Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Факты » Марксизм востребован как никогда
Четверг, 26 Дек 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Марксизм востребован как никогда

Печать

106 лет назад трудящиеся России сделали свой выбор. Они решили сами строить справедливое общество, где нет места эксплуатации человека человеком. Беспрецедентные социальные завоевания Великого Октября стали примером для подражания во всём мире.


  Но именно в те дни, когда можно было упиваться победой, В.И. Ленин предупреждал: «...После первого серьёзного поражения свергнутые эксплуататоры, которые не ожидали своего свержения, не верили в него, не допускали мысли о нём, с удесятерённой энергией, с бешеной страстью, с ненавистью, возросшей во сто крат, бросаются в бой за возвращение отнятого «рая»…»

Да, завоёванные права нужно беречь. Об этом, увы, многие забыли, и потому Советской страны нет уже более тридцати лет.

Как сегодня обстоит дело с правами трудящихся? Какие перспективы у отношений работник — работодатель в капиталистической России? Как смотрят на эти вопросы в крупных российских компаниях? Дадим слово одним из самых молодых — победителям и номинантам рейтинга «Форбс» «30 до 30», топ-менеджерам и руководителям HR-направлений (по-русски — кадровики, а на английском это звучит как human resources — человеческие ресурсы). Все они представляют высокотехнологичную сферу и находятся на передовой прогресса.

Цитируем по Forbes.ru:

«Являясь и генеральным директором, и совладельцем компании, я тоже хочу, чтобы люди работали, и работали много. Но у нас сейчас рынок кандидата. Кандидаты выбирают, у них много вариантов, много предложений. И именно поэтому мы сейчас находимся в ситуации, когда приходится какие-то хотелки удовлетворять».

«Бизнес, на мой взгляд, очень сильно раскачал тренды на выгорание, комфортные условия труда.

Я сейчас звучу, наверное, как какой-то рабовладелец из южных штатов, но нет».

«...Люди слишком много говорят о выгорании. <...> Честно говоря, я иногда затрещину хочу дать человеку в формате: «А может, ты пойдёшь поработаешь [вместо того, чтобы] рассказывать про то, как тебе комфортно или некомфортно работать в офисе?»

«...Ни Microsoft, ни Amazon, ни Apple не требовалось сокращать сейчас людей. Маржинальность этих бизнесов очень большая, и в рамках их затрат [сокращения] не сильно меняют показатели. Это просто был хороший повод, прикрывшись ситуацией в мире, наконец выгнать 10% людей, которые ни хрена не делают на работе».

«...Вроде бы случился первый серьёзный кризис в жизни людей, которые кризисов, вообще-то говоря, никогда не видели. Нам казалось, это сильнее привяжет людей [к работодателям]. Но в результате прекрасное новое поколение как прыгало между работами, так и прыгает. А прямо сейчас ещё и работать некому. У нас [в компании] дикая нехватка кадров практически [по всем направлениям]. По Росстату, безработица 3,3%. Это соответствует дикой инфляционной ситуации, когда зарплаты будут расти очень быстро. Это тоже давит на бизнес».


Недавно президент РФ заявил о том, что классовая борьба сегодня — это неактуально. Но, как мы видим, именно капиталисты в первую очередь готовы бороться. За то, чтобы работники трудились больше, а получали меньше. За то, чтобы трудящимся было сложнее поменять работу, которая не нравится. «Хозяева» желают иметь возможность выгнать сотрудников по своему усмотрению. Их раздражают «какие-то хотелки» людей, поэтому им нужна высокая безработица, чтобы требования трудящихся снижались. Профессиональное «выгорание» руководители компаний, похоже, считают блажью, а не свидетельством того, что они сами своей эксплуатацией загнали работника до состояния дохлой клячи. А кому-то даже не терпится вернуть телесные наказания для начала в виде «затрещины». И если кто-то думает и говорит, «как рабовладелец из южных штатов», то не сомневайтесь ни секунды: при первой же возможности он себя рабовладельцем и покажет.

Повторимся, речь о руководителях из высокотехнологичного сектора, имеющих высокий образовательный и культурный уровень. Но мы видим, что их благообразная внешность, модная одежда, современные гаджеты — это мишура. А сквозь эту мишуру на нас смотрит из-под лакированного цилиндра, ухмыляясь в бороду, лицо промышленника рубежа XIX— XX столетий. Того самого, который считал, что 11-часовой рабочий день — это слишком мало, а чистые бараки для рабочих вместо сырых, кишащих клопами и вшами — это слишком много.

Бараки сегодня уже вернулись — для строителей-гастарбайтеров. А для работников высокотехнологичной сферы есть «коливинги» (от англ. coliving — совместное проживание) — нечто среднее между общагой и коммуналкой.

Однако действие рождает противодействие. Наступление капитала на права трудящихся будет неминуемо встречать всё более активный ответ. Столкнувшись с реалиями капитализма, люди уже ищут из него выход. Поэтому марксизм в наши дни востребован как никогда. Недавно «Правда» писала, что книги Маркса, Энгельса, Ленина и о них становятся бестселлерами. А одна из самых популярных сегодня в России работ — ленинская «Государство и революция».

 

 

Встали и нанесли удар


Автор: Елена МОРОЗОВА.

Умело организованная и тщательно подготовленная стачка — самый действенный способ борьбы трудящихся за свои права даже в эпоху тотальной цифровизации и искусственного интеллекта. Эту простую истину в очередной раз подтвердил влиятельный американский Объединённый профсоюз работников автомобильной промышленности (ОПРАП), принимавший на этой неделе заслуженные поздравления в связи с завершением беспрецедентной по размаху забастовки, которую впервые за свою 88-летнюю историю проводил на предприятиях сразу всех трёх автогигантов США: «Форда», «Дженерал моторс» (ДМ) и «Стеллантиса». В ходе 46-дневного протеста профсоюз, насчитывающий в своих рядах 150 тысяч человек, одержал одну из самых значительных побед, заключив с главными автопроизводителями Детройта предварительные соглашения на весьма выгодных условиях и добившись рекордного повышения зарплаты.

  Как уже писала «Правда», на первом этапе к стачке под девизом «Встань и нанеси удар», стартовавшей 15 сентября, примкнули 13000 сотрудников крупных заводов в Вентцвилле (штат Миссури), Толидо (штат Огайо) и Уэйне (штат Мичиган). Затем к акции присоединились 38 распределительных центров ДМ и «Стеллантиса» в 20 штатах США, сборочный центр «Форда» в Чикаго и его крупнейшее предприятие в Луисвилле (штат Кентукки). И останавливаться на достигнутом зачинщики бунта не собирались, постоянно расширяя протестную географию и увеличивая армию забастовщиков, в итоге доведя её численность почти до 50000 человек.

ОПРАП требовал официального утверждения четырёхдневной рабочей недели, повышения зарплаты на 36% в течение четырёх лет, улучшения пенсионного обеспечения, увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска, восстановления размера пособий по безработице, урезанного во время рецессии 2008 года, сокращения обязательной сверхурочной работы, а также обеспечения гарантий занятости в условиях перехода на выпуск электромобилей.

Руководство компаний ожидаемо встретило в штыки претензии трудящихся, назвав их запросы абсолютно неприемлемыми и несвоевременными на фоне острейшей конкуренции с «Теслой», вынуждающей сосредоточить все силы на выпуске новых моделей электрокаров. Хозяева и администрация заводов, окрестившие мятеж рабочих происками конкурентов, порицали руководство профсоюза за упрямство, не приносящее ничего, кроме вреда.

Однако масштабные убытки от затянувшейся стачки заставили надменных и непреклонных автокоролей Детройта пересмотреть позиции. Первым на попятный пошёл «Форд», согласившийся после 41 дня протеста существенно поднять зарплату. Чак Браунинг, вице-президент ОПРАП и глава профсоюзного отдела «Форд», указал, что в финансовом плане новая сделка в четыре раза выгоднее контракта 2019 года, подписанного после 40-дневной забастовки, затронувшей лишь заводы ДМ.

По словам Браунинга, документ предусматривает такой взлёт базовых окладов, который за последние 22 года работникам концерна и не снился. Профсоюз и автогигант договорились о совокупном увеличении оплаты труда на 25% до апреля 2028-го с сиюминутным повышением на 11%. В общей сложности это приведёт к росту максимальных окладов более чем на 30% (минимум до 40 долларов в час) и скачку начальной зарплаты на 68% (до 28 долларов в час).

Таким образом, самые низкооплачиваемые служащие «Форда» за время действия соглашения получат более 150% прибавки к жалованью, а ряд сотрудников ещё и бонус в размере 5000 долларов. Труженикам автопрома восстановят основные льготы, утраченные во время рецессии 2008 года, включая инфляционные надбавки и прогрессивную оплату труда. Кроме того, уйдёт в прошлое пункт о так называемых разделительных уровнях зарплаты, на основании которого оклад новичкам начислялся по более низкой ставке.

Вслед за «Фордом» уступить ОПРАП пришлось «Стеллантису» и ДМ.

Американские эксперты по трудовым вопросам считают, что своим грандиозным успехом забастовщики обязаны прежде всего жёсткой позиции лидера ОПРАП Шона Фейна, вынудившей руководство «большой тройки» сделать столь сногсшибательные предложения персоналу. Фейн, назвавший стачку «праведной борьбой» за права рабочего класса, неоднократно угрожал распространить её на большинство предприятий лидеров автопрома, отметив, что профсоюз, располагающий фондом в 825 млн долларов для выплаты участникам протеста по 500 долларов в неделю, продолжит бунтовать до тех пор, пока его претензии не удовлетворят. В ходе переговоров вождь ОПРАП постоянно вступал в конфронтацию с детройтскими боссами и даже рассказал в соцсетях, как однажды в ярости схватил копию предложения «Форда» и швырнул её в мусорную корзину.

«Мы одержали ошеломляющую победу, на которую, положа руку на сердце, никто не рассчитывал, — поделился радостью в видеоролике Фейн. — За время забастовки предложение «Форда» возросло на 50%. Наш триумф даёт возможность исправить ситуацию не только в этой компании и на других предприятиях «большой тройки», но и во всей автомобильной промышленности страны. Вместе мы сумеем переломить ситуацию, обратив её на пользу рабочему классу США».

ОПРАП, похоже, отказался от первоначального требования о переходе на 32-часовую рабочую неделю, согласившись на введение нового праздника 19 июня и предоставление дополнительных дней к отпуску, а также не настаивал на восстановлении пенсионного плана с фиксированными выплатами для сотрудников, нанятых после 2007 года. Вместо этого он призывает улучшить положение тех, кто сегодня уходит на заслуженный отдых.

«За полтора месяца профсоюз заметно сплотился, вновь доказав свой авторитет и способность до конца сражаться за интересы трудящихся, — отметил Браунинг. — От Великих озёр до Мексиканского залива члены ОПРАП объединились, чтобы в один голос заявить «большой тройке»: рекордные прибыли компаний означают прежде всего рекордные контракты для сотрудников. Благодаря силе и стойкости рабочих мы добились самого выгодного соглашения со времён, когда президентом ОПРАП был Уолтер Рейтер».

Забастовка ОПРАП снискала широкую поддержку общественности, особенно после того, как Институт экономической политики США опубликовал данные о том, что ещё в 1965-м руководители крупнейших американских корпораций получали в 21 раз больше, чем простые сотрудники. А в прошлом году зарплата топ-менеджеров в среднем в 344 раза превосходила оклад обычных «рабочих лошадок»...

 


Будни Балтийского завода


О том, чем сейчас живёт трудовой коллектив легендарного Балтийского завода, о борьбе за участие в коллективных переговорах корреспонденту газеты «Правда» Петру Королёву рассказал председатель комитета предприятия Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА) на Балтийском заводе Евгений Владимирович ШАБАЛИН.

  — Евгений, Балтийский завод — судостроительное предприятие с очень богатой историей, известное и в нашем городе, и далеко за его пределами. Чем сейчас живёт завод? Каковы основные аспекты жизни предприятия?

— С переходом Балтийского завода в систему Росатома и со сменой директора весной текущего года ожидалось, что на нашем заводе произойдут какие-то глобальные изменения: пересмотр положения об оплате труда, закупка нового оборудования, системные изменения к подходу управления и организации производства, отношение к сотрудникам. Но пока никаких изменений работники не почувствовали.

С другой стороны, заказами завод обеспечен. И в этой части есть хорошие новости для Балтийского завода: серия ледоколов 22220 будет и дальше выпускаться. Два дополнительных корабля данной серии будут строиться у нас. Завод как минимум до 2026 года будет обеспечен заказами.

— Когда работа есть, это действительно хорошо. А какие сложности возникают сейчас у тружеников Балтийского в процессе работы? Где требуется участие профсоюза? Какие вопросы для рабочих надо решить? Какие проблемы сейчас более актуальные?

— Проблемы очень разные: от системы оплаты труда до транспортного вопроса, то есть как работникам добраться до предприятия. В связи с тем что завод расположен на острове (Василеостровский район), добираться до него в условиях города-миллионника было бы гораздо проще на метро, чем на любом виде наземного транспорта. Но открытие станции метро «Горный институт», которая могла бы решить данную проблему, планируется в весьма отдалённой перспективе.

А пока остаток пути от двух ближайших к заводу действующих станций метро до проходных работникам приходится проделывать на автобусах. В часы, когда рабочие едут на смену, ещё совсем недавно на остановках собирались буквально толпы, сесть в автобус было целой проблемой. Наш профсоюз собирал подписи за увеличение количества автобусов, не остался в стороне и Российский профсоюз работников судостроения (РПРС), я думаю, и администрация завода тоже участвовала. К решению проблемы подключилась фракция КПРФ в Законодательном собрании (ЗакС). Сейчас ситуация улучшилась. Автобусов стало больше.

Но возникла новая проблема. В центре города, к которому относится и Василеостровский район, парковка станет платной с этого ноября. На сегодня вопрос с парковочными местами для заводчан очень актуален. Те, кто раньше мог парковаться на прилегающих к заводу улицах, вынуждены будут платить или пересаживаться на общественный транспорт, но это увеличивает нагрузку на автобусы.

— Какое решение вы видите?

— Возможен вариант организации бесплатных парковок для работников на территории завода, тем более что пространство позволяет. Либо можно проработать с правительством города вариант бесплатной парковки для работников на прилегающей к заводу территории. Мы, как профсоюз, видим возможность решить данный вопрос во взаимодействии с Российским профсоюзом работников судостроения, администрацией завода и фракцией КПРФ в ЗакС. С автобусами получилось — надо положительную практику распространять.

Но транспортная проблема не самая главная. Существуют и более серьёзные моменты внутри предприятия, требующие решения. Например, с системой оплаты труда.

На заводе есть те, кто получает оклад, это вспомогательные и инженерно-технические работники. Но также есть работники, кто получает оклад и сдельную зарплату. Это называется аккордной системой. Те, кто по этой системе получает зарплату, не всегда могут понять, какой она будет, так как распределение денег непрозрачно и рабочие не знают, сколько именно получит конкретный работник. Поясню. Например, какую-то секцию судна нужно приварить, и на эту работу норма, условно говоря, 200 часов. Но как эти 200 часов распределяются между рабочими, между бригадами, а следовательно, и оплата этой работы, не совсем понятно каждому сотруднику. Прояснить ситуацию помогли бы коллективный договор и внесённые в него изменения.

— И как с коллективным договором обстоят дела на Балтийском заводе?

— У нас сейчас прошли переговоры, связанные с тем, что срок коллективного договора подходил к концу. К сожалению, работодатель вместе с РПРС провели эти переговоры кулуарно. Другие профсоюзы не были извещены, не были приглашены для участия. О переговорах не известили и работников завода.

Мы со своей стороны официально обращались и к работодателю, и к РПРС с заявлением о включении нас в переговорную комиссию, как и предусмотрено законом. Также нами были высланы предложения работников и членов нашего профсоюза для обсуждения их в рамках переговорной комиссии и включения в коллективный договор. Вот некоторые из предложений:

— включить время на переодевание в рабочее время. Завод большой по площади, спецодежда обязательна, и путь от проходной до раздевалки, потом от раздевалки до рабочего места и в конце рабочего дня обратно может составлять до 40 минут;

— прозрачность аккордной системы оплаты труда, чтобы работники знали, какой объём часов был предоставлен на тот или иной заказ, и могли просчитать свою зарплату.

Работодатель и РПРС проигнорировали наши обращения, провели переговоры и продлили коллективный договор без нашего участия. Продлили его до 1 июля 2024 года с внесением изменений, с которыми наш профсоюз не согласен, поскольку они ухудшили условия для работников. В качестве примера таких ухудшений можно назвать отмену трёх дополнительных дней отпуска по болезни за свой счёт, которые можно было брать без предъявления справки о болезни.

Также если ранее в коллективном договоре было указано, что индексация заработной платы проводится в конце текущего года на уровень инфляции, то теперь чёткий срок убрали, и индексация будет проводиться в течение следующего года, а порядок её начисления будет устанавливаться локальными нормативными актами, и величину индексации будет определять работодатель.

Ухудшилась ситуация и по специальной оценке условий труда (СОУТ). За счёт класса вредности рассчитывается надбавка к окладу: 8% за класс вредности 3.2 и 12% за класс 3.3. Какой класс вредности для каких рабочих мест установлен, было также определено в коллективном договоре, и эти положения долгое время не менялись. В новом варианте коллективного договора положение по поводу процента надбавки за определённый класс вредности было изменено. Представители РПРС не смогли отстоять сохранение в коллективном договоре прежних классов вредности при проведении СОУТ на рабочих местах.

Это, конечно, негативный момент, так как коллективный договор имеет большую силу, чем любой локально-нормативный акт работодателя. Этим из рук рабочих выбивается ещё один инструмент, при помощи которого, в случае отказа работодателя от выплат надбавки, можно было в суде доказать установленный класс вредности. Теперь работодателю проще изменить класс вредности не в пользу работника. В этом и заключается негативный результат нынешних коллективных переговоров, который не может устраивать как работников, так и наш профсоюз.

Однако продление такого коллективного договора не означает, что ничего больше нельзя сделать. Наша задача — продолжать рассказывать работникам завода о коллективном договоре, его важности и ценности для них и готовиться к новым переговорам. Наша задача — принять в них участие, чтобы не допустить кулуарных договорённостей и дальнейшего ухудшения коллективного договора.

Кроме того, мы продолжим искать площадки взаимодействия с работодателем, РПРС и другими организациями для совместной работы на благо завода и его работников.



Rambler's Top100