< Предыдущая | Следующая > |
---|
В бюллетене ЦБ РФ «О чем говорят тренды» отмечается, что экономика РФ во втором квартале 2023 года остается на траектории роста на фоне возросшего спроса со стороны госсектора, оживления потребительского и инвестиционного спроса частного сектора, но при этом предложение отстает от расширения спроса, и есть риски вхождения экономики в фазу перегрева.
Перегрeв эконoмики – ситуация, при которой темпы экономического роста приобретают взрывной неподконтрольный характер и, поглотив все ресурсы частного и государственного сектора, близко подходят к черте, за которой дальнейший устойчивый рост исчерпывает себя и начинается рецессия (спад производства или замедление темпов экономического роста).
При этом, по данным ЦБ РФ, в первом квартале 2023 года спад российского ВВП составил 2,3% в годовом выражении, во втором квартале 2023 года прогнозируется его рост на 4,2 %, но надо учитывать низкую базу сравнения.
Так что ВВП России до взрывного роста пока далеко!
Аналитики ЦБ РФ отмечают, что в 2023 году динамика внутреннего предложения товаров и услуг отстает от динамики внутреннего спроса. Оживление потребительского спроса стало заметно в последние месяцы, что обусловлено, по мнению ЦБ РФ, «растущим спросом на труд при дефиците предложения, ускоряющимся ростом реальных заработных плат, увеличением потребительской уверенности и снижением уровня тревожности, а также накоплениями, сделанными в предыдущие кварталы, когда наблюдалась высокая норма сбережений».
Проведем анализ аргументов ЦБ РФ в пользу перехода российской экономики в фазу перегрева.
По мнению многих экспертов, потребительский спрос в РФ, заметно сократившийся в прошлом, 2022 году, еще до конца не восстановился, а предложение товаров восстанавливалось быстрее, в том числе благодаря импорту.
Кроме того, сохранение повышенной финансовой и экономической неопределенности в стране будет влиять на склонность граждан к сбережениям, и этот процесс может наблюдаться более продолжительное время, что отрицательно скажется на потребительском спросе.
Реальная заработная плата – средняя начисленная заработная плата, скорректированная на уровень инфляции, ее рост, по данным Росстата, в марте 2023 года составил 2,7% в годовом выражении после роста на 2,0% в феврале 2023 года.
По данным Росстата, среднемесячная заработная плата в РФ в номинальном выражении в марте составила 71 тыс. 334 рубля, увеличившись на 6,3% по сравнению с мартом 2022 года. При этом инфляция за 2022 год составила, по данным Росстата, 11,94%. За январь–май 2023 года инфляция в годовом выражении составила 3%. То есть темпы роста инфляции опережают официальные показатели темпов роста реальной заработной платы.
При этом умеренный уровень инфляции, по мнению экспертов, это пока больше следствие заморозки цен на отдельные сегменты товаров и имеющийся уровень потребительского спроса, чем работа реального сектора экономики. Об этом свидетельствуют показатели загрузки мощностей в экономике РФ. По данным Росстата (на основе опросов, ведущихся с 2006 года), уровень загрузки мощностей в обрабатывающей промышленности России в ноябре 2022 года составлял 60%, столько же, сколько и в ноябре 2021 года. Уровень загрузки в добыче полезных ископаемых составил 58%, а уровень загрузки в электроэнергетике – 64%. Так что ресурсы далеко не исчерпаны.
Можно поспорить с ЦБ РФ и по поводу утверждения, что уровень тревожности россиян снижается. Уровень тревожного настроения россиян в апреле 2023 года составлял 42%, но в мае показатель тревожности поднялся до 47% (данные результатов исследования Фонда «Общественное мнение»).
Таким образом, аргументы ЦБ РФ в пользу возможного перегрева экономики РФ вызывают сомнения у многих экспертов.
По мнению ЦБ РФ, в случае невозможности закрыть разрыв между спросом и предложением за счет увеличения импорта экономика войдет в фазу перегрева, когда на дальнейший рост спроса будут в большей мере реагировать цены и гораздо в меньшей степени – производство. То есть если предложение не будет своевременно подстраиваться под расширение спроса, экономика может вступить в фазу перегрева.
При этом опасения ЦБ РФ по поводу неспособности российских производителей справиться с ростом спроса имеют основания.
Российским производителям необходимо нарастить мощности для увеличения выпуска товаров. Но сейчас предприятия сталкиваются с дефицитом рабочей силы: квалифицированных специалистов не хватает. Также не хватает финансирования и производственных мощностей необходимого технологического уровня. И вопрос о замещении запчастей и комплектующих стоит остро.
При этом значительная часть производственных мощностей занята госзаказом, в первую очередь оборонным. Это означает рост промышленного производства и всей экономики в целом, однако спрос на гражданскую продукцию может быть не удовлетворен в полной мере, поэтому следует готовиться к росту цен. Но эту проблему можно было бы решить с помощью инструментов денежно-кредитной политики, которые можно гибко применять к российским производителям. Однако увеличивать собственное производство в России непросто, так как ЦБ РФ работает по-старому, по методичкам МВФ.
Кроме того, налоги в России высокие. Так, стандартный налог на прибыль в России — 20%, а в Венгрии – 9%, Черногории – 9%, Болгарии – 10%, Сербии — 15% и т. п.
От того, как в экономике складывается ситуация с факторами производства – рабочей силой, освоением новых технологий и обеспеченностью оборудованием, – напрямую зависит денежно-кредитная политика, проводимая ЦБ РФ, который в поиске долгосрочного равновесия сравнивает фактический и потенциальный рост экономики и определяет, какой должна быть ключевая ставка, чтобы удержать инфляцию.
2. По мнению ЦБ РФ «на фоне растущего потребительского спроса и ослабления рубля возрастают проинфляционные риски, что может привести к повышению текущих темпов роста потребительских цен и увеличению темпов повышения годовой инфляции». То есть ЦБ РФ готовит себе почву для излюбленного действа – повышения ключевой ставки.
Эксперты сходятся во мнении, что в случае заметного роста цен (а на многие товары в мае рост стал заметен) ЦБ РФ начнет повышать ключевую ставку. На первый взгляд это кажется нелогичным: цены растут, а тут – повышение ставки. Но у ЦБ РФ своя логика, ведь банки периодически обращаются к ЦБ за дополнительными деньгами. Проценты по таким займам рассчитываются исходя из ключевой ставки. Чем выше она, тем дороже для банков обходятся одолженные у ЦБ деньги.
Обычно в этом случае финансовые организации начинают активно привлекать средства у граждан, повышая ставки по вкладам. И чем они выше, тем больше люди предпочитают откладывать деньги на них, а не тратить на покупки. То есть население переходит на сберегательную модель поведения. В результате спрос на товары и услуги становится меньше, продавцы вынуждены не повышать, а то и снижать цены, и инфляция замедляется.
Со ставками по кредитам такая же ситуация. Чтобы не потерять прибыль, банки вслед за повышением ключевой ставки повышают ставки по кредитам. А это приводит к тому, что и граждане, и компании начинают менее охотно кредитоваться и, соответственно, покупать меньше товаров и услуг. И это тоже приводит к снижению спроса и замедлению инфляции. То есть достигается главная цель ЦБ РФ – снижение инфляции.
3. По мнению академика РАН С. Глазьева, ЦБ РФ не знаком со статистикой, отражающей реальное состояние российской экономики, в которой загрузка производственных мощностей едва превышает 60%, а в высокотехнологическом машиностроении – вдвое меньше. В ЦБ РФ не знают, что из экспортируемых сегодня 70% добываемых углеводородов, химического сырья, металлов и древесины можно было бы получать на порядок больше готовой продукции. В ЦБ РФ как будто не имеют представления о существующем научно-техническом потенциале России, который используется едва ли на четверть из-за отсутствия венчурного финансирования и долгосрочных кредитов.
Очевидно, что в ЦБ РФ «ничего не знают про Евразийский экономический союз, общий рынок труда которого снимает ограничения по занятости и делает в принципе бессмысленным применение моделей, основанных на фиксируемой в России безработице».
Своими аналитическими выводами, по мнению С. Глазьева, в ЦБ РФ обрекают экономику России на депрессию. В ситуации, когда выпуск продукции мог бы быть увеличен в полтора раза, они утверждают, что экономика перегрета – то есть не может больше расти из-за полного использования всех имеющихся ресурсов. И на этом основании ЦБ РФ повышает ключевую ставку, перекрывая поток денег в реальный сектор экономики, необходимых для связывания не задействованных в его воспроизводстве ресурсов.
Тем самым ЦБ РФ по-прежнему препятствует отечественному производству и вновь и вновь препятствует росту экономики.
Н.В. КОЛОМЕЙЦЕВ