< Предыдущая | Следующая > |
---|
Всего три года назад, в 2019-м, «прямая линия» с президентом России Владимиром Путиным раскалилась от звонков с вопросами по «мусорной реформе». Люди жаловались на то, что после старта новой инициативы резко выросли коммунальные платежи, а неубранного мусора во дворах меньше не стало. Путин пообещал тогда: «Несмотря на то что это вроде непривлекательная тема, мусор, но я тоже буду за этим поглядывать <…> Это не тот случай, когда нужно оттягивать на 20 лет, эти результаты люди должны почувствовать сейчас». И вот теперь стало известно, что правительство готовится внести в Госдуму законопроект, предлагающий «перенести вправо» выполнение задач реформы…
«Перенести вправо» — на языке чиновников означает отложить на более поздние сроки выполнение запланированного. Предлагая парламенту согласиться с таким решением, правительство фактически расписывается в собственной беспомощности: оно не в состоянии выполнять им же продекларированные цели.
Стоит о них напомнить. Целью «мусорной реформы» была названа ликвидация незаконных свалок и построение современной системы переработки отходов. К 2024 году предполагалось достичь 36% утилизации твёрдых коммунальных отходов (ТКО). При том, что в 2019 году перерабатывалось лишь 3% ТКО в среднем по стране, а 97% из них хоронились на полигонах, то есть на официальных свалках.
Однако с тех пор мало что изменилось. В августе 2021 года первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Константин Цыганов заявил: «Пока в нашей стране более 90% отходов просто отправляется на полигоны, не перерабатывается, в результате накапливается вред окружающей среде. Задача — сократить к 2030 году эти объёмы вдвое и обеспечить стопроцентную сортировку отходов». А между тем, по данным «Российского экологического оператора», в стране ежегодно на полигоны поступает 59,7 млн тонн ТКО, из которых сортируются лишь 40,6%.
Теперь совершенно очевидно: мало что из продекларированного ранее будет сделано. На днях комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды выступил с официальным заявлением в связи с тем, что 1 января 2023 года истекает четырёхлетний срок, отведённый на использование устаревших площадок временного размещения твёрдых коммунальных отходов. Речь идёт о полигонах, введённых в эксплуатацию до 2019 года — до начала «мусорной реформы». Здесь было разрешено захоронение отходов до 1 января 2023 года. До этого срока планировалось по всей стране выстроить необходимую инфраструктуру переработки отходов, включая современные полигоны. Однако в четверти субъектов Федерации этого не сделано.
«В 21 субъекте по-прежнему некуда вывозить отходы, нет соответствующих объектов размещения, нет инфраструктуры. Из 26 регионов, для которых эта проблема была актуальна на тот момент, ситуация изменилась только в четырёх. Более того, есть регионы, которые приступили к разработке проектно-сметной документации только после требования со стороны комитета представить дорожные карты по созданию необходимой инфраструктуры. При этом значительная часть регионов не понимает, где брать финансирование», — говорится в заявлении комитета Госдумы.
Руководители четверти регионов опасаются мусорного коллапса в новогодние праздники, о чём сообщают некоторые депутаты. Так, в телеграм-канале председателя комитета ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрия Кобылкина читаем: «Последнюю неделю всё чаще поступают такие звонки мне и депутатам комитета от губернаторов и региональных министров. 1 января завершается период эксплуатации объектов размещения ТКО, не имеющих документации. Это почти 6 млн тонн отходов.
Регионы отмечают, что инфраструктуры нет. И причины у всех разные: от отсутствия финансовых средств до недостаточной работы в этом направлении. Наиболее сложная ситуация в Омской области, на Камчатке, Сахалине, в Алтайском крае, Новосибирской области, Краснодарском крае. Проблема серьёзная, говорили об этом на парламентских слушаниях и при рассмотрении бюджета на следующий год».
Для решения проблемы минприроды предлагает дать регионам ещё три года, но комитет ГД по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды считает, что эта мера не принесёт ожидаемых результатов и поставит под сомнение эффективность реализации «мусорной реформы».
«Трёхлетняя отсрочка со ссылкой на внешние обстоятельства не станет эффективным стимулом, как не стала и в предыдущие четыре года. Считаем, что наиболее оптимальным решением станет перенос сроков на один год с чётко прописанными целевыми показателями. Иначе мы рискуем вновь говорить об одном и том же после очередной отсрочки», — говорится в заявлении комитета Госдумы.
…А тем временем жители посёлка Горячий Ключ Омской области обратились в редакцию местного телевидения с жалобой на огромные кучи мусора. Отходы, а вместе с ними и крысы, и вообще антисанитария — здесь буквально на каждой улице, вплотную подбираются к домам жителей посёлка. И власти поселения, и районная администрация в курсе проблемы, но решить её у них не получается. Потому что посёлок расположен рядом с мусорной свалкой.
«Горы мусора есть на каждой улице в посёлке Горячий Ключ. Эта свалка разрослась аж до газораспределителя. Одна спичка — и пострадает весь посёлок», — рассказывает Алексей Григорьев, корреспондент телекомпании «Вести-Омск».
«С прошлого года 4 раза уже тут тушили, вызывали пожарных. А за забором подстанция, если не дай бог загорится вся улица», — рассказывает жительница посёлка Горячий Ключ Вера Науменко.
Местные чиновники играют в своеобразный пинг-понг с жителями посёлка. В администрации им говорят, что земля под санитарными площадками принадлежит сельскому Дружинскому поселению, туда и надо обращаться. Глава же Дружинского сельского поселения Наталья Ланглиц утверждает, что уборка мусора — это забота Омского муниципального района. Заместитель главы Омского муниципального района Дмитрий Деревянченко заявляет, что это забота местных поселений.
Так стоит ли жителям Горячего Ключа хотя бы в ближайшие годы надеяться на перемены к лучшему?