Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Факты » Рамочные иллюзии
Воскресенье, 16 Июн 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Рамочные иллюзии

Печать

Что ожидает молодых ученых в капиталистической РФ? Будут ли созданы для них условия для полноценной научной деятельности?

 

Живой интерес вызвал у депутатов Госдумы законопроект под названием «О внесении изменений в главу II Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», анонсировавший господдержку молодым ученым. 

С самого начала рыночных реформ Россия в минусе по науке, из страны уехали тысячи ученых. По данным Российской академии наук, их привел во время дискуссии депутат от КПРФ Олег Смолин, в 2013 году Россию покинули 20 тысяч ученых, в 2016-ом – 44 тысячи. А общее количество ученых, покинувших страну за годы капитализма, – 200 тысяч. Сейчас «утечка мозгов» уменьшилась, но не потому, что в России резко зауважали ученых и стали создавать им условия для изысканий, а всего лишь по той причине, что желающих идти в науку значительно поубавилось. Слишком жесткая жизнь у ученых: небольшая зарплата, неустроенность с жильем, отсутствие научной базы и множество других сложностей.

Да и государство не слишком беспокоили провалы в науке. Правящие реформаторы хотели следовать Америке, которая почти не занималась рутинной работой по взращиванию своих ученых, скупала таланты по всему миру, заманивая их большими возможностями – научной базой, высокой оплатой труда, комфортными условиями жизни. Но у РФ скупка не получилась, денег не нашлось, все ушли в карманы кучки миллиардеров.

И вот настало время собирать камни? Время восстанавливать науку, привлекать молодых ученых, прокладывать новые космические трассы? Такой сигнал подавался законопроектом.

«В Послании президент поставил задачу серьезно обновить подходы к системе подготовки кадров для научно-технической деятельности, обеспечить поддержку молодым исследователям, вовлекая их в решение фундаментальных задач, – представлял проект закона один из его разработчиков, председатель думского комитета по науке и высшему образованию справросс Сергей Кабышев. – Государство крайне заинтересовано в притоке молодежи в науку и для этого будет принимать меры. Финансовые – поддержка в виде грантов, премий, стипендий президента. Социальные – жилищные сертификаты, предоставление служебного жилья, земельных участков».

Кто такие молодые ученые?

 К ним, по законопроекту, относятся работники научных организаций, научно-педагогических вузов и иных организаций, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность, в возрасте до 35 лет включительно. Президенту, правительству, регионам дается право при предоставлении мер поддержки повысить возраст – считать научного работника молодым ученым до 40 лет.


В программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» говорится, что на получение государственного жилищного сертификата могут претендовать молодые ученые, кандидаты наук в возрасте не старше 35 лет или доктора наук – не старше 40 лет.

ВЦИОМ показывает, что доля исследователей в российской науке до 35 лет составляет одну треть, а до 40 лет – 48 процентов.

«Принятие законопроекта повысит престиж молодых ученых, систематизирует предоставляемые меры поддержки, которые будут носить более адресный и социально обоснованный характер», – заверил думцев Кабышев.

Но у депутатов возникло множество вопросов, которые поставили в тупик и Кабышева, и других авторов законопроекта, сплошь единороссов, Александра Мажугу, Артема Метелева, Ларису Тутову, сенатора Лилию Гумерову.

Парламентарии не увидели в законопроекте надлежащей конкретики и были разочарованы тем, что снова перед ними рамочный документ, каких Госдума сотни напринимала. А толку от них мало.

Николай Коломейцев (КПРФ) напомнил, что научные исследования должны иметь отраслевую направленность, а молодые ученые – практикоориентированное образование, чего нет в законопроекте.

Некоторые депутаты вообще засомневались, что такой закон поспособствует привлечению в науку молодежи.  Поддержка предлагается слишком уж точечная, основана на грантах, а нужна системная помощь. Гранты и стипендии, по мнению Рената Сулейманова (КПРФ), – это не система, нужна определенность в ставках, зарплатах молодых ученых. Без бюджетных средств тут не обойтись. Однако в финансово-экономическом обосновании сказано, что расходов из бюджета не потребуется для реализации данного законопроекта. Значит, молодая наука будет держаться на подачках?

Для Оксаны Дмитриевой осталось неясным, по каким критериям определяется «научная деятельность». По должности, по месту работы, будут ли поддерживаться такие категории, как аспиранты и преподаватели вузов без ученой степени до 30 лет? Или врач, работающий в медицинском учреждении и имеющий ученую степень, будет ли считаться научным работником? То же самое относится к имеющим ученую степень молодым специалистам, работающим в учреждениях культуры, в реставрационных мастерских.

Сергей Леонов (ЛДПР) хотел понять, войдет ли в перечень поддержки молодых ученых помощь по выплате ипотеки.

Большинство прозвучавших вопросов остались без ответа. Кабышев посоветовал депутатам внести поправки в законопроект ко второму чтению и заполнить ими выявленные пробелы в тексте законопроекта, пообещав все рассмотреть самым тщательным образом.

Олег Николаевич Смолин дал оценку законодательному обеспечению науки, оказавшейся в сложной ситуации.

Законопроект Госдума поддержала почти единогласно, за – 404, против и воздержавшихся не было.  

Но уже на вторую минуту после голосования депутаты принялись писать поправки. Они хотят из рамочного законопроекта сделать конкретный, действующий и способствующий привлечению талантливой молодежи в науку. Самые острые дебаты впереди.

 

 

Учение – свет, а ученых всё меньше

 

Выступление О.Н. Смолина, первого заместителя председателя Комитета по науке и высшему образованию, члена фракции КПРФ по законопроекту о поддержке молодых ученых, на пленарном заседании 28 февраля 2023 года

 

Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Мы поддержим этот законопроект по одной простой причине – от него не будет вреда. Но какая от него будет польза – это серьёзный вопрос.

Дело в том, что законопроект имеет, как и большинство принимаемых в последнее время, рамочный характер. И хочу напомнить неоднократно высказывавшиеся пожелания председателя Государственной Думы, чтобы у нас в законах было больше конкретных норм.

Я вот поддерживаю вопрос Оксаны Генриховны Дмитриевой в той части, что если человек занимает должность не в научной организации, но занимается научной работой реально, например, публикуется, является соискателем, он тоже должен относиться к молодым учёным. Равно как во время обсуждения вопросов в комитете мы задавали этот вопрос представителям министерства, они соглашались с тем, что аспирантов тоже нужно включать в молодые учёные.

Но сейчас я хочу сказать вот о чём. Коллеги, ситуация-то гораздо сложнее в науке, чем многим кажется. Я вам напомню некоторые данные из указов президента, уж извините.

Указ президента №599, 7 мая 2012 года, – финансирование науки в 2015 году должно было составить 1,77 процента от валового внутреннего продукта из всех источников. В 2016 году президент издаёт указ №642, в котором уточняется – из федерального бюджета не менее 1 процента от валового внутреннего продукта. Затем принимается концепция научно-технологического развития, согласно которой в 2020 году из всех источников должно быть 3 процента от валового внутреннего продукта. Знаете, сколько сейчас?

Еще недавно комитет Государственной Думы по науке и образованию давал данные – 0,44 процента из федерального бюджета от валового внутреннего продукта, то есть в два с половиной раза меньше, чем положено по указу президента, в 2023 году мы запрашивали Минфин – 0,38 процента. То есть мы не приближаемся к реализации указа президента, а удаляемся от реализации этого указа. Вот вам одна позиция.

Вторая позиция, коллеги. Что происходит с количеством ученых? У меня на руках данные Российской академии наук. За последние годы, соответственно, с 2005-го по 2018-й, Республика Корея – плюс 118 процентов ученых, Португалия – плюс 110, ну давайте, какая-нибудь Италия – плюс 66, Германия – плюс 43, Россия – минус 16 процентов, единственная страна, где количество ученых сокращается. Кстати, по данным Российской академии наук, общее количество ученых по сравнению с советскими временами сократилось в 2,7 раза.

Заработная плата, уважаемые коллеги. Очень интересная у нас статистика по заработной плате ученых. Вот у меня данные Росстата за 2021 год. Согласно этим данным средняя зарплата в стране была 45 (я округляю), зарплата в науке – 104, итого соотношение – 2,3 раза, указ президента номер 597 перевыполнен.

А теперь я открываю тот же самый статистический ежегодник, выпускаемый тем же Росстатом, и читаю, что всего по экономике 51 с половиной тысячи, по науке, соответственно, 85, и отношение – 1,65 раза. То есть согласно другой официальной же статистике указ президента изрядно не выполняется в части оплаты труда ученых.

Но это еще не всё, уважаемые коллеги. Открываем указ президента номер… соответственно, о национальных целях развития образования, 204-й указ, читаем: обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей.

Вот данные Российской академии наук. Соответственно, согласно этим данным, в 2013 году Россию покинули 20 тысяч, в 2016 году – 44 тысячи ученых. По другим данным, соответственно, общее количество ученых, которые уехали из страны, 200 тысяч.

Уважаемые коллеги, я просто призываю нас всех серьезно задуматься вот над чем. Да, мы понимаем ситуацию, которая сложилась в стране. Но мы помним, как Королёв из омской шарашки просился у Туполева на фронт.

Что ему ответил Туполев? «Работай здесь, ты принесешь больше пользы». Да?

Мы запрашиваем специально правительство Российской Федерации по поводу отсрочки в пределах по мобилизации для кандидатов и докторов наук. Студентам дали. Логично? Ну, хорошо, указ президента. Нет вопросов, да. Кандидатам и докторам наук отсрочку не дают, хотя с точки зрения человеческого потенциала это большие затраты на то, чтобы воспитать кандидата или доктора наук.

Короче, коллеги, нам нужно очень серьезно думать не о рамочных законах, а о настоящих законодательных актах, которые бы позволили нам сохранить научный потенциал, потому что сейчас мы не можем повторять опыт Соединенных Штатов, нереально закупать, что называется, мозги.

Да, когда-то Петр I организовал утечку умов из Европы в Россию. Не уверен, что сейчас можем это сделать. Нам нужно воспитывать ученых в своей стране.

Уважаемые коллеги, законопроект мы поддерживаем. И будем давать поправки.



Rambler's Top100