Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Факты » Газета "Правда": Два имени — одна Идея
Пятница, 15 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Газета "Правда": Два имени — одна Идея

Печать

К 105-й годовщине гибели К. Либкнехта и Р. Люксембург.


15 января 1919 года Карл Либкнехт и Роза Люксембург были убиты по приказу министра обороны Германии, члена СДПГ Густава Носке. Это двойное убийство нанесло смертельный удар по Ноябрьской революции, на которую возлагали большие надежды, в том числе и в Советской России. Высокий уровень развития страны, многочисленный и хорошо организованный рабочий класс, самая старая и самая влиятельная в Европе Социал-демократическая партия (СДПГ) — все эти условия могли бы способствовать успеху социалистической революции. Причём Либкнехт и Люксембург были убиты не классовыми врагами в традиционном понимании этого слова — монархистами или националистами. Их убили по приказу лидеров социал-демократов, тех самых, которые ещё недавно заседали в рейхстаге и были коллегами Карла Либкнехта по парламентской фракции.

  Основатели Коммунистической партии Германии Карл Либкнехт и Роза Люксембург родились в 1871 году, 13 августа и 5 марта соответственно. Карл Пауль Фридрих Август Либкнехт родился в Лейпциге в семье революционера и политика Вильгельма Либкнехта, который с 1847 года возглавлял вместе с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом «Союз коммунистов», а в дальнейшем стал одним из основателей СДПГ.

По окончании гимназии Карл Либкнехт учился в Лейпцигском и Берлинском университетах, изучал право и политэкономию, философию и историю. В 1900 году вступил в ряды Социал-демократической партии Германии (СДПГ), занимая в ней левые позиции. В 1904 году Либкнехт защищал в суде русских и немецких революционеров, которые обвинялись в нелегальном провозе через границу революционной литературы, обличал репрессивную политику русского и германского правительств.

Важнейшим пунктом социально-политической программы Карла Либкнехта стало представление о милитаризме как важнейшем пороке капитализма, что влекло за собой настойчивые антивоенные требования, которые должны были стать кирпичиком в крепости будущего мирового интернационала рабочих. Либкнехт в 1907 году стал одним из основателей «Социалистического интернационала молодёжи» — одной из крупнейших социалистических и социал-демократических молодёжных организаций, в состав которой до сих пор входят представители более чем 100 государств мира.

И хотя знаменитый лозунг К. Либкнехта «Главный враг — в собственной стране!» был провозглашён им лишь в мае 1915 года, в диалектическом плане он чётко просматривается в его брошюре «Милитаризм и антимилитаризм». В данной работе К. Либкнехт проанализировал суть милитаризма в империалистическую эпоху и теоретически обосновал необходимость антивоенной пропаганды как одного из методов классовой борьбы. В результате в конце 1907 года Либкнехт был заключён в тюрьму, получив полтора года по обвинению в «государственной измене».

В 1908 году, ещё во время заключения в крепости Глац, К. Либкнехт был избран депутатом прусского ландтага (собрание представителей) от Берлина, а уже в 1912 году — депутатом германского рейхстага. Политик продолжал обличать германских милитаристов, которые, по его словам, готовились разжечь пожар мировой войны. Так, в апреле 1913 года Либкнехт с трибуны рейхстага назвал крупнейших промышленников Германской империи во главе с «пушечным королём» Круппом поджигателями войны. По мнению Карла Либкнехта, только солидарность мирового пролетариата могла бы умерить непомерные аппетиты капиталистов-милитаристов.

Начало Первой мировой войны выявило критические противоречия внутри Второго Интернационала, сопоставимые по своей сути с размежеванием российской РСДРП на большевиков и меньшевиков в июле 1903 года. Позицию европейских социал-демократических руководителей В.И. Ленин подверг острой критике, охарактеризовав её следующим образом: «С чувством глубочайшей горечи приходится констатировать, что социалистические партии главнейших европейских стран своей задачи не выполнили, а поведение вождей этих партий — в особенности немецкой — граничит с прямой изменой делу социализма. В момент величайшей всемирной исторической важности большинство вождей теперешнего, Второго (1889—1914) социалистического Интернационала пытаются подменить социализм национализмом».

И действительно, ещё 25 июля 1914 года манифест Центрального комитета СДПГ говорил о том, что ни единой капли крови немецкого солдата не должно быть принесено в жертву державному самолюбию австрийских властителей и интересам барышей капиталистов. Однако в разгар мобилизационных мероприятий уже выносится партийная резолюция о том, что в момент опасности «отечество» не будет оставлено на произвол судьбы. Исходя из этих принципов депутаты от СДПГ голосуют за военные кредиты.

4 августа происходит то самое «предательское голосование» парламентской фракции Социал-демократической партии в рейхстаге за военные кредиты, во время которого выносится декларация: «Теперь мы стоим перед железным фактом войны. Нам предстоят ужасы вражеских нашествий. Мы должны теперь голосовать не за войну, а решать вопросы об отпуске средств, необходимых для защиты страны».

Учитывая это в период начала мобилизации, а именно 31 июля, германское военное министерство выпускает для высших военных начальников циркуляр за №64: «Согласно достоверному сообщению, Социал-демократическая партия имеет твёрдое намерение вести себя так, как это подобает немцу в нынешних условиях. Считаем своей обязанностью довести сие до вашего сведения, дабы военные начальники приняли это во внимание при проведении своих мероприятий».

Таким образом, в Германии официальные лидеры крупнейшей политической партии (в числе которых Густав Носке — будущий рейхсминистр обороны, сыгравший ключевую роль в подавлении революционного движения в Германии в 1919 году) своим предательством обеспечили планомерное проведение мобилизации и помощь своей буржуазии для ведения войны. В ходе голосования 4 августа Карл Либкнехт, будучи членом фракции СДПГ, вопреки собственным заявлениям и убеждениям, вынужден был подчиниться решению совета фракции в рейхстаге и проголосовать за предоставление военных кредитов германскому правительству. Однако уже в ходе следующего голосования, 2 декабря 1914 года, он был единственным в германском рейхстаге, кто проголосовал против выделения военных кредитов.

В переданном председателю рейхстага письменном заявлении Либкнехт охарактеризовал мировую войну как войну захватническую. Данное заявление было затем распространено в виде нелегальной листовки. В результате 2 февраля 1915 года К. Либкнехт был исключён из Социал-демократической фракции рейхстага «за нарушение партийной дисциплины».

В 1915 году К. Либкнехт был призван в армию, где продолжил антивоенную агитацию, используя возможности депутата рейхстага и прусского ландтага. Своим решением Либкнехт, как указывал В.И. Ленин, присоединился к большевистскому лозунгу: «… превращение империалистической войны в гражданскую войну…», «… когда сказал с трибуны рейхстага: обратите оружие против своих классовых врагов внутри страны!». В листовке «Главный враг — в собственной стране!», выпущенной в мае 1915 года, Либкнехт подчёркивал, что главным врагом немецкого народа является германский империализм.

В своём послании Циммервальдской конференции (1915 год) Либкнехт выдвинул лозунги: «Гражданская война, а не гражданский мир! Соблюдать международную солидарность пролетариата, против псевдонациональной, псевдопатриотической гармонии классов, интернациональная классовая борьба за мир, за социалистическую революцию». В указанном послании он также призывал к созданию нового Интернационала.

Начиная с 1916 года К. Либкнехт вступает в прямое противостояние с занявшей соглашательские позиции СДПГ. На базе оппозиционной внутрипартийной группы «Интернационал» создаётся новая политическая организация — «Союз Спартака». Стоит особо подчеркнуть, что «Союз Спартака» — это марксистская организация, ставшая впоследствии ядром Коммунистической партии Германии. Ключевую роль в её создании сыграли К. Либкхнехт и Р. Люксембург.

Ровесница и соратница К. Либкнехта Роза Люксембург родилась в городе Замосць в Польше, входившей тогда в состав Российской империи, в еврейской семье. Её отец был лесоторговцем. Роза блестяще училась в школе и начала интересоваться политикой ещё в ранней юности, примкнув к подпольному объединению социалистов. Поступив в женскую гимназию в Варшаве, Роза сразу же начинает заниматься революционной деятельностью, став активной участницей польской подпольной организации «Пролетариат». Спасаясь от преследования властей, она эмигрирует в Швейцарию, присоединяется к сформировавшимся там марксистским революционным кружкам. Понимая важность наличия всестороннего образования, она поступает в Цюрихский университет, где изучает политическую экономию, право и философию и, кроме того, продолжает заниматься революционной пропагандой среди студентов.

Активная политическая деятельность Розы Люксембург начинается в 1890-е годы, когда она становится одним из основателей Социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы и берёт на себя руководство её печатным органом — газетой «Справа роботнича». В 1898 году Люксембург переезжает в Германию, причём для получения немецкого подданства она вынуждена была вступить в фиктивный брак.

Роза Люксембург, безусловно, входит в число выдающихся деятелей социал-демократического и коммунистического движения начала XX века. Как талантливый оратор и политический агитатор она активно участвует в заседаниях и конгрессах Второго, а затем и Третьего Интернационала. Кроме того, Люксембург известна и как теоретик революционного марксизма: её работа «Накопление капитала» содержит ряд утверждений и выводов, которые легли в основу целого направления в экономической мысли.

За свои убеждения революционерка подверглась политическим репрессиям: с 1915 года Роза Люксембург отбывала срок в Берлине, затем — в крепости Вронке в Силезии, а потом была переведена в Бреслау. Но даже находясь в тюрьме, Р. Люксембург продолжала агитационную работу, конспиративно посылая из заключения подписанные псевдонимом «Юниус» брошюры и воззвания к рабочим, одно из которых — «Кризис социал-демократии» — высоко оценил В.И. Ленин.

Упомянутая выше группа «Интернационал», позаимствовавшая название у журнала, который редактировала Роза Люксембург, тайно вела антивоенную пропаганду с самого начала Первой мировой войны. Это в значительной степени обусловило объединение немецких левых антивоенных сил в «Союз Спартака». 1 мая 1916 года членам «Союза Спартака» удалось организовать собрание, на котором К. Либкнехт произнёс антивоенную речь, а в ходе уличной демонстрации призвал к вооружённому выступлению против правительства, ведущего захватническую войну. Эти призывы стоили ему тюремного заключения.

Военный суд приговорил Либкнехта к заключению сроком на 4 года и 1 месяц, к исключению из армии и лишению гражданских прав на 6 лет. Срок он отбывал в каторжной тюрьме Люкау, откуда был освобождён в октябре 1918 года под давлением общественности в условиях приближающегося краха германского самодержавия.

Роза Люксембург смогла вернуться в Берлин месяцем позже — 10 ноября 1918 года, на следующий день после отречения Вильгельма II от престола и накануне перемирия, когда ноябрьская революция достигла своего апогея. В Берлине, столице теперь уже бывшей империи, царила тотальная неразбериха, близкая к политической анархии. Социально-политическая напряжённость в ряде кварталов (особенно с преимущественно рабочим населением) переросла в столкновения. Повсеместно происходили шествия рабочих с красными знамёнами в поддержку «Союза Спартака» и с требованиями отдать власть Советам рабочих, поющих «Интернационал» и социалистический гимн «Братья, вперёд, к солнцу и свободе».

В то же время по городу разъезжали патрульные автомобили с пулемётами и перемещались сотни обездоленных солдат, готовых завербоваться в качестве наёмников для восстановления порядка в красных кварталах. Кстати, именно эта категория бывших фронтовиков в дальнейшем первыми вступит в ряды нацистских штурмовиков Э. Рема.

Одним из символов царившего тогда в Берлине безвластия стал следующий эпизод:

9 ноября республика была провозглашена дважды! Социал-демократ Филипп Шайдеманн с трибуны рейхстага объявил о создании «Германской Республики», буквально на час опередив Карла Либкнехта, который, выйдя на балкон замка Гогенцоллернов, обратился к толпе своих сторонников с лозунгом «Да здравствует свободная социалистическая Республика!».

Таким образом появились два несовместимых друг с другом политических движения. Одно из них — это передача власти Советам и борьба за социализм, за что ратовала Коммунистическая партия Германии (КПГ), созданная 1 января 1919 года, основной силой которой стали члены «Союза Спартака».

Второе — движение опиралось на вооружённые силы для подавления революционных настроений и было поддержано социал-демократами. В телеграмме войскам фельдмаршал Гинденбург подчеркнул, что высшее командование готово сотрудничать с вновь назначенным канцлером Эбертом, чтобы «не допустить распространения большевизма в Германии». 10 ноября ассамблея Советов рабочих и солдат не выразила левым революционерам поддержки, которую те ожидали. Большинство выступало за прекращение войны как первого условия улучшения социального положения рабочих.

В начале января реакция на увольнение начальника полиции Эмиля Эйхгорна, симпатизировавшего левым силам, дала правительству удобный повод для подавления революционного мятежа. По призыву Коммунистической партии около 150 тыс. человек вышли на манифестации в поддержку Эйхгорна. Но для противоборства с регулярной армией одной революционной решимости было явно недостаточно. В период с 6 по 15 января отряды фрайкоров под командованием Густава Носке фактически учинили расправу на улицах Берлина: огонь из пулемётов и винтовок вёлся на поражение, раненых революционеров добивали на месте.

Г. Носке, министр обороны и лидер СДПГ, заявил тогда: «Кому-то приходится быть кровожадным псом. Я не боюсь взять эту ответственность на себя».

В критический для революции момент Роза Люксембург и Карл Либкнехт не бросили берлинских рабочих и не покинули город. В результате их обоих арестовали, привезли в отель «Эдем», а затем они без суда и следствия были убиты солдатами фрайкора под командованием Вальдемара Пабста, подчинённого Г. Носке.

В. Пабст после допроса Розы Люксембург и Карла Либкнехта приказал препроводить их в тюрьму. Однако ещё до самого допроса он отдал устное распоряжение начальнику конвоя ликвидировать арестованных по дороге к месту заключения. Либкнехта застрелили в Тиргартене, якобы при попытке к бегству. Р. Люксембург, ещё перед выездом в тюрьму, в коридоре убили прикладом винтовки (по другой версии — выстрелом в упор из пистолета в висок) и сбросили её тело в Ландвер-канал.

Несколько месяцев, благодаря заголовкам газет, люди думали, что Розу Люксембург линчевала толпа. Никто даже не догадывался о настоящей причине её гибели. И только в начале лета её останки были выловлены из воды и идентифицированы. Спустя две недели она была похоронена на берлинском кладбище.

«Кровавая неделя» 6—15 января 1919 года, как прозвали события тех дней в Берлине, повергла рабочий класс в оцепенение. И хотя революция формально ещё продолжалась в различных частях страны, но она носила стихийный характер. В Бремене, провозглашённом «социалистической республикой», столкновения с войсками унесли около сотни жизней. В Руре рабочие решили национализировать угольные шахты и заняли кабинеты руководства в Эссене. Аналогичная судьба была уготована и Баварской советской республике в апреле 1919 года. На все эти выступления министр и лидер СДПГ отвечал террором (стрельбой по толпе, массовыми расправами и т.д.).

К сожалению, следует признать, что члены «Союза Спартака» и вновь созданной Коммунистической партии Германии (КПГ) неверно оценили соотношение сил и совершили ряд тактических ошибок. В двух статьях, опубликованных изданием «Die Rote Fahne» (нем. «Красное знамя». — Прим. авт.) накануне и в день их смерти, Карл Либкнехт и Роза Люксембург вдумчиво проанализировали причины своего поражения.

Не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что сама КПГ на момент революционных выступлений в Берлине с 6 по 15 января ещё не обрела необходимой структурной и организационной целостности, сопоставимой с РСДРП(б) образца октября 1917 года. Но именно на СДПГ лежит огромная историческая ответственность за то, что среди «левых» в Германии произошёл непоправимый раскол, который несколькими годами позже обернётся для них неспособностью противостоять подъёму нацизма.

Убийство германских революционеров Карла Либкнехта и Розы Люксембург 15 января 1919 года историк Исаак Дойчер назвал последним триумфом кайзеровской Германии и первым — нацистской. До прихода к власти национал-социалистов в 1933 году оставалось ещё больше десятилетия, но расправа над немецкими коммунистами даёт нам полное право считать её первым шагом на пути к тотальной социально-политической катастрофе, которую предстояло пережить этой стране в ближайшие десятилетия.



Rambler's Top100