< Предыдущая | Следующая > |
---|
После 24 февраля прошлого года российские чиновники хором заговорили о том, что, мол, началось восстановление национального суверенитета нашего государства. По моему мнению, желаемое выдается за действительное. А кто-то говорит, что это не самообман, что чиновники занимаются пиаром и сознательным обманом.
Одним из важных проявлений сохраняющейся зависимости России от Запада является продолжающееся ее членство в международных организациях, через которые Запад небезуспешно управляет нашей страной. В течение двух лет так называемой «пандемии ковида» таким управлением Запад откровенно занимался через Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ). Он и сейчас управляет Россией через ВОЗ, но это не так бросается в глаза, как в период с января 2020 года по 24 февраля прошлого года.
Одним из главных каналов внешнего управления Россией остаются международные экономические и финансовые организации – Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ), Банк международных расчетов (БМР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Из каких-то международных организаций Россию исключили или пытаются исключить. Исключили, например, из «Арктического совета». От чего, честно говоря, нам не жарко и не холодно. В ряде организаций было принято решение о приостановке членства России. Например, в мае прошлого года такое решение было принято в Агентстве по ядерной энергии при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Весной прошлого года Генассамблея ООН проголосовала за приостановку участия России в Совете по правам человека (СПЧ). Кроме того, геополитические противники России пытались и пытаются исключить ее из таких серьезных организаций, как Совбез ООН и «Большая двадцатка», но без успеха.
Из каких-то организаций мы вышли сами. Например, летом прошлого года Москва приняла решение о выходе из Совета Европы (45 государств-членов, не считая России). Кстати, такое решение не означает самоизоляцию России. Правительство и Дума сделали ряд заявлений, из которых следует, что Россия остается открытой к прагматичному и равноправному взаимодействию с членами организации по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Но вот явных признаков того, что Россию хотят исключить из ключевых организаций (в том числе названных выше международных экономических и финансовых организаций), не просматривается (истерические призывы Украины к такому исключению в расчет можно не принимать). Нет также явных признаков того, что и Москва решительно готова выйти из указанных организаций. Или, по крайней мере, приостановить в них свое членство.
Хотя отдельные политики пытались инициировать выход из таких ключевых организаций, которые используются Западом для внешнего управления Россией. Так, в марте прошлого года вице-спикер Думы Петр Толстой заявил, что России надо выйти из ВТО, ВОЗ, ЮНЕСКО. И даже поспешил всех обрадовать, что, мол, правительство России уже начало процесс одностороннего выхода из ряда международных организаций, включая Всемирную торговую организацию и Всемирную организацию здравоохранения. Однако эта информация не подтвердилась.
Особо хочу обратить внимание на вопрос членства России в МВФ. В декабре прошлого года в Думе был инициирован процесс выхода страны из этой организации, в которой Россия состояла на протяжении тридцати лет. На обсуждение предложен проект закона «О признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22.05.1992 года №2015-1 «О вступлении в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития». Документ подготовлен депутатами Государственной Думы из фракции КПРФ Г.А. Зюгановым, В.И. Кашиным, И.И. Мельниковым и другими.
Авторы инициативы считают, что дальнейшее участие РФ в организации не имеет смысла. «Пребывание России в МВФ не помогло предотвратить принятие санкций, которые явно противоречат основным целям и принципам данной организации», – указано в пояснительной записке к документу. Приведенную выше фразу хочется продолжить словами: «И вернуть Банк России под контроль государства, восстановив таким образом национальный суверенитет Российской Федерации».
Увы, продвижение указанного документа было заблокировано. В частности, правительство представило свою отрицательную оценку законопроекта. Внутри Думы были такие же негативные реакции на документ. В частности, отрицательное заключение было дано Комитетом по международным делам ГД за подписью его председателя Л.Э. Слуцкого.
Еще одна попытка выйти из МВФ была предпринята в прошлом месяце. Группа депутатов от КПРФ представила 25 июля законопроект, предусматривающий отмену решения о вступлении России в МВФ и Всемирный банк (МБРР и Международную ассоциацию развития) и денонсацию протоколов о вступлении в эти организации. В сопроводительной записке отмечается, что членство Российской Федерации в них не помешало вводить против Москвы санкции, а сами организации не осудили вводимые рестрикции. От себя добавлю, что были даже некоторые зримые действия по поддержке санкций со сторон указанных организаций. «Вступив в МВФ, страна утратила суверенитет и превратилась в колонию. <…> Пребывание России в МВФ не помогло предотвратить принятие против России «санкций» (односторонних экономических мер), которые явно противоречат основным целям и принципам данной организации. Соответственно, России не имеет смысла продолжать участвовать в МВФ», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Правительство России в очередной раз отреагировало очень оперативно на инициативу депутатов – 29 июля. С таким же примерно заключением и с такими же аргументами, что и в заключении более чем полугодовой давности. Мол, Россия сегодня является чистым кредитором указанных организаций и существует риск потери чистых активов в случае выхода. В отзыве правительства также отмечается, что МВФ и Всемирный банк являются важнейшими площадками для международного сотрудничества и развития экспертного потенциала России, в том числе и для Пула валютных резервов стран-участников БРИКС. И как всегда, дежурная фраза насчет того, что правительство уверено в том, что участие в МВФ и других международных финансовых организациях необходимо России для эффективного развития экономической политики.
Опять внутри Думы возникла мощная оппозиция инициативе фракции КПРФ. Так, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов («Единая Россия») заявил, что Международный валютный фонд – важная переговорная площадка, поэтому России не следует выходить из структуры. Еще более категоричен оказался глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Инициативу о выходе из МВФ он назвал «бредом».
Уже многие годы я слышу мантру насчет того, что, мол, МВФ и другие международные финансовые организации России нужды как площадки для отстаивания и продвижения национальных интересов. За три десятилетия членства РФ в этих организациях я не знаю примеров такого отстаивания и продвижения. Если бы такие примеры были, ими бы не преминули воспользоваться правительство, включая Минфин и МИД РФ, а также Банк России.
Не лишне напомнить и то, что Фонд несколько лет назад грубейшим образом нарушил свое правило не предоставлять финансовой помощи тем странам, которые допустили дефолт по своему суверенному долгу (на время урегулирования всех претензий в связи с дефолтом). В декабре 2015 года Украина отказалась погашать кредит Российской Федерации на сумму 3 млрд долл., выданный в декабре 2013 года. Между прочим, тогда МВФ признал, что долг Украины по данному кредиту является суверенным. Однако позднее в нарушение своих правил МВФ как ни в чем не бывало продолжал оказывать финансовую помощь Украине.
Главный акционер фонда (Вашингтон) продолжал давить на руководство этой международной финансовой организации, требуя оказать Киеву масштабную финансовую помощь. И додавил. 22 марта МВФ сообщил о достижении договоренности с Украиной по четырехлетней кредитной программе на сумму 15,6 млрд долл. Информированные источники сообщают, что в этом году на Украину будет перечислен транш на сумму 4,5 млрд долл. Казалось бы, Россия могла и должна была защищать на площадке МВФ свои национальные интересы. Добиваться, с одной стороны, принятия решения о дефолте Украины в связи с отказом выплачивать долг перед Россией, а с другой стороны, не допускать выделения гигантских сумм кредитов Украине в нарушение правил фонда. Этого не было сделано. И даже, если судить по открытым источникам, не было настоящих попыток по отстаиванию интересов России.
Может быть, под позитивом следует понимать получение Россией кредитов и займов от МВФ? Так ведь с 2000-го Москва ни разу не обращалась к фонду. А в январе 2005-го погасила всю задолженность и уже давно сама выступает кредитором МВФ.
В истории первого десятилетия членства РФ в МВФ много странного и даже таинственного. Например, в 1998 году накануне августовского дефолта фонд выделил России кредит на сумму 4,8 млрд долл. Суммы поступили на счета Центрального банка и Министерства финансов. Но уже 14 и 17 августа 1998 года деньги были переведены в банки США, Британии и Швейцарии. Дальнейшая судьба денег неизвестна. 23 марта 1999 года депутат Госдумы Виктор Илюхин направил Генеральному прокурору России Юрию Скуратову письмо, в котором говорилось об исчезновении кредита МВФ, выделенного в 1998 году.
Расследования по данному вопросу были начаты по линии Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Государственной Думы, но вскоре (в 1999 году) были закрыты. Без обнародования результатов. А вот за рубежом были расследования. Так, в начале 2001 года прокурор швейцарского кантона Тичино Лоран Каспер-Ансерме сделал ряд заявлений, что он обнаружил следы украденного кредита МВФ. По его данным, деньги из России в сумме несколько сотен млн долларов США в августе 1998 года проходили через счета нескольких швейцарских банков в кантоне Тичино. «Швейцария – лишь транзитный этап для отмывания этих денег. Через наши банки прошло 800 млн долларов. Это много, но с российских счетов исчезло гораздо больше, миллиарды долларов», – отметил швейцарский прокурор. Об этой таинственной истории «сотрудничества» России с фондом нам поведал бывший генеральный прокурор Юрий Скуратов в своей книге «Кремлевские подряды. Последнее дело Генпрокурора» (2017). Хотя и данная книга всех тайн не раскрывает. Известно лишь доподлинно, что к 2005 году Российская Федерация полностью закрыла свои обязательства перед МВФ по этому кредиту.
Вместе с тем имеется большое количество неоспоримых фактов, доказывающих, что МВФ является инструментом Запада, с помощью которого он осуществляет внешнее управление Российской Федерацией. Это можно проследить на примере Банка России, который находится под неусыпным наблюдением со стороны фонда. После своего прихода на Неглинку Набиуллина заявила о нецелесообразности поддержания валютного курса российского рубля и о том, что Центробанк займется исключительно «таргетированием инфляции». Все это в духе «Вашингтонского консенсуса» – неписаных правил для стран периферии мирового капитализма, продвижение которых Соединенными Штатами возложено на МВФ. В 2015 году миссия МВФ в России исключительно была нацелена на то, чтобы перевести Банк России на рельсы «таргетирования инфляции».
О том, что Банк России продолжает оставаться под присмотром МВФ, свидетельствуют и события нынешнего августа, связанные с обвалом валютного курса рубля. Сейчас многие вспоминают лекцию, которую госпожа Набиуллина прочитала в МВФ пять лет назад. Текст лекции доступен, размещен на сайте Банка России. Правда, на сайте не были размещены ответы на вопросы после лекции, поскольку они очень уж раскрывают, на кого работает госпожа Набиуллина. Некоторые российские СМИ назвали это выступление «верноподданическим докладом», в котором она стремилась максимально выслужиться перед чиновниками курирующей Центробанк России организации (в то время, между прочим, США и их союзники уже вводили санкции против России и грозились их ужесточить). В частности, дама то ли жаловалась, то ли хвалилась тем, какие нагрузки ей приходится испытывать, защищая «независимость» Центробанка от Российского государства: «Несмотря на то что независимость Банка России закреплена законодательно, нам пришлось доказывать ее перед лицом серьезного внешнего давления в 2014 году. Именно в этот период мы предпринимали решительные действия, которые подвергались жесткой критике со стороны бизнеса, части правительства, иногда общественности».
В условиях нынешнего валютного кризиса Банк России вместо того, чтобы ввести ограничения и запреты на трансграничные капитальные и валютные операции, предпочитает повышать ключевую ставку. А все потому, что он продолжает действовать по командам «оттуда», из МВФ. Одно из железных правил «Вашингтонского консенсуса» – недопущение контроля над трансграничными потоками капитала. Госпожа Набиуллина боится прилюдно даже обсуждать эту тему. А вот в лекции в МВФ, где все свои, Набиуллина похвасталась по поводу того, что с успехом отбивает любые попытки введения контроля над трансграничными операциями с капиталом и валютой: «В качестве одного из альтернативных решений (борьбы с инфляцией. – В.К.) предлагалось введение контроля за движением капитала. Банк России никогда не рассматривал такой вариант. Мы считаем, что контроль за движением капитала имел бы исключительно негативные последствия в долгосрочной перспективе, даже при положительном краткосрочном эффекте. Если бы мы прибегли к подобной мере всего один раз, инвесторы ожидали бы возвращения к ней вновь и вновь. А подобные ожидания могут вызвать значительное увеличение оттока капитала и усложнить управление волатильностью».
Пока мы не выйдем из МВФ и других международных финансовых организаций, никаких радикальных изменений в экономике, никакого реального восстановления национального суверенитета России быть не может. Инициативу по выходу России из МВФ надо продвигать!
Валентин КАТАСОНОВ, профессор