выражении замедлился с 16,19 до 15,62%.

Но президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич убеждён, что цены должны были снизиться минимум вдвое, по крайней мере, до того уровня, на каком они были на момент начала спецоперации на Украине. А что до колебаний курса доллара, то это вообще не должно уже никого волновать.

— У нас сложилась структура финансовых спекулянтов, которые привыкли заниматься игрой на курсе доллара и евро. Они этим занимались десятки лет, и сразу от этого отказаться не могут и не хотят. К тому же их обслуживают аналитики, которым надо кормиться, поэтому постоянно привлекают внимание к курсу доллара. Все они прекрасно понимают, что ситуация поменялась, но в новых условиях будет гораздо труднее зарабатывать на хлеб с маслом, поэтому продолжают выдавать поток информации и рекомендации как покупать, как продавать.

Эксперт убежден, что внимание к курсу доллара явно завышено, на самом деле ничего особенного с ним не происходит. Да еще колеблется курс незначительно. Такие колебания роли не играют.

—  Я считаю, возня вокруг курса доллара создаётся определенными структурами, которые делают на этом свой бизнес. И конечно, это выгодно определенным западным финансовым кругам, которым очень сохранять нашу зависимость от курса доллара и от его колебаний.

К сожалению, пока нет российского финансового рынка, он сейчас только выстраивается, и западные финансовые структуры этим вовсю пользуются. Но как только он будет создан, те, кто занимается сейчас финансовыми операциями с курсом доллара и евро, переключатся на другие финансовые инструменты, по которым оборот будет гораздо больше, и, соответственно, будут совершенно другие заработки.

Те, кто занимается внешней торговли, куда внимательный следят за курсом юаня, индийской рупии, валютами бывших советских республик, которые сейчас гораздо важнее доллара, потому что у нас идет с ними очень бойкая торговля.

Андрей Бунич напомнил, что раньше операции с евро и долларом имели такое большое значение, потому что они были скорее капитальными операциями, а не внешнеторговыми. Они являлись страховочным инструментом, чтобы сделать накопления или заработать на разнице курсов. Но теперь это не работает.

— Ситуация, когда вся страна следит, что там у нас с курсом доллара, это, конечно, ненормально. Это — пережиток прошлого, от которого мы уже отказались, — полагает эксперт.

«СП»: — А с ценами-то что будет?

— По некоторым позициям они снизились, например, по медикаментам это четко видно. Вот я сам покупаю некоторые лекарства, и вижу что они вернулись примерно на тот же уровень, какой был в феврале. Однако, в целом, конечно же, цены снизились недостаточно. Хотя и рубль укрепился, и открылся параллельный импорт. То ли еще не заработал в должной мере параллельный импорт, не появились новые каналы поставок, и пока еще нет достаточного количества игроков на этом рынке. То ли сильны монополистические тенденции и какие-то силы стремятся по-прежнему контролировать рынок и не допускают снижения цен.

Власти, к сожалению, пока еще этот вопрос не решили. А ведь сейчас как раз нужно заниматься анализом заинтересованности хозяйственных субъектов в поддержании высокого уровня цен. Хоть они гораздо легче повышаются, чем снижаются, но при тех мерах, которые были предприняты правительством, и при том валютном курсе, который сейчас есть, цены должны были отыграть назад и стать такими, какими были до начала спецоперации. То есть опуститься хотя бы в два раза.

Но этого по большинству позиций не произошло, они снизились всего на несколько процентов.

А то, что происходит с ценами на продовольствие, нельзя объяснить проблемами с логистикой или с дефицитом сырья, или чем-то, что можно было бы связать с антироссийскими санкциями. Может быть, здесь недостаточно полномочий у Федеральной антимонопольной службы, и она не может в достаточной мере контролировать ситуацию? Тут явно возникают какие-то тромбы на пути прохождения товаров, и добавленная стоимость где-то скапливается. Нужно выявлять, где происходит сбой, и кто за это ответственен.

«СП»: — Когда говорят о повышении цен, обычно ссылаются на проблемы с логистикой. Насколько это справедливо?

—  На самом деле это объяснение не работает, потому что доля затрат на логистику в цене товара - от 5 до10% всего лишь. Даже если мы заложим на логистику 20%, и она будет включать транспортировку, хранение товаров и управление запасами, то получается, что цена должна повыситься именно на такой уровень. Повышение, связанное с накруткой из-за курса рубля, — это уже вообще должно было давно уйти, потому что рубль укрепился, и параллельный импорт ввели. Это сразу должно было дать снижения цены хотя бы в два раза.

Мне кажется, что цены не снижаются, потому что есть силы, которые этого не хотят. Пока население может осилить этот уровень цен, они будут его держать, потому что больше заработают.
 



Rambler's Top100