В преддверии Дня учителя обратим наш взгляд на дела школьные.
Как только не поливали грязью советскую систему образования! В чём её только не обвиняли! И в тоталитарной пропаганде, и в насаждении серости, и в подавлении личности. Ей даже отказывали в самобытности: мол, в сталинское время просто скопировали царские гимназии, даже форму для мальчиков ввели с картузами.
Что ж, с последним утверждением даже можно отчасти согласиться. Советские педагоги действительно взяли всё лучшее из дореволюционной русской педагогики. В том числе и из курса гимназий. Сколько их, кстати, было в Российской империи? В 1913 году насчитывалось 441 мужская гимназия и 873 женские. Они охватывали мизерный процент населения. Это было образование для элиты. А в СССР это стало общедоступным стандартом.
Отличительной чертой советского школьного образования была его глубокая научность. Школьники получали пусть самые первые, но всё же основы академических знаний. Дальше они могли развивать их в соответствии со своими интересами. Это была очень дорогостоящая для государства система. Но она, на сегодня единственная в истории, позволила максимально раскрыть творческий потенциал народа. И доказательство тому — прорыв науки в СССР на лидирующие позиции в мире.
Сегодня во главе угла — экономическая эффективность. Нормативное, подушевое финансирование стало приговором для многих средних общеобразовательных учреждений, особенно для сельских школ. Именно вследствие этого состоялся разгром, результаты которого закрепила пресловутая «оптимизация»: с почти 70 тысяч в начале 1990-х количество школ в РФ сократилось к нынешнему десятилетию до едва 40 тысяч.
Но дело не только в количестве. Качество образования убито тем, что обучение в старших классах превратилось в сплошное натаскивание детей на сдачу ЕГЭ. Вкупе с ОГЭ этот инструмент государственной итоговой аттестации (ГИА) был «продан» гражданам как благое дело: сделать доступным поступление любого ученика в любой вуз. Не касаясь содержательной стороны, которая сама по себе — тема для отдельного разбора, отметим: уже в этом году ЕГЭ окончательно выродился. На бюджетные места в вузах бесконечным паровозом мчатся разнообразные льготники, конкуренцию которым могут сегодня составить разве что отличники-«стобалльники» и золотые медалисты. Но уже есть информация, что в будущем году задания подкорректируют так, чтобы потенциальные «стобалльники» «сыпались» на вопросах-ловушках.
Какие есть ещё достижения? Ранняя специализация в школах? Но любому педагогу с опытом ясно, что многие дети, даже в 11-м классе, ещё не дозрели психологически, чтобы определиться со своим будущим. На деле это экономия путём сокращения часов на «ненужные» предметы.
Инклюзивное образование? Под этим флагом хорошо сэкономили на коррекционных школах. Автор этих строк, выпускник второй половины 1990-х, стал невольным участником эксперимента, когда дети с «особенностями развития», в данном случае три глухих девочки, оказались в обычном классе. Они были очень старательные и умненькие, но не имели возможности говорить так же, как остальные: они ведь себя не слышали. В результате каждый их ответ сопровождался гыгыканьем дубов-двоечников с задних парт, и урок шёл наперекосяк. Больной ребёнок в обычной школе — это беда и для него, и для всех. Учитель вынужден разрываться: то ли ему классом заниматься, то ли «особенным». Да и нет у него специальных знаний, которые есть у коррекционного педагога.
В спектакле «Арена жизни» авторства замечательного Николая Губенко есть такие слова: «Свести на нет работу стольких поколений, превратить юношей в тупиц, иными словами, лишить разума наше будущее, дать каждому взамен веры, закона, цели материальную выгоду, приказать народу: «Ешь, пей и не смей думать», отнять у человека мозг, а оставить ему только брюхо — таково крохоборническое назначение».
Эта цитата достоверно описывает то, что сделано в системе образования РФ за последние десятилетия. Школы массово выпускают, как и завещал незабвенный Фурсенко, не человека-творца, а «квалифицированного потребителя».