< Предыдущая | Следующая > |
---|
В преддверии Нового года ВЦИОМ опубликовал данные свежего исследования о том, как изменилось социальное самочувствие россиян в уходящем году. Некоторые откровенные ответы респондентов на вопросы социологов должны вызвать серьёзное беспокойство у властей предержащих. Они свидетельствуют о том, что ситуация в стране весьма тревожная.
Так, на закрытый вопрос социологов (он формулируется в виде утверждения): «С марта этого года я стал(а) больше экономить на еде» — ответили «согласен» 24%, «скорее согласен» — 11%. Из чего исследователи сделали вывод, что 35% процентов респондентов экономят на еде. Причём во всех возрастных группах, а также независимо от пола, процент поддержавших данные утверждения примерно одинаков. Тяжелее стало жить и женщинам и мужчинам, и молодёжи и старикам.
Ещё такой был задан закрытый вопрос: «В этом году я стал(а) больше экономить на парикмахерских, косметике, салонах красоты». Согласились с данным утверждением 22% и ещё 10% ответили: «скорее согласен». Таким образом, 32% наших сограждан усиленно экономят на привычных для них бытовых услугах. Причём более всего «пострадали» женщины: 40% из них признались, что начали экономить таким способом.
Столь же впечатляюще выглядят ответы ещё на такой закрытый вопрос: «В этом году я стал(а) чаще испытывать потребность в поддержке близких». Согласились с этим утверждением 29%, а ещё 17% ответили: «скорее согласен». Таким образом, аж 46% опрошенных признались в том, что стали больше нуждаться в поддержке близких.
Ещё 27% согласились с утверждением: «В этом году я стал(а) стал чаще ходить по врачам». Чаще всего это касается женщин (35%) и людей старше 60 лет (33%).
Впрочем, есть вопросы, ответы на которые скорее порадовали, чем огорчили. Так, с утверждением: «В этом году я стал(а) чаще употреблять алкоголь» согласились лишь 8% опрошенных. А закрытый вопрос: «В этом году я начал(а) посещать учебные курсы, больше читать учебной литературы, решил(а) получить дополнительное образование и прочее» поддержали 28% респондентов.
Директор ВЦИОМ-консалтинг Алексей Верижников так прокомментировал приведённые выше данные: «В нынешний «период турбулентности» россияне демонстрируют адаптивные паттерны, которые уже регистрировались во время кризисов 2008—2009 и 2014—2015 гг. Эти паттерны раскладываются по следующим основным векторам: сберегательное поведение, «инвестиции в себя», построение психологически уютного микромира».
Закончил же он свой наукообразный и сильно бравурный комментарий весьма примечательным соображением: «Редко какая профессиональная группа чувствует себя во время кризисов и турбулентностей так хорошо, как психологи и психотерапевты. Разве что работники сферы ритуальных услуг во время массовых эпидемий».
Если это юмор, то очень «чёрный». А с учётом того, что ВЦИОМ — весьма официозная, приближенная к Кремлю структура, то подобные попытки «позитивно» взглянуть на крайне негативную ситуацию вряд ли уместны. Совершенно очевидно: людям в России стало чрезвычайно тяжело жить. И это обстоятельство невозможно уже скрывать.
Не по карману рыба
Абсолютное большинство россиян (96%) хотят покупать рыбу и морепродукты чаще. Но почти треть (31%) не могут себе этого позволить по причине высокой цены, что вытекает из данных исследования Аналитического центра НАФИ.
Половина опрошенных заявила, что главный фактор при выборе рыбы — цена. 31% отказывается от покупки этого продукта из-за дороговизны. Порядка 81% опрошенных покупают рыбу каждый месяц, из них 36% — один или несколько раз в неделю.
Чаще всего эта продукция оказывается в корзине у женщин (37%), у людей в возрасте 35—44 лет (41%), у семейных россиян (37%) и у граждан с высоким доходом (62%). Реже рыбу покупают люди с низким достатком (22%), одинокие (19%) и россияне 18—24 лет (33%).
Более половины респондентов любят рыбу за пользу (69%), вкус (52%), простоту приготовления (22%). Половине опрошенных продукт нравится тем, что помогает разнообразить рацион. Чаще всего россияне выбирают на прилавках скумбрию (33%), сельдь (32%), горбушу (27%).
Директор стратегических проектов Аналитического центра НАФИ Ирина Гильдебрандт отметила, что детям и подросткам нужно больше рассказывать о пользе рыбы. А для взрослых была бы полезна общенациональная программа по повышению доступности рыбной продукции, в том числе расширение ассортимента доступных сортов.
С начала года Россия нарастила экспорт рыбы и морепродуктов, добытых в Приморье и Сахалинской области. Поставки в Индонезию увеличились почти в пять раз, а в КНДР — почти в четыре.