Когда российские власти задумываются над вопросом, как повысить доходы казны, то ответ всегда находится только один: за счёт населения. Вот и на сей раз, не успели россияне отойти от нервного шока в связи с резким взлётом цен после начала спецоперации и порадоваться крепкому рублю, как чинуши призадумались: а не слишком ли хорошо зажил народ? То и дело из чиновных уст стали раздаваться призывы ослабить «непомерно окрепший» рубль.
Понятное дело, что фантиками выполнять взятые на себя социальные обязательства государству куда проще, чем настоящими деньгами. Заодно и доходы от экспорта «нашего всего» — углеводородов — в валютном выражении повысятся. Вот только то, что оборотной стороной ослабления национальной валюты станет неминуемый разгон инфляции и как следствие — дальнейшее обнищание населения, власти, похоже, не слишком волнует.
При этом складывается ощущение, что в правительстве нет даже не то что единодушия, а элементарного понимания по насущнейшему вопросу — будет ли в России всё и дальше лишь дорожать или, напротив, рост цен замедлится? А ведь пока нет этого понимания, принимать решение об ослаблении «непомерно окрепшего» рубля было бы верхом глупости.
По вопросу о том, следует ли в России ждать разгона или торможения инфляции, среди экономических властей царит полный раздрай. В ЦБ заявили, что пока преждевременно говорить о столь долгожданной для населения дефляции в России. Даже о сезонной. По словам зампреда Банка России Алексея Заботкина, в соответствии с принятой классификацией индикатором дефляции является устойчивое понижение общего уровня цен в экономике, а не за отдельно взятые показатели за неделю или даже месяц.
На этом фоне министр экономического развития Максим Решетников предостерегает, что российская экономика «сползает» в дефляционную спираль. Глава ведомства подчёркивает, что ситуация «требует серьёзного анализа и реакции». А ведь для того чтобы узнать, что творится в стране, азартно спорящим функционерам было бы достаточно просто сходить в магазин или по крайней мере спросить народ, как ему живётся в «новой реальности».
Согласно опросу, почти две трети россиян заметили увеличение трат в марте — июне. Об этом свидетельствует опрос банка «Открытие». «Около 28% россиян за этот период потратили значительно больше денег, чем раньше. Ещё 32% заявили о некотором увеличении расходов. Отмечается, что больше всего расходы россиян выросли на еду и безалкогольные напитки (у 56%), на лекарства (у 35%), на одежду и обувь (у 28%), на бытовую химию (у 27%). Около четверти россиян (26%) заявили, что у них увеличились расходы на всё. Главной причиной увеличения расходов 89% тех, кто их увеличил, назвали рост цен.
В то же время Росстат продолжает рисовать красивые графики. По оценке ведомства, годовая инфляция в России в июне нынешнего года затормозилась до 15,9% против 17,1% в мае. В месячном выражении потребительские цены снизились на 0,35%. Тем не менее глава Центробанка Эльвира Набиуллина отмечает, что радоваться преждевременно: до пресловутой «дефляционной спирали» ещё очень далеко, а наблюдающееся снижение цен — лишь коррекция после резкого скачка ценников после начала спецоперации, то есть показателей конца февраля — начала марта.
«Зафиксированная с начала года инфляция в РФ больше 11%, то есть, если смотреть данные с начала года, никакой дефляции нет. Тут ЦБ прав. Есть тенденция падения инфляции с прогнозируемых 20% до 11%, но демонстрируемые цифры лишь показывают недельную дефляцию. Если искусственно подбирать критерии и сроки для сравнения, можно, конечно, увидеть дефляцию. Но если стандартно измерять рост цен с начала года и год к году, очевидно, что инфляция есть, и большая», — сказал «Правде» Артём Тузов, исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс».