< Предыдущая | Следующая > |
---|
В последние дни сопредседатель Всероссийского союза пациентов (ВСП) Ян Власов выступил в СМИ с рядом сенсационных заявлений, касающихся невероятно опасной ситуации, которая наблюдается в практической деятельности аптек в России. В огромной доле случаев в погоне за прибылью сотрудники аптек ставят под угрозу здоровье обратившихся к ним граждан.
Вот вам картинка из реальной жизни, которую наблюдал автор этих строк. В одной из сетевых аптек молодой мужчина перед тем, как сделать заказ, задаёт уточняющие вопросы по телефону жене и сообщает её ответы продавцу-провизору. Выясняется, что у трёхмесячного младенца уже не первый день пучит животик, жидкий зелёного цвета стул… Стоящий напротив провизор при этом активно раздаёт советы купить разного рода лекарств, вместо того чтобы рекомендовать незадачливому папаше немедленно обратиться к врачу. Ведь описываемые симптомы могут оказаться очень опасными для жизни ребёнка, дорога, быть может, каждая минута…
Как подтвердил на одной из недавних встреч с журналистами Ян Власов, который также является председателем Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, членом СПЧ при президенте России, ситуации, подобные описанной, отнюдь не единичны. Об этом свидетельствуют исследования, которые ВСП проводит в аптечном сегменте каждые три года.
В течение двух недель представители ВСП под видом обычных покупателей приходили в популярные аптечные сети и просили средство от вроде несложных «домашних» недугов: кашля, диареи, геморроя. Правда, причины таких симптомов могут быть разные — от безобидных до серьёзных заболеваний, а потому провизор в аптеке в таких случаях должен расспросить покупателя о симптомах подробнее и либо посоветовать необходимые медикаменты, либо настоятельно рекомендовать посетить врача.
Вместо этого почти в каждом пятом случае (17,8%) фармацевты не задавали уточняющих вопросов для подбора безрецептурного препарата, в каждом третьем (30,3%) — не расспрашивали об особенностях самочувствия, чтобы выяснить симптомы конкретной болезни, а в 69,9% случаев не интересовались предпочтениями покупателя.
Чаще всего сотрудники аптек рекомендовали препарат без уточнения особенности состояния пациента в случае его жалоб на диарею (31,1% всех аптек, в которые обратились «тайные посетители»). Реже аналогичная ситуация встречалась при подборе препаратов от геморроя (13%), при жалобах на кашель (7,3%). Если работник аптеки не выявлял особенности состояния пациента, лишь 34,4% рекомендуемых лекарств соответствовали состоянию самочувствия пациента.
Более того — фармацевты очень часто предлагают «аналог» запрошенному лекарству, который на самом деле является биологически активной добавкой (БАД). Вместо препарата для поддержки сердечно-сосудистой системы «Магне В6» в аптеках предлагали добавку «Магний В6», вместо зарегистрированного препарата «Мезим» предлагался БАД «Ферментозим», вместо оригинального «Фосфалюгеля» — аналог AL gel и так далее. Причина проста: нередко БАД гораздо дороже оригинального препарата.
Даже при наличии нужного пациенту препарата в аптеке 47% фармацевтов инициативно предложили другой вариант. Причём рекомендованные сотрудником аптеки средства являлись аналогом запрошенному препарату по действующему веществу и дозировке только в 23,3% случаев. Причём в 62% случаев рекомендации содержали БАДы, а в 15% случаев это были БАДы, не включённые медицинскими экспертами в перечень необходимых препаратов при указанном состоянии.
«Сегодня провизоры выполняют функцию не независимого консультирования и первичного звена медпомощи, а рекламного агента. Система бонусов интегрирована в продажи и стимулирование персонала»,— говорится в исследовании ВСП.
Ситуация, согласитесь, крайне опасная. И это при том, что, по данным ВСП, Россия занимает третье среди развитых стран место по числу аптек (65 тыс., или 4,47 на 10 тыс. человек). В среднем в Европе этот показатель — 3,1; в мире — 2,5. При этом доля независимых несетевых аптек в России за последние годы резко снизилась до 18%. Рынок стремительно монополизируется, обращают внимание в ВСП: с 2014 года доля входящих в топ-3 аптечных сетей выросла в три раза по числу точек и в 3,5 раза по обороту. Входящие в топ-10 сети обеспечивают 54% оборота.
Причём около 30% пациентов у нас вместо посещения врача сразу идут в аптеку, утверждают в ВСП, а 61% покупателей при выборе препаратов руководствуются советом провизора.
«Для нас стало неприятной новостью то, что в аптеках БАДы конкурируют с лекарственными препаратами. Мы обратились в Госдуму с просьбой провести анализ регулирования в аптечной сфере с целью соблюдения прав пациентов. Считаю необходимым в сложившейся ситуации подумать о создании единого федерального органа по управлению аптечным сегментом с целью повышения в нём прозрачности и контроля за ценообразованием», — заявил журналистам Ян Власов.
Любопытна реакция сообщества бизнесменов, которые владеют аптеками: она крайне негативна. Аптекарская гильдия и Российская ассоциация аптечных сетей не ответили на соответствующие запросы СМИ. В Союзе профессиональных фармацевтических организаций отметили, что «исследование не внушает доверия». Из чего можно сделать вывод, что аптекари не собираются ничего менять!
А вот что говорят авторитетные специалисты по этому вопросу. Заместитель директора по научной и амбулаторно-поликлинической работе НМИЦ терапии и профилактической медицины минздрава России Александр Горшков считает, что практика «назначения» препаратов фармацевтами без приёма врача должна быть сведена к минимуму.
«Фармацевт может консультировать граждан об имеющихся в продаже лекарственных препаратах, в том числе о наличии других торговых наименований и ценах на них, о порядке применения или использования товаров аптечного ассортимента, в том числе о способах приёма, режимах дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях. Он может оказывать помощь при выборе безрецептурных лекарственных препаратов, — сказал А. Горшков. — Однако вопрос подбора терапии с учётом возможных индивидуальных особенностей пациента должен осуществлять лечащий врач».