< Предыдущая | Следующая > |
---|
Работа, её качество, культурная и профессиональная подготовка, позволяющая получить доступ к труду и сделать его реальным фактором личной и социальной эмансипации, являются предпосылками здорового и счастливого общества. Об этих вопросах Пьетро Фиокки беседовал с Генеральным секретарём Итальянской коммунистической партии Мауро Альбореси.
— Секретарь Альбореси, существует ли связь между распадом СССР и посягательством на права рабочих в Европе? Если да, то какова была динамика?
— Это факт, что после распада СССР, со всем его символическим бременем, посягательство на права рабочих в Европе, и особенно в некоторых странах, включая Италию, усилилось. Это история, причины которой были тщательно проанализированы. Фактически нам предлагали капитализм как триумфальный, с его обещаниями мира, демократии, процветания для всего человечества. Политические силы, включая те, что имели либертарианскую и радикально-демократическую ориентацию, пропагандировали «конец истории», «неизменность системы», и это определило на волне процесса глобализации, развившегося под знаменем концентрации финансового капитала, утверждение либеральной мысли и вместе с ней центральной роли рынка и предприятия. Этой центральной роли всё было принесено в жертву, начиная с условий труда.
Именно в результате этого со временем мы стали свидетелями огромного процесса приватизации, разрушения производственного потенциала периферийных стран (в первую очередь Италии) и беспрецедентной атаки на этот комплекс прав благосостояния и работы. А эти права, когда-то бывшие отличительной чертой Европы, в значительной степени были обусловлены альтернативой, представленной существовавшим социалистическим блоком.
— Какие изменения произошли с тех пор в трудовом законодательстве в ущерб трудящимся?
— Условия труда постепенно ухудшаются. Имеющиеся количественные и качественные данные свидетельствуют о том, что права трудящихся в значительной части отсутствуют, а когда присутствуют, то очень далеки от того, чтобы стать тем фактором эмансипации, включённости и участия в коллективной жизни, который подчёркивается в Конституции. Как уже отмечалось, то, что повлияло на условия труда в нашей стране, — это процесс, пришедший издалека.
Мы имеем дело с продуктом политики различных право- и левоцентристских правительств, которые вели страну под знаменем господствующей либеральной культуры, догмы жёсткой экономии, и «Европа требует этого от нас». Именно на этом фоне мы стали свидетелями глубоких «двусторонних» изменений в законодательстве о трудовых правах. Об этом говорит логика, связывающая так называемый пакет Треу, так называемый закон Биаджи, меры Монти/Форнеро и закон о рабочих местах, «Jobs Act» (названия упомянутых законов и законодательных мер относятся к прошлым представителям итальянского правительства, являвшимся их авторами. — П.Ф.). Общим аспектом в них являются ужесточение трудовых отношений, постепенное снижение уровня защиты работника и рост влияния компаний на принятие решений.
Незащищённость рабочих мест, которая лишает молодёжь, в частности, будущего, соответствующего их ожиданиям, драматическая проблема смертности и несчастных случаев на производстве, появление условий труда, которые переносят нас в прошлое, а во многих случаях позволяют говорить о новых формах рабства, и преобладание вопроса о заработной плате — всё это сегодня яркие тому примеры.
— Была ли эффективно организована и проведена борьба трудящихся против этих изменений?
— Объективным фактом является то, что с учётом постепенно складывавшейся ситуации не были приняты адекватные меры со стороны профсоюзов. Это объясняется многими причинами, которые заключаются прежде всего в том, что само итальянское профсоюзное движение в конечном итоге приняло рамки совместимости, навязанные преобладающей либеральной мыслью. Об этом свидетельствует политика в области доходов, разработанная в то же время в результате консультаций с различными правительствами, находившимися у власти, и представителями работодателей. Предполагалось, что логика консультаций противоположна логике переговоров и так далее.
Учитывая полученные ответы, возможно, нам следует сказать, что мы не давали их с течением времени в отношении условий работы. Мы наблюдали и наблюдаем настоящий кризис профсоюзного представительства, его фрагментации, не имеющий сравнений в истории республики, процесса усиливающейся пассивности, смирения с существующими условиями со стороны работников.
Мы сталкиваемся с миром труда, который так много потерял, утратил своё классовое сознание и утратил статус субъекта трансформации.
— Что касается Италии, то какова ответственность профсоюзов за ту катастрофическую ситуацию, в которой находятся сегодня трудящиеся?
— Ответственность профсоюзов за сложившуюся ситуацию очевидна. Однако в стране мы наблюдаем значительную борьбу, пусть и в основном оборонительного характера (примеров можно привести множество), борьбу, которая должна и может найти выход.
Мы должны способствовать максимально возможному единству, процессу, который преодолеет нынешнюю политическую и профсоюзную разобщённость и будет направлен на объединение борьбы, на создание фронта, направленного на изменение существующих властных отношений, на создание классовой и массовой оппозиции существующей политике.
Мы, Итальянская коммунистическая партия, подтверждаем свой выбор: работать над приведением различных позиций к синтезу в общих интересах трудящихся, развивая диалог со всеми заинтересованными профсоюзными и политическими организациями.
Мы подтверждаем, что как Итальянская коммунистическая партия мы не имеем профсоюза, с которым связаны. Мы поддерживаем классовый, боевой профсоюз, который занимается прежде всего причинами процессов, а не только их последствиями, чтобы смягчить их. Мы работаем в различных контекстах, чтобы утвердился новый протагонизм мира труда, профсоюза, чтобы он имел политическое представительство.
По всем этим причинам необходима правильно сформулированная платформа. В целом, если говорить об Итальянской коммунистической партии, то она должна быть разработана на основе лозунга «Больше государства и меньше рынка», прямо противоположного тому, что говорилось на протяжении многих лет, и тому, что предполагается сегодня.
Необходимо двигаться в направлении переписывания трудового законодательства, в том числе и тех новых форм, в которых оно проявляется, а зачастую и маскируется (показателен пример с фальшивыми номерами НДС), ставя перед собой задачу защиты всех экономически подчинённых.
Нам действительно необходимо дать решительный ответ на трагедию смертей и несчастных случаев на производстве, подтвердить культуру труда, которая восстановит понятие прав, отказывается от его подчинения господствующей простой логике прибыли.
Необходимо дать реальный ответ на давно назревшую в стране проблему заработной платы, которая касается как государственного, так и частного сектора, возобновить роль и функции национальных коллективных трудовых договоров.
В центре политических дебатов находится вопрос о минимальной заработной плате, установленной законом (для нас это 10 евро в час). Она должна быть не альтернативой коллективным переговорам, а базовым ориентиром для них, чтобы определить заработную плату (и перестать говорить, что ниже этого порога речь идёт об эксплуатации, потому что это объективный факт в отношениях между капиталом и трудом, который не вытекает из цифры, установленной в качестве ориентира).
Значительный рост, который должен повлиять на заработную плату, не может быть обеспечен только за счёт снижения налогов на компании и работников (и, следовательно, общего налогообложения), он также и прежде всего должен быть обеспечен за счёт другого отношения к получаемой прибыли, другого её распределения.
Мы должны гарантировать максимально возможную занятость и в то же время сокращение рабочего времени для жизни, которая открывает гораздо больше возможностей. Нам необходимо общее сокращение рабочего времени, выбор, ориентированный на сегодняшний день, но прежде всего на завтрашний (речь идёт о происходящих процессах реорганизации производственной системы, и кризис также служит этой цели, о всё более широком использовании новых технологий).
Короче говоря, наш горизонт может быть только таким, чтобы вернуть труд, его защиту и ценность в центр внимания. Это часть другого видения общества, в котором человек живёт не для того, чтобы работать, а работает для того, чтобы жить дольше и лучше. Общества, в котором первостепенное значение придаётся коллективным интересам, а не интересам одной стороны.
Это очень сложный вызов, который мы приняли, который требует многого от всей партии. Давайте вместе предложим альтернативу, которая необходима и возможна.